Урок информатики в 8-м классе для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) "Этикет и безопасность в сети Интернет"

Разделы: Информатика, Коррекционная педагогика, Профессия — педагог

Класс: 8

Ключевые слова: безопасность в Интернете


Вид урока: комбинированный.

Цель урока: формирование представлений о этических нормах при общении в сети Интернет, закрепление правил безопасного поведения в сети Интернет.

Задачи:

  • Развитие учебных и творческих навыков обучающихся;
  • Формирование информационной культуры обучающихся;
  • Закрепление правил сетикета;
  • Научить выявлять информационную угрозу, определять степень опасности и уметь противостоять им.

Методы и приёмы работы на уроке:

  1. Регулятивный (объяснение, беседа, опрос),
  2. Наглядный (интерактивная презентация, QR код, карточки)
  3. Обучающая игра.
  4. Применение деятельностного подхода.

Ход урока

1. Организационный момент

Встретились со мной глазами.

2. Приветствие. Приём «Цепочка»

Я задаю вопрос, обучающийