Урок окружающего мира по теме "Иван Третий". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, Иван III


Предмет: окружающий мир.

Класс: 4.

Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. УМК "Школа России". Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС.

Эпиграф:

«Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнее духом правления, то которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством».
Н.М.Карамзин

Тип: изучение нового материала.

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о Москве времён Ивана III.

Задачи: формировать у учащихся первоначальное представление о причинах и последствиях возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Рассказывать о падении монгольского ига с помощью исторической карты.
2. Иметь представления об объединении княжеств вокруг Москвы.
3. Рассказывать об изменениях в облике Москвы
4. Характеризовать правление Ивана III.

1. Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения.
2. Извлекать информацию из исторической карты.
3. Характеризовать иллюстрации, находить сходство и различие.
4. Определять отрицательные и положительные стороны исторических событий.
5. Работать с текстом: составлять рассказ, используя ключевые слова.

1. Проявлять основы российской гражданственности - чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность.
2. Определять личностный смысл учения.
3. Проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Формируемые УУД:

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы: извлекать информацию из схем, иллюстраций, дополнительной литературы

Соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать других, строить речевое высказывание

Понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний

Строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия

Межпредметные связи: математика (работа с датами), литературное чтение, русский язык (работа с текстом и иллюстрациями), ИЗО (оформление кластера).

Этнокультурное содержание: присоединение в XV веке Печорского края к Московскому княжеству, добыча меди и серебра на реке Цильме Усть-Цилемского района Республики Коми.

Оборудование: учебник ч. 2, рабочая тетрадь ч. 2, электронное приложение к учебнику, тесты, карточки для индивидуальной работы, задания для работы в группах, кроссворд, зрительные метки «Известные имена в истории России».

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности

Продолжаем мы опять
Историю страны изучать.
Чтобы всё понятно стало,
Потрудиться надо немало.
Составим план урока.

Эпиграф к уроку

Ученики составляют план урока (схематически, условные знаки, принятые в классе: ----д/з - проверка д/з; д/з ----- - д/з на след. урок; работа в группах; Н.М. - новый материал; !,? - рефлексия)
Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Предлагает учащимся выполнить тест:

Кто бросил открытый вызов Золотой Орде?
1. Князь Дмитрий Иванович
2. Александр Невский
3.Ярослав Мудрый

Что происходило в Орде в те времена?
1. Орда расцветала
2. В Орде шла борьба за власть
3. К Орде присоединялись другие земли

3. С какой целью Дмитрий Иванович отправил гонцов в разные стороны Русской земли?
1. Рассказать об объединении русских земель
2. Собрать войско для отпора Орде
3. Велась перепись населения

4. Кто благословил Дмитрия Ивановича на борьбу?
1. Александр Невский
2. Иван Калита
3. Сергий

5. Когда происходило сражение?
1. 15 июля 1240г.
2. 5 апреля 1242г.
3. 8 сентября 1380г.

- выполняют тест,
- проводят взаимопроверку,
- выставляют полученные оценки в контрольно-оценочную карту.

- Обменяйтесь своими тестами и проверьте их результаты в группе. Поставьте себе оценку за домашнюю работу в контрольно-оценочной карте

Контрольно-оценочная карта

ФИ

д/з

Работа
с картой

Работа
в группах

Рефлексия

Итоговая
отметка

- Не забывайте отмечать свою работу после каждого этапа.

Взаимопроверка и самооценка деятельности.

III. Выявление места и причины затруднения

Работа с исторической картой
- Покажите на карте границы Московского княжества в XIII веке
- Покажите границы Московского княжества в XIV веке
- Покажите границы Московского княжества в XV веке.
Сделайте выводы о причинах изменения границ Московского княжества
Покажите, где произошло решающее сражение? (На Куликовом поле)
- Чем закончилось сражение?

Работают с исторической картой, показывают умение работать с условными знаками

Самоопределение к деятельности:
- Обрели ли русские земли полную независимость от Золотой Орды? (Нет)
- А сейчас русские платят дань?
- Когда Русь стала независимой? Когда перестала платить дань?
Предлагает обучающимся разгадать кроссворд с ключевым словом ИВАН

1.Как прозвали князя Ивана Даниловича, при котором Московское княжество стало сильным, а он вошёл в доверие к хану Золотой Орды?
КАЛИТА
2. Русский ратник, который сразился с Челубеем перед началом Куликовской битвы?
ПЕРЕСВЕТ
3. Кто привёл огромное войско монголов на Русь летом 1380 года?
МАМАЙ
4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?
ДАНЬ

- О чём говорит это имя?
- Каких Иванов вы знаете?

Работают с кроссвордом, отвечают на вопросы.

IV.Построение проекта выхода из затруднения

Тема урока: Иван Третий.
Что бы вы хотели узнать про него?
Какие вопросы у вас возникают?
Учитель записывает на доску вопросы, которые задают ученики.
- В течение урока вы должны найти ответы на эти вопросы..

Задают вопросы:
- Кто он?
- Какой?
Чем занимался?
Что совершил, построил…?
Высказывают предположения. Актуализируют личный опыт.
Самостоятельно формулируют цель, учебную задачу, планируют алгоритм и пути достижения.

Цель урока - узнать про Ивана III.

