Методический семинар "Коллаборативная среда обучения как средство развития личностных компетенций на уроках английского языка"

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Ежедневно нас окружает информация, выраженная в словах и фразах. Порой и взрослому человеку сложно преодолеть трудности перевода Тогда, что говорить о детях. Как же получить нужные знания без заучивания, как сделать уроки английского интересными и живыми?

Новая парадигма образования состоит в том, чтобы не просто передавать учащимся знания, а учить их умению адаптироваться в новых условиях жизни. И для этого Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает использование современных образовательных технологий.

Личностно-ориентированные технологии предполагают, что в центре школьной образовательной системы находится уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта. Способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания.

Необходимость перехода к личностно-ориентированному образованию связана с изменениями, происходящими в социально-экономической, политической, культурной и образовательной областях. Уже сегодня востребован образ учащихся нового типа. Ценится способность работать в новых условиях, высокий уровень общей культуры, умение работать с постоянно увеличивающимся объемом информации, планировать и прогнозировать результаты своей работы.

На занятиях я использую один из способов развития личностных компетенций - совместное обучение.

В технологии сотрудничества выделяется коллаборативный подход, или совместное обучение, обучение в сотрудничестве (от англ. collaborative learning) - обучение, основанное на тесном взаимодействии между учащимися или между учащимися и преподавателем.

«Коллаборативное обучение - образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. В основе обучения лежит деятельность, в которой участники взаимодействуют друг с другом посредством общения».

Значение создания коллаборативной среды в процессе преподавания и обучения известно и доказано давно. Для того чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо создавать условия, способствующие раскрытию интеллектуального потенциала учащихся. Для обеспечения этого состояния необходимо внимание учителя к каждому обучающемуся. Каждому ребенку очень важно ощущать себя «своим» на занятии, не бояться высказать свое мнение, знать, что любой его ответ будет услышан учителем, сверстниками и никто его не осудит за, возможно, неправильный ответ.

Обучение в сотрудничестве является личной философией, а не только методом, используемым в классе.

Основными характеристики совместного процесса обучения следующие:

  • Обучение является активным процессом, согласно которому обучающиеся усваивают информацию и связывают ее усвоение со знанием, которым они обладают.
  • Обучение требует решения задач, которые возможны при условии активного участия сверстников, обработки и обобщения информации, а не механического запоминания и повторения.
  • Обучающиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения разных людей.
  • Обучение совершенствуется в условиях социальной среды, в которой обучающиеся беседуют. Во время этой интеллектуальной гимнастики, обучающиеся создают основу и смысл рассуждений.
  • В коллаборативной среде обучения, обучающиеся развиваются и в социальном, и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, вынуждены выражать и защищать свои идеи. При этом обучающиеся начинают создавать свои собственные уникальные концептуальные рамки, а не полагаться только на экспертов или рамки текста.

Таким образом, в условиях коллаборативного обучения, обучающиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепций, принимать активное участие (Smith and MacGregor, 1992).

Формы работы: групповые проекты, совместные работы, ролевые игры, диспуты, дебаты, пресс-конференция, викторины, игра-стратегия, позволяющие обучающиеся получать знания через активную совместную работу: поиск информации, обсуждение и принятие решений. При этом происходит более тесное сотрудничество между учителем и учениками, что также позволяет говорить и о персонализированном обучении.

Приемы и методы: … Существуют несколько вариантов данного метода обучения. В настоящее время я апробирую вариант learning together (учимся вместе). Этот вариант обучения разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д.Джонсон, Р.Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы обучающиеся общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Каждый участник группы отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому обучающиеся внутри группы стремятся досконально разобраться в предложенном задании. И от этого выигрывает весь класс, поскольку совместно ликвидируются пробелы в знаниях. Для достижения положительного результата при использовании метода обучения в сотрудничестве надо придерживаться следующих требований:

  • Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо сказать об их ответственности за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.
  • Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно, как совместные усилия, так и индивидуальные.
  • Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется помощь.

Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание - это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т.е. разделение всей группой одних и тех же идей.

Принципы технологии

Обучение в сотрудничестве является личной философией, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчеркивают способности и вклад отдельных членов группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы.

Обучение в сотрудничестве - образовательный подход к преподаванию и обучению, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Обучение в сотрудничестве основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой и посредством подобных разговоров осуществляется обучение.

