Специфика трудных ситуаций у подростков

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: подростки, подросток и школа


Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов психического развития.

Именно в подростковом периоде наблюдается наибольше всего различных трудных жизненных ситуаций. На их появление влияют как внешние факторы (макросреда), так и внутренние (микросреда). И те, и другие приводят к тому, что подросток, попадая в трудную ситуацию, не может самостоятельно из нее выйти, и это иногда приводит к трагическому исходу.

Психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть их развития.

Как же помочь подросткам преодолевать без последствий трудные жизненные ситуации? Проблемой изучения трудных ситуаций у подростков занимались многие психологи: Р.Б.Аугис, А.С.Зобов, Д.И.Исаев, В.В.Ковалев, Ф.Е.Василюк. Особое место в этих исследованиях занимают работы Е.Е.Даниловой, которая изучала трудные ситуации у детей 9-11 летнего возраста.

Однако, в целом, проблема изучения трудных жизненных ситуаций изучена недостаточно.

С учетом этого обстоятельства нами было проведено исследование по определению специфики трудных жизненных ситуаций среди школьников 6-10 классов. В исследовании приняли участие учащиеся одной общеобразовательной средней школы города Москвы в количестве 153 человек. С целью выявления и определения трудных жизненных ситуаций у подростков нами была подготовлена специальная анкета.

Все трудные жизненные ситуации нами были условно разделены на 4 группы:

  • материальные;
  • конфликты;
  • проблемы, связанные «с потерей»;
  • вредные привычки.

Нами была предпринята также попытка провести анализ вышеперечисленных групп трудных жизненных ситуаций по месту их возникновения, к которым мы отнесли - школу, среду за пределами школы, семью.

В ходе обработки материала мы получили следующие данные.

Практически все подростки (96%) указали на наличие трудных ситуаций.

По группам трудных жизненных ситуаций на 1-м месте у подростков преобладают конфликты (377 случаев). 2-е место заняли проблемы, связанные «с потерей» (287), на 3-е место школьниками поставлены вредные привычки (244), а на 4-м месте оказались материальные проблемы (37).

Как показывают исследования, наличие трудных жизненных ситуаций в школе подростки связывают прежде всего с конфликтами со сверстниками (друзьями, ссорами с парнем или девушкой, с которыми дружат и т.п.). Они названы подростками преобладающими (81,3 %). При этом конфликтные ситуации указанного характера больше всего преобладают среди учащихся 7 и 8 классов.

Далее, по анализу полученных ответов, у школьников следуют конфликты с учителями (около 32,4%). Здесь также рост конфликтных ситуаций данного характера преобладает также среди учащихся 7 и 8 классов.

Вместе с тем, анализируя ситуацию существования у подростков трудностей в школе, следует объективно учитывать, что на эту ситуацию влияют как сам процесс обучения (который является психотравмирующим фактором), так и предусмотренные существующими в настоящее время программами обучения большие нагрузки, особенно для старшеклассников.

Далее по частоте возникновения, значимости у подростков следуют конфликты, которые возникают в семьях школьников. К этим трудным жизненным ситуациям школьники относят прежде всего конфликты в семье между родителями (около 28,6 %).

Причиной существования трудных ситуаций школьники называют также неполные семьи родителей (около 22,4%), наличие напряженных отношений школьников с родителями (около 22,5 %)

Школьники отмечают влияние на возникновение трудных ситуаций в семьях наличие случаев злоупотребления спиртными напитками родителей (около 22,5%).

Рассматривая проблему конфликтов необходимо обратить внимание еще на один ее серьезный аспект.

У части подростков наблюдалась одна из форм девиантного поведения - агрессивность.

Подростковая агрессия - чаще всего следствие озлобленного и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных проблем, неудач и несправедливости (развод родителей, неуспеваемость в школе, конфликты, отсутствие друзей и т.п.).

Так, исследования показали, что агрессивность к учителям выражают около 22% школьников, отмечают наличие агрессивности к своим одноклассникам около 14,5 % подростков

На 2-е место среди тяжелых жизненных ситуаций учащимися вынесены проблемы, связанные с «потерей» (под этим понятием, в данном контексте, понимается потеря интереса к учебе, прогулы уроков, неуспеваемость, потери друзей, близких членов семьи и т.п.).

При этом у подростков доминирует потеря интереса к учебе. Это больше всего отмечается в 8, 9 и 10 классах (около 42 %).

Наличие проблем с учебой (и плохую успеваемость) отмечают более трети учащихся (34,7 %).

Прогулы уроков подтверждают четверть учащихся.

Болезнь или смерть близких членов семьи оказывает серьезное влияние на возникновение трудных жизненных ситуаций у более чем двух третей учащихся (около 71,8%), при этом с увеличением возраста школьников этот показатель влияния, как правило, снижается.

На качество учебы, как показывает анализ, влияет и такой фактор, как потеря друзей (около 15,1%). Действие указанного обстоятельства также снижается с увеличением возраста учащихся.

На 3-е место среди тяжелых жизненных ситуаций учащимися вынесены вредные привычки. На их формирование, как правило, вне школы, оказывает огромное влияние макросреда (социум). Это неодинаковые социально-экономические условия жизни подростков, молодежные течения радикальной направленности, прогрессирующая в молодежной среде наркомания, молодеющий алкоголизм, пропагандируемый телевидением мир насилия и т.д.

При этом такая форма девиантного поведения, как курение наблюдается почти у четверти школьников (около 23%).

Аналогичным образом складывается ситуация, связанная с употреблением подростками спиртных напитков (около 23%).

По вышеперечисленным и иным причинам на педагогический учет и учет в детскую комнату милиции поставлено почти 20% учащихся.

Материальные проблемы отнесены московскими школьниками на 4-е место (около 24,2 %).

В результате неблагоприятного воздействия трудных жизненных ситуаций появление у себя раздражительности, нервозности и усталости ощущают до половины подростков (45,4%), причем в 8-10 классах - их большая часть.

Неуверенность в себе чувствовали примерно треть учащихся (около 30,5 %), а в 10 классах - более половины. При этом отмечаются случаи, когда даже категория хорошо обучающихся учеников чувствует себя неуверенно.

Раздражительность к людям на улице отмечают около 16,3% подростков, при этом с возрастом она усиливается.

Появление раздражительности, усталости, нервозности больше всего наблюдалось у подростков выпускных и предвыпускных классов, что связано с указанной нами чрезмерной нагрузкой, неправильным (или нерациональным) режимом ведения образа жизни и другими причинами.

Появление указанных симптомов свидетельствует также о том, что у подростков появляются начальные признаки невроза, с которыми нужно бороться уже сейчас - на раннем этапе, а не тогда, когда они (признаки невроза) приведут к заболеванию.

Проделанная нами работа позволила выявить в каждом классе подростков, у которых существуют большое количество трудных жизненных ситуаций (6 кл. - 13 чел., 7 кл. - 14 чел., 8 кл. - 7 чел., 9 кл. - 23 чел., 10 кл. - 16 чел., всего - 73 чел., что составило почти половину (47,7 %) исследуемого контингента из 153 чел.), и в определенной мере систематизировать трудные жизненные ситуации подростков в период обучения в школе.

Это позволило сосредоточить внимание педагогов, родителей, общественности на разрешение существующих проблем у подростков в период учебы, выработать рекомендации по их оптимальному преодолению и минимизации возможных негативных последствий.

Полученные результаты, на наш взгляд, будут интересными для руководителей общеобразовательных учреждений, руководителей и преподавателей Центров дополнительного профессионального образования и других категорий специалистов, занимающихся проблемой образования молодежи.