Физкультминутка
«Даты в истории Руси»

Отдохнём с пользой, вспомним даты в истории Руси.
Учитель показывает дату.

862 г.
882 г.
980 -1015 г.
988 г.
1019 - 1054 г.
1147 г.
1237 г.
1238 г.
1240 г.

15 июля 1240 г.
5 апреля 1242 г.
1325 - 1340 г.
8 сентября 1380 г.

Ученики встают в полукруг, отвечают на вопрос, какое событие происходило в эти годы (Принятие Христианства, Ледовое побоище, Куликовская битва, Битва на Неве, нападение монгольских войск на русские города, годы правления князей и т.д.)

V.Реализация построенного проекта

Организует работу в группах с текстом и исторической картой. В помощь каждой группе обучающихся даны вопросы, на которые они должны ответить, работая с учебником, исторической картой, дополнительной литературой, ресурсами Интернет.

1 группа. С 75

1. Годы правления Ивана III.
2. Он был правитель?
3. Почему хан Ахмат двинул свои войска в русские пределы?
4. Где встретились противники?

2 группа. (С. 75)

1. Почему русские княжества и земли объединялись вокруг Москвы?
2. Как стал называться правитель Руси?
3. Кто помогал управлять государю?
4. Какие народы вошли в состав России?

3 группа. (С. 76)

1. Из чего возвели новые стены московского Кремля?
2. Что находилось наверху кремлёвских стен?
3. Что предупреждало об опасности?
4. Как укреплён был Кремль?

4 группа (С. 77)

1. Что устраивали зимой на Москве-реке?
2. Чем торговали?
3. Какие увеселения проводили?
4. Кто посещал Москву?
5. Какие постройки изменили облик города?

- Участвуют в работе группы, распределяют роли, договариваются друг с другом.

- Строят предположения, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
- Учатся отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, в том числе электронные диски и историческая карта.

- Выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы.

- Ученики сами создают проект выхода и пробуют реализовать его на практике, готовят выступление группы перед классом.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует работу групп и дополняет ответы учеников.
1 группа:
1) электронное приложение к учебнику, презентация к уроку «Иван III»
2) историческая карта
2 группа:
ЭКС.

1) Историческая карта: 1542 год - присоединение к Московскому княжеству Печорского края.
2) В 1490 году по указу Ивана III была направлена экспедиция на реку Цильма, где нашли медь и серебро. Первая монета Руси чеканена из цилемской меди.
3 группа:
дополнить ответы учеников работой в Рабочей тетради (№5, с. 28)
4 группа:
- На Москве - реке зимой устраивались конские бега и увеселения. Как возрождается эта традиция в нашем Печорском крае? (Конные соревнования на льду реки Печора)

Представляют результаты работы в группе.

Учатся слушать и слышать собеседника, вести диалог, контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания.

- Оцените в группе работу каждого ученика, поставьте оценку в КОК (контрольно-оценочная карта) Взаимооценка работы в группе

Физкультминутка - зрительные метки «Имена в истории Руси»

По стенам кабинета развешаны зрительные метки.
Учитель читает определение:

1. Основатель Москвы.
2. Славянской азбуки.
3. Московский князь, который заботился о порядке в княжестве, сумел войти в доверие к хану Золотой Орды, берёг казну Московского княжества.
4. Основатель Троицкого монастыря, благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с монголами.
5. Новгородский князь, который разбил на Неве шведов в 1240 году.
6.Князь, одержавший победу на Куликовом поле летом 1380 г.

Юрий Долгорукий

Кирилл и Мефодий

Иван Калита

Сергий

Александр Невский

Дмитрий Донской

Встают, находят имена, указывают.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1) На данном этапе учитель организует самостоятельно работу учащихся, которые отвечают на вопросы, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
- Сколько лет со времени Куликовской битвы потребовалось ещё Руси, чтобы освободиться от Ордынской зависимости?
- Кто тогда правил на Руси?
- Каким он был человеком?
- Какие изменения произошли на Руси к этому времени?
- Расскажите про стояние на реке Угре.
- О чём ещё заботился Иван III?
- Какие архитектурные сооружения были построены при Иване III?
Отвечают на вопросы, которые ставили в начале урока.

2) Составление кластера.
Задача учителя - создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Раздаёт ученикам красные прямоугольники («кирпичи» Московского Кремля, построенного при Иване III)
- Отразите рисунком, схемой, словами, знаками, что вы узнали сегодня по теме урока

После того, как выстроили «стену Кремля», добавить зубцы Кремля.

- Почему наш кластер имеет такую форму?
Работа с эпиграфом. Выводы.

Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, представляют информацию в форме кластера.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов
1) Оцените свою работу: на все ли вопросы вы бы смогли ответить. Поставьте отметку в КОК.
- Кто на уроке работал на отлично? хорошо? …
- Нашли ли вы ответы на вопросы, поставленные в начале урока?

Оценивают свою работу. Выводят итоговую отметку, обсуждая в группах.

Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

2) Д/З: чит.с.75-78, ?? с. 79, р/т - выполните любое задание со с. 26-27

3) Завершим итог рефлексивными фразами:
Я понял…
Я узнал…
Я горжусь…
Было интересно…
Было трудно…
Хочу ещё узнать про…

Знакомятся с д/з.

Продолжают рефлексивные фразы