В педагогике имеется достаточное количество подходов обучения в сотрудничестве, но основные характеристики совместного процесса обучения следующие:

  • Обучение является активным процессом, согласно которому студенты усваивают информацию и связывают ее усвоение со знанием, которым они обладают.
  • Обучение требует решения задач, которые возможны при условии активного участия его/ее сверстников, обработки и обобщения информации, а не механического запоминания и повторения.
  • Учащиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения разных людей.
  • Обучение совершенствуется в условиях социальной среды, в которой учащиеся беседуют. Во время этой интеллектуальной гимнастики, учащиеся создают основу и смысл рассуждений.
  • В коллаборативной среде обучения, учащиеся развиваются и в социальном, и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, вынуждены выражать и защищать свои идеи. При этом учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные концептуальные рамки, а не полагаться только на экспертов или рамки текста.

Таким образом, в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепций, принимать активное участие (Smith and MacGregor, 1992).

Учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. Исследователи утверждают, что, несмотря на предмет, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и дольше сохраняют полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворенными своими классами.

Правила организации групп

Группы могут создаваться различными способами. Иногда учителей (и учащихся) просто просят поработать с коллегами (друзьями), в других случаях формируются случайно выбранные группы. Иногда группы создаются в соответствии с конкретными сильными сторонами личностей.

Каким бы способом ни образовывалась группа, необходимо знать, что любой вновь сформированной группе людей требуется время для адаптации и приспособления к особенностям характера, навыкам и стилям работы друг друга. Успешные группы учатся использовать преимущества этих различий, точно определять их на начальном этапе и организовывать деятельность группы соответствующим образом.

Этап формирования не ограничивается началом работы группы. По мере осведомленности членов группы друг о друге будет постепенно изменяться динамика работы группы, и группе будет необходимо реагировать на такие изменения, корректируя работу, по мере необходимости.

Правила работы в группах.

Групповая деятельность предполагает решение более сложных задач, чем те, которые могут решаться индивидуально.

Любая команда должна руководствоваться общим сводом правил, которые должны знать и понимать все ее члены. Это необходимо для того, чтобы каждый член группы знал, что от него ожидают, как будет распределяться и поддерживаться работа, и каким образом будут достигнуты результаты.

Роль учителей

Групповая работа должна организовываться и поддерживаться учителями, а также должно выделяться время для обсуждения после выполнения задания.

Учителя должны поддерживать эффективную работу групп и способствовать достижению положительных результатов.

Работа с классом должна включать обсуждение того, что будет достигнуто, и, что планируется узнать, и как обучение всего класса связано с заданиями для работы в группах. В ходе обсуждения необходимо напоминать учащимся о навыках, стратегиях и правилах, которые они должны использовать.

Вмешательство учителя должно быть деликатным и смоделировать практику, рекомендуемую учащимся. Для обеспечения совместной работы групп, возможно, на начальных этапах потребуется больше поддержки со стороны учителя.

По окончании занятия учитель должен стимулировать учащихся к размышлению над процессом и результатами групповой работы.

Результаты кооперативной работы в группах.

Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении.

Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других.

Что такое эффективное групповое общение?

Наиболее благоприятным аспектом работы в группах является возможность общения, но это требует умения не только говорить, но и слушать, поэтому существует несколько основных правил, которые должны знать учащиеся:

  • Говорить по очереди
  • Активно слушать
  • Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
  • Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
  • Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
  • Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
  • Помогать и просить о помощи
  • Давать и просить пояснения
  • Пояснять и оценивать идеи
  • Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
  • Подводить итоги обсуждения
  • Приводить убедительные аргументы
  • Стратегии решения проблем

Работа в группах с целью решения существующей проблемы - очень действенный способ обучения. Учащиеся будут планировать задания и организовывать их выполнение, чтобы не зависеть от взрослых. Этот подход позволит учащимся:

  • Эффективно планировать время
  • Коллективно обсуждать инновационные подходы и идеи
  • Определять, требуется ли какая-либо индивидуальная деятельность или обдумывание до работы в группе
  • Назначать роли (руководитель, секретарь, репортер, наблюдатель и т.д.) внутри группы или поручать части задания различным членам группы
  • Достигать согласия при выполнении задания.

Литература

  1. https://te-st.ru/2014/02/10/successful-crowdsourcing/ - 11 принципов успешного краудсорсинга в образовании.
  2. http://www.edustandart.ru/kollaborativnaya-sreda-obucheniya/
  3. Бектасова Г.К. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 3-4.