Программа дополнительного образования по развитию графомоторных навыков «Волшебная клеточка»

Разделы: Логопедия, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1


Направленность: Социально-педагогическая.

Уровень: ознакомительный.

Возраст: 5-7 лет.

Срок реализации: 1 год (62 часа).

Пояснительная записка

Актуальность

В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Большое значение для руки имеет развитие графической моторики. Графомоторика - это один из конечных продуктов сенсорной интеграции. Это способность синхронной динамичной работы мускулов кисти, предплечья и плеча ведущей руки для сохранения равномерного нажима карандаша или другого инструмента (ручки, кисточки, мелка) в течение длительного отрезка времени. С другой стороны, это статичная работа мускулов большого, указательного и среднего пальцев для удержания инструмента (карандаша, ручки и т.п.) в постоянном и стабильном положении. Кроме того, в этой работе участвует и левая рука для правши (правая для левши), которая не должна дублировать работу ведущей руки, а выполнять свою параллельную функцию. Всей этой работой «заведуют» моторные отделы головного мозга, и, пока эти процессы не доведены до автоматизма, они потребляют большое количество нервной энергии.

Как показывает опыт работы, развитие графических навыков подготавливает руку ребёнка к письму, учит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что служит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

  • низкий темп письма;
  • быстрая утомляемость при письме;
  • неровная, «дрожащая» линия;
  • «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
  • слишком сильный нажим;
  • трудности в воспроизведении формы графических элементов;
  • несоблюдение размера графических элементов;
  • несоблюдение наклона письма;
  • большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
  • нежелание выполнять письменные упражнения.

В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно, управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность.

Рисование по клеточкам - очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.

Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе.

Цель: развитие начальных графо-моторных навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.

Задачи:

  • Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
  • Развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления.
  • Развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику; право- и левостороннюю ориентацию, внимание.
  • Формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий.

Принципы реализации Программы

  1. Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.
  2. Доступность - деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей , построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
  3. Проблемность - направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
  4. Принцип интеграции - образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально-личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
  5. Развивающий характер обучения - на развитие пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости, внимания, ориентацию в пространстве.

Развитие точных движений пальцев рук способствует развитию у детей следующих психических процессов:

  1. Внимания. Упражнения с росчерками требуют от детей концентрации внимания для эффективного результата.
  2. Конструктивного мышления и творческого воображения. Созданные росчерком фигурки лишь отдаленно напоминают реальные предметы. Ребенку необходимо "включить" фантазию, чтобы увидеть индивидуальность и характерные особенности рисунка.
  3. Двигательной памяти. Каждое новое движение руки основывается на уже сформированном моторном навыке, что естественно вызывает потребность вспоминать двигательные образы. К тому же детям хочется запомнить росчерки и фигуры для дальнейших игр. При определенном опыте дети создают росчерки не по схеме, а по памяти.
  4. Визуального и тактильного восприятия. В процессе работы у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными инструкциями и перевод их значения в практическую деятельность.
  5. Речи (грамматического строя речи, связной речи, звуконаполняемости слова, логоритмики, лексики).

В процессе занятий развиваются следующие эмоционально-волевые качества:

  • Умение объективно оценивать свою работу.
  • Уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях не бывает.
  • Усидчивость.
  • Целеустремленность.
  • Аккуратность

Развитие графических навыков имеет большое значение при поступлении ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно-двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук у детей.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.

Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий.

Кроме того, работа по развитию движений рук должна иметь систематический и регулярный характер, только в этом случае может быть достигнут успех.

Организационный раздел

Представленная программа дополнительного образования по развитию графо-моторных навыков «Волшебная клеточка» (далее Программа) рассчитана на 1 учебный год для детей 5-7 лет. Занятия проводятся с группой детей 10 -12 человек.

В Программе представлено 62 занятия. Работа по Программе начинается с октября месяца, проводится 2 раза в неделю. Время рассчитано в соответствии с возрастными особенностями и в СанПИН, что составляет 30 минут.

Материально-техническое оснащение проекта:

  • тетради в клетку;
  • простые ластики;
  • графические диктанты;
  • простые карандаши.

Тематическое планирование

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Блок «Точка»

ОКТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

1. «Знакомство с клеточкой». Задание № 1,2,3.
2. «Точка в клетке» Задание № 4,5,6,7.

2 НЕДЕЛЯ

1. «Точка сверху, точка снизу» Задание № 8,9,10,11
2. «Точка сверху, точка снизу» Задание №12,13,14.
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец

Блок «Палочка»

3 НЕДЕЛЯ

1. «Орнамент из точек»
Задание № 15, 16, 17, 18.
2. «Орнамент из точек»
Задание № 15, 16, 17, 18.

4 НЕДЕЛЯ

1. «Орнамент из точек»
Задание № 19, 20, 21
2. «Орнамент из точек»
Задание № 22, 23, 24, 25.

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

1. «Палочка-точка»
Задание № 26, 27, 28.
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец
2. «Палочка-точка в уголке»
Задание № 29, 30, 31, 32.

Блок «Геометрическая фигура»

2 НЕДЕЛЯ

1. «Палочка-точка в уголке»
Задание № 29, 30, 31, 32..
2. «Палочка-точка в уголке»
Задание № 29, 30, 31, 32.

3 НЕДЕЛЯ

1. «3 палочки в клетке (вертикально)»
Задание № 33, 34, 35,36.
2. «3 палочки в клетке (вертикально)»
Задание № 33, 34, 35,36.

4 НЕДЕЛЯ

1. «3 палочки в клетке (горизонтально)»
Задание № 37, 37(2),37 (3)
2. «Флажки»
Задание № 38, 39, 40.
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

1. «Флажки»
Задание № 38, 39, 40.
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.
2. «Наклонная палочка-точка»
Задание № 41, 42.

