Уникальные техники рисования для детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, монотипия, мозаика, рисование, рисование мятым листом, пиксельное рисование



Источник: https://triptonkosti.ru/2-foto/risunok-kraskoj-mozaika-84-foto.html

1. МОЗАИКА. КРАСОТА В ДЕТАЛЯХ

Первая техника рисования, которую мы рассмотрим в данной статье - это мозаичная техника рисования. Сама техника напоминает один из монументальных видов живописи, а именно византийскую мозаику (более утонченная и изысканная версия римской мозаики) из кусочков смальты (цветное глушенное стекло). Оригинальность техники состоит в том, что картина выполняется фрагментарно, то есть из фрагментов мозаики. В период с 3 по 4, а также с 6 по 7 вв. н.э. (расцвет мозаичного декоративного искусства) в Византийской Империи для данной техники специально создавались заготовки из стекла, которые были окрашены природными минеральными красителями и включали в состав драгоценные металлы - золото, серебро, и также нередко ртуть.


Византийская Мозаика в Монастыре Дафни (Источник: https://fotoload.ru/foto/227386/150x150/)

Главное применение византийской мозаики стало украшение соборов и церквей в эпоху активного становления христианства, и это можно наблюдать как в сохранившихся исторических строениях, так и в новых, современных постройках.

Техника византийской мозаики развивалась на протяжении веков, приобретая уникальные черты (правильные пропорции человеческого тела, расширенная цветовая палитра, учет оптических свойств, таких как падения угла света и многое другое). Сегодня, такая техника выкладывания деталей может применяться в самых разных проявлениях изобразительного искусства, не только религии и не только при помощи смальты. К примеру, для детского творческого развития данная техника имеет огромную пользу в области рисования.

Когда ребенок смотрит на картину, он, как правило, замечает яркие цвета и выразительные формы - именно это как раз и предполагает техника «мозаичного рисования».

Техника мозаичного рисования

Ребенку предлагается заранее подготовленный и начерченный карандашом рисунок. Это может быть простая фигура (круг), может быть сложная фигура, внутри которой есть четкое разделение (черепаха - тело, панцирь, лицо). Для детей старшего дошкольного возраста подойдет второй вариант (также можно добавить наличие фона). По имеющемуся готовому наброску ребенок должен выложить вырезанные из бумаги маленькие геометрические фигуры-детали (квадраты и/или треугольники) в зависимости от выбора фигуры для заполнения (пример - черепаха). Как только ребенок выложил мозаику по контурам рисунка, он выбирает цвета для раскрашивания маленьких деталей (пример - панцирь оранжевого цвета, тело зеленого цвета, лицо - глаза черного цвета, рот красного цвета). Для материала раскрашивания деталей можно использовать маркеры, фломастеры, но лучше всего цветные карандаши.

После того, как все детали раскрашены в цвет своей части рисунка, ребенок, посредством клей-карандаша, наклеивает их сначала по контуру, а затем заполняет внутреннее пространство, и таким образом выполняет всю работу. Фон выкладывается в самом конце: это делается для того, чтобы ребенок, выложив все части рисунка, увидел готовую целостную фигуру (пример - черепаха) и понимал, какой цвет лучше выбрать для фона. Стоит отметить, что для фона лучше использовать другие и менее яркие цвета, а можно взять оттенок одного из цветов, выбранных для заполнения части рисунка; так у ребенка будет активно развиваться цветовое восприятие.


Источник: https://kartinki.pibig.info/57463-piksel-art-kartinki.html

2. МИР В ПИКСЕЛЯХ

Следующая техника рисования, которая несколько походит на мозаичное рисование в том смысле, что также предполагает по-детальный подход и однозначно имеет пользу для художественно-эстетического развития ребенка - это пиксельное рисование. Несмотря на то, что техника, как правило, используется в цифровом изобразительном искусстве, посредством компьютерных технологий, ее можно включить в изо-деятельность в ДО как вид коллективной работы.

Техника пиксельного рисования

Рассматривая технику изображения предметов через «пиксели», нужно понимать, что работа проводится в несколько этапов: подготовительный (педагог обрабатывает фото и готовит материалы для детей), основной (дети совместно с родителями выполняют задание) и завершающий (картина собирается воедино).

Для данной техники требуется, в первую очередь, подобрать качественную картинку или фотографию. Этот шаг является неотъемлемой частью процесса, и им не стоит пренебрегать, поскольку выбор фото будет влиять на индивидуальную работу ребенка. Фотография должна соответствовать следующим критериям:

  • Насыщенная цветовая палитра и яркие цвета
  • Расположение ключевых объектов в центре фото
  • По минимуму фона (ключевой объект должен занимать максимально много места на фото)
  • Четкий силуэт объекта на фото
  • Объект на фото должен быть в максимальном приближении к камере (никакого отдаленного расположения объектов от камеры, поскольку при компьютерной пикселизации объект потеряет четкие очертания больше, нежели объект вблизи)

Как только выбор фото сделан, идет процесс обработки фото через компьютерные ресурсы, такие как Adobe Photoshop, где педагогу предстоит подобрать приемлемый уровень пикселизации (не нужно сильно пикселизировать фото) и провести математические расчеты.


Алгоритм Пикселизации Фото в Adobe Photoshop (Источник: https://easyanimals2draw.com/how-to-draw-a-squirrel-step-by-step/)

Первая стадия расчетов касается количества пикселей (квадратов) - высчитать количество по длине/ширине и умножить. Полученный результат (количество квадратов) разделяется на количество детей в группе. Пример: длина (51) х ширина (42) = 2 142 квадрата, делим на 21 ребенка (условно) = 102 (это есть сумма квадратов, которую предстоит раскрасить одному ребенку вместе с родителями), далее следует разделение фото на сектора (работает по принципу шахматной доски или поля морского боя (цифры и буквы) для удобства педагога и дальнейшего распределения этих секторов среди детей. Здесь главное следующее - чтобы и те, и другие числа полученных измерений (51х42 и 102) можно было делить на одни и те же цифры. Пример: 102 делится на 17 и 6 - 51 делится на 17, а 42 делится на 6. Таким образом можно разделить пикселизированное фото на сектора и понимать какой ребенок за каким сектором закреплен. Пример: 51 = 17+17+17 (А/Б/В), 42 = 6х7 (1, 2, 3, и т.д.) - в итоге, имеем систему координат А1, А2 и т.д., Б1, Б2 и т.д., В1, В2 и т.д. до крайнего показателя. Все эти вычисления сопровождаются, разумеется, распечатанными целым фото и отдельными секторами фото (если следовать примеру, 22 сектора с показателями 6х17).

Далее идет подготовка материалов для детей. Здесь можно выбрать один из двух путей - либо собирать конечное фото из 2 142 маленьких квадратиков (лучше минимизировать размер квадратов, чтобы все уместилось на ватман формата А1; оптимальный вариант 14х16 мм), либо собирать финальный результат из 22 секторов. С первым способом все ясно. Второй способ подойдет в том случае, если педагог хочет сэкономить время. Тогда нужно лишь подготовить расчерченную карандашом решетку на листе А4 и отрезать все, что выходит за рамки этой решетки (пример, 6х17 квадратов).

На основном этапе перед педагогом возникает следующий вопрос: поскольку фото пикселизировано, то четкость границ объектов оригинала исчезает, а цветовая палитра фото расходится на квадраты. Это значит, что родителям необходимо подготовить все те цвета и их оттенки, которые есть в индивидуальном секторе фото. Таким образом, каждый ребенок работает с заданной цветовой палитрой согласно выданному образцу (индивидуальная часть фото, отдельно напечатанная и переданная родителям для подготовки всех цветов и оттенков).

Как только все дети раскрасили свои сектора фото, они приносят их в детский сад для завершающего этапа, и собирается общая картина - изображение готово.

Особенность данной техники, по итогу, сводится к объемной предварительной работе самого педагога. Распределение секторов между детьми, в свою очередь, также является тем нюансом, на который педагогу следует обратить внимание - в зависимости от заданной цветовой палитры, ребенок будет иметь возможность познакомиться с целым рядом оттенков конкретного цвета, и, зная психологию цвета, педагог может провести распределение секторов фото, опираясь на особенности личности ребенка. То есть ребенку можно предложить выбрать тот или иной цвет, и затем он будет работать в его спектре. Здесь главное грамотно распределить цвета в соответствии с секторами фото.


Источник: https://clck.ru/3A5Fbx

3. МОНОТИПИЯ. ИСКУССТВО, КОТОРОЕ ОСТАВИТ СЛЕД В СЕРДЦЕ РЕБЕНКА

Монотипия, по большому счету, как техника, не является чем-то новым или «нетрадиционным», поскольку данная техника рисования берет свое начало еще со времен пещерных людей, однако она по-своему уникальна и представляет интерес для воспитания у детей дошкольного возраста способности визуально мыслить, воображения, мелкой моторики рук, а также ориентации в пространстве.

Само понятие «монотипия» означает «один отпечаток», то есть такой вид печатной графики, при котором автор изображения сначала наносит краску на одну поверхность и потом создает оттиск этого изображения на другой посредством различных материалов. Видов монотипии много, и среди них наиболее применимы к дошкольному образованию следующие: диатипия (самая доступная манера монотипии), акватипия (водорастворимые краски на бумаге с использованием стекла), акваграфия (изображение получается с поверхности воды; техника известна с 15 века как «эбру»), кляксография, флоротипия (использование растений) и др. Большинство из видов монотипии, как правило, подразумевают непредсказуемый результат - рисунок в итоге получается неповторимым творением; отсюда и уникальность техники.

Нелишним будет отметить, что монотипия используется не только в художественных, образовательных целях, но и психологических. Техника позволяет наладить психоэмоциональное состояние, снять напряжение. Сюда, как нельзя кстати, стоит отнести выдающегося психиатра Германа Роршаха, уроженца Швейцарии, который известен всему миру как автор психодиагностического теста «Пятна Роршаха». Так, исследуя то, как люди воспринимают чернильные пятна (кляксы) на бумаге, Роршах определял тип и особенности личности. В педагогике, в дошкольном образовании, данный тест тоже нашел свое место, и применяется для выявления механизмов психологической защиты ребенка.


Психодиагностический Тест «Пятна Роршаха» (Источник: https://holidaydays.ru/test-rorshaxa-metodika-chernilniye-pyatna.html)

Мы рассмотрим одну из техник монотипии, самую простую и наименее затратную.

Техника монотипии

Для всего процесса создания монотипической картины потребуется следующее:

  • Краски (желательно гуашь)
  • Лист бумаги А4 и второй лист формата А3 (или А2)
  • Стакан с водой
  • Широкие и кисти средней толщины (тонкие кисти используются только для дополнений)

Ребенку предлагается нанести на белый лист А4 рисунок гуашью. Краски лучше брать яркие и в одной, конкретной цветовой палитре для создания атмосферы картины. Манера нанесения краски может выполняться свободно; желательно мазком и в определенном направлении (для фона). Для ключевых объектов на переднем плане рисунка можно взять, например, деревья (если вы планируете нарисовать пейзаж). Рисунок должен покрывать всю поверхность листа А4.

Как только рисунок готов, берется второй лист А3, который можно смочить водой (по желанию), и ребенок накладывает лист А3 сверху на рисунок таким образом, чтобы рисунок оказался в центре листа А3. Затем два листа необходимо прижать друг к другу рукой или валиком (по желанию) и разгладить, чтобы остался отчетливый отпечаток рисунка.

Следующий момент в данной технике посвящен созданию движения, динамики картины. Это движение можно описать как ветер или дождь, в зависимости от выбранного направления. Ребенку предлагается снять верхний лист А3 по заданным направлениям - снизу вверх или наоборот, по диагонали, слева направо или наоборот. Ребенок может сам выбрать одно из направлений, но лучше проконтролировать этот момент. Желательно выбрать вариант «по диагонали» - взять край левого нижнего угла и потянуть в сторону правого верхнего. Аккуратно сняв лист А3, ребенок имеет перед собой уже готовую картину. Нюанс с направлением действительно очень важен, поскольку сама картина своего рода «оживает», и ребенок это чувствует. При взгляде на картину, ребенок сможет чувствовать пространство внутри нее, понимать откуда дует ветер, к примеру.

Получившуюся работу можно оставить такой, какой она вышла, а можно дополнить, немного дорисовав, например, ветки дерева. Здесь нужно понимать, что для дополнительной «нагрузки» картины лучше брать тонкие кисти и дорисовывать именно небольшие, даже маленькие или тонкие протяженные объекты. Таким образом, ребенок создает одну работу и впоследствии дорабатывает центр композиции.


Монотипия гуашью (Источник: https://yandex.ru/video/preview/6989884774973380308)

Результат техники монотипии можно представить в двух плоскостях: 1 - работа выполнена, и она уникальна, неповторима и не требует никаких правок; 2 - работа выполнена, и ее можно дополнить. Если смотреть в прошлое, художники-графики, выполняя изображение, оставляли конечный результат без изменений. Жесткие нравы, рамки, которые ставило творческого сообщество, повышенная требовательность к своему делу и даже интрига перед ожидаемым результатом просто не позволяли что-либо менять.

