Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ


Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья одним из важнейших условий эффективности учебного процесса является развитие познавательного процесса. Важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание, сосредоточенность, что способствует успешному выполнению заданий, повышению познавательной деятельности.

Активизировать - это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Активная познавательная деятельность должна быть организована с организационного момента.

Активность учащихся, их интерес к материалу, должны быть поддержаны на всех этапах урока.

Таким образом, степень познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Я стараюсь наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование математических процессов, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов, творческому развитию мышления, активизируя учебную и познавательную деятельность учащихся.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного.

Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  • дополнительные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

В работе с детьми ОВЗ использую различные приемы по активизации познавательной деятельности:

  • Задачи и задания проблемного характера;
  • Проблемные вопросы;
  • Сталкивание мнений;
  • Лженеумение, лжезатруднение.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ я использую следующие активные методы и приёмы обучения:

  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой - минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
  • Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда.
  • Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.
  • Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия меня как учителя с другими участниками образовательного процесса.
  • Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет мне чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.

В своей работе использую логические операции на коррекцию и развитие логического мышления:

  • узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая мне вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу.
  • сравнение предметов: предлагаю сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому пол ряду признаков.
  • группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-й - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.

Применяю логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий:

  • сформированность понятий: предлагаю назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки - одежда).
  • конкретизация понятий: предлагаю назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы - перелетные, зимующие…).
  • определение конкретных понятий: предлагаю дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня - это дерево, на котором растут яблоки).
  • сравнение понятий: предлагаю сравнивать между собой конкретные понятия «девять» утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).
  • исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-е - нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст).
  • выявление общих понятий: предлагаю подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Таким образом, проблема активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ является на сегодняшний день одной из актуальных проблем. Поиски пути развития активизации их познавательных способностей - это первостепенная задача педагога, работающего с детьми с ОВЗ.