2 НЕДЕЛЯ

1. «Орнаментов из квадратов»
Задание № 43, 44, 45.
2. «Орнаментов из квадратов»
Задание № 46, 47, 48, 49. Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.

Блок «Штриховка»

3 НЕДЕЛЯ

1. «Штриховка по вертикали»
Задание № 50, 51, 52, 53.
2. «Штриховка по горизонтали»
Задание № 54, 55, 56, 57.

4 НЕДЕЛЯ

1. «Штриховка по диагонали»
Задание № 58, 59, 60, 61.
2. «Штриховка по диагонали»
Задание № 62, 63, 64, 65, 66.
Рабочая тетрадь,
Простой карандаш, образец.

Блок «Геометрические узоры»

ЯНВАРЬ

1 НЕДЕЛЯ

1. «Домик»
Задание № 67, 68, 69, 70, 71.
2. «Крыша для домика»
Задание № 72, 73, 74, 75.

2 НЕДЕЛЯ

1. «Уголок»
Задание № 76, 77, 78, 79.
2. «Уголок с точкой»
Задание № 80, 81, 82, 83.
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.

3 НЕДЕЛЯ

1. «Стрелочки горизонтальные»
Задание № 84. 85, 86, 87.
2. «Стрелочки вертикальные»
Задание № 88.89,90.
3. «Стрелочки вертикальные»
Задание № 88.89,90.

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

1. «Стрелочки диагональные»
Задание № 91, 92, 93.
2. «Стрелочки диагональные»
Задание № 94, 95, 96, 97. Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.

2 НЕДЕЛЯ

1. «Ручка от зонтика»
Задание № 98, 99, 100.
2. «Уголок большой и маленький»
Задание № 101, 102, 103.

3 НЕДЕЛЯ

1. «Крестики»
Задание № 104, 105, 106
2. «Птички»
Задание № 107, 108, 109.
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.

Блок «Дуга»

4 НЕДЕЛЯ

1. «Качели маленькие»
Задание № 110,111, 112
2. «Качели большие»
Задание № 113,114, 115.

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ

1. «Качели большие и маленькие»
Задание № 116, 117, 118
2. «Зонтики»
Задание №119, 120, 121
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.

Блок «Предметная фигура»

2 НЕДЕЛЯ

1. «Солнышко»
Задание № 122, 123, 124
2. «Тележка»
Задание № 125, 126, 127

3 НЕДЕЛЯ

1. «Часы-ходики»
Задание № 128, 129, 130
2. «Цыплёнок»
Задание № 131, 132, 133
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец

4 НЕДЕЛЯ

1. «Окно»
Задание № 134, 135, 136
2. «Неваляшка»
Задание № 137, 138, 139

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

1. «Бабочка»
Задание № 140, 141, 142
2. «Паровоз»
Задание № 143, 144, 145
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.

Блок «Графические диктанты»

2 НЕДЕЛЯ

1. Линейный геометрический узор
2. Линейный геометрический узор
Рабочая тетрадь, простой карандаш

3 НЕДЕЛЯ

1. Линейный геометрический узор
2. Линейный геометрический узор
Рабочая тетрадь, простой карандаш

4 НЕДЕЛЯ

  1. Линейный геометрический узор
  2. Линейный геометрический узор

Рабочая тетрадь, простой карандаш

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ

1. Ракета, инопланетянин,
2. Утка, дом, самолет,
Рабочая тетрадь, простой карандаш

2 НЕДЕЛЯ

1.Танк, лошадь.
2. Жираф, кошка.
Рабочая тетрадь, простой карандаш

3 НЕДЕЛЯ

1.Слон, бегемот.
2. Чайка, слон.
Рабочая тетрадь, простой карандаш

4 НЕДЕЛЯ

1. Овечка, верблюд.
Рабочая тетрадь, простой карандаш

Критерии результативности

Для определения уровня графо-моторного развития детей используются критерии оценки формирования мелкой моторики руки С.Е.Большаковой; экспресс-диагностика в детском саду Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко.

Уровень освоения

1. Характер линий:

  • ровный, прямой, нажим ровный - 1,
  • линия неровная, дрожащая, двойная, искривленная - 0.

2. Размер элементов:

  • соответствует эталону - 1,
  • не соответствует эталону - 0.

3. Форма элементов:

  • соответствует эталону - 1,
  • не соответствует эталону - 0.

4. Наклон:

  • соответствует эталону - 1,
  • не соответствует эталону - 0.

5. Отклонение от строчки:

  • незначительное: - 1,
  • значительное - 0.

6. Последовательность элементов:

  • правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов - 1,
  • неверно воспроизведена последовательность элементов - 0.

Результат 6-5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4-3 балла - у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

Результат 2-0 баллов - графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Литература

  1. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». С.Е.Большакова, М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. «Развиваем руки - чтобы учится писать и красиво рисовать». С.Е.Гаврина.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. «Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста», Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, М.: Педагогика, 1988.
  4. Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. - Мозаика-Синтез, 2001 г. - 62 стр.
  5. Г.А.Османова, Т.С.Перегудова. Логопедические прописи для дошколят. - СПб.: КАРО, 2014.
  6. В.М. Медов. Графические диктанты. - М.: ВАКОША, 2019.
  7. В.М. Медов. Конструирование по клеточкам. - М.: ВАКОША, 2019.
  8. Н.Г.Салмина, А.О.Глебова. Клетки, точки и штрихи. - М.: Вентанта-Граф, 2019.

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - 273-ФЗ).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации».
  6. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018г. №482).