Сегодня люди, занимающиеся или увлекающиеся изо-деятельностью, с помощью множества ресурсов и инструментов вольны вносить изменения в процесс создания картины. Для ребенка такой выбор - оставить результат или внести изменения - имеет огромное значение (можно сказать, философское) - оставить готовый, может даже идеальный продукт или рискнуть и создать что-то еще. Ребенок дошкольного возраста скорее всего, из-за своего любопытства и воображения, захочет что-то добавить, но при этом не испортить картину, выполненную под руководством педагога. Нужно донести до ребенка, и это можно сделать перед тем, как приступать к написанию картины, что весь процесс - своего рода игра, и не стоит относится к ней слишком серьезно. По итогу, творчество - единственное, что имеет здесь значение.


Источник: https://prorisunki.ru/art-terapiya-risunok-na-myatoj-bumage-360340.html

4. МЯТАЯ БУМАГА ИЛИ НОВЫЙ ХОЛСТ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА?

Техника рисования по мятой бумаге, можно смело утверждать - одна из наиболее применимых нетрадиционных техник рисования в ДО. Техника имеет ряд черт, оказывающих положительное воздействие на художественно-эстетическое развитие ребенка. Среди них: развитие мелкой моторики рук, воображения, абстрактного и пространственного мышления, зрительной памяти, расширенное понимания ребенка о материалах при рисовании, а также мотивация ребенка на поиск нестандартных решений.

Техника рисования по мятой бумаге

Необходимые материалы:

  • Лист бумаги А4
  • Карандаши

При работе с мятой бумагой, нужно понимать, что большинство способов выполнения данной техники сводится к сугубо мятой бумаге, и больше ничего. В принципе, текстура, которая остается на рисунке - смятость, придающая изображению рельефность, свой определенный эффект глубины (то, что изображено на такой картине, как бы существует за потрескавшимся стеклом, в своем собственном измерении) - имеет место быть и уже сама по себе полезна для творческой деятельности ребенка, поскольку ребенок рисует не по привычной гладкой поверхности, а по неровной, кривой поверхности. В то же время, с холстом можно работать по максимуму. Вместо того, чтобы просто смять бумагу и рисовать красками ординарный рисунок, следует пойти по пути «линия-за-линией». Данный метод использования мятой бумаги крайне полезен для творческого мышления и мелкой моторики рук ребенка.

Суть метода в том, чтобы позволить ребенку самостоятельно «очертить» поле рисунка (сначала мысленно - затем физически) и выбрать фигуру для заполнения. Ребенку предлагается смять обычный лист бумаги А4, после чего аккуратно расправить и положить перед собой. Далее идет самое интересное - педагог просит ребенка всмотреться в смятый лист и сказать, что он видит на холсте. Это может быть что-то простое, как, например, простая геометрическая фигура. Однако, не это требуется. Ребенку нужно хорошенько всмотреться в изгибы линий и включить воображение, что способствует развитию абстрактного мышления, и найти ту (те) фигуру (-ры), которые появились на листе. Это могут быть фигуры в полный размер листа или фигуры поменьше; может быть несколько фигур (например, животные, лица, предметы мебели и т.д.). Если ребенок никак не может увидеть фигуру в изгибах бумаги, педагог предлагает ребенку ту фигуру, которую увидел педагог. Такой подход к рисованию позволяет определить уровень сформированности навыков абстрактного мышления ребенка и впоследствии работать на улучшение.

Как только ребенок увидел очертания будущего рисунка, он берет карандаш светлого цвета, к примеру, бежевый, и начинает идти по линиям изгибов, аккуратно следую каждой линии. В ходе этого трудного для ребенка процесса он может забыть изначальное проявление фигуры или же увидеть новую. В этот момент ребенок должен постараться вспомнить курс, по которому нужно идти, увидеть изначальный силуэт заново и закончить его. Это, разумеется, мотивирует память и усидчивость ребенка.

После того, как ребенок закончил выводить контур фигуры, он берет карандаши другого цвета и начинает заполнять внутреннее пространство. Здесь нужно объяснить ребенку, что он должен раскрашивать не в свободной манере, как это обычно происходит с раскрасками, а заполнять только по частям, которые появились в результате смятия листа. По завершении раскрашивания фигуры, ребенок берет черный карандаш и обводит фигуру по контуру второй раз. Это делается для того, чтобы ребенок «закольцевал» процесс изображения: ребенок увидел - очертил - закрасил - закрепил. Если на листе бумаги осталось пустое пространство вокруг фигуры, его можно заполнить как фон, по желанию и в свободной манере.

В целом, техника рисования по мятой бумаге, как и предыдущие техники, может быть интересна и познавательна и для ребенка, и для взрослого, и, в принципе, для любого, увлеченного изо-деятельностью. Все, что требуется - подойти к процессу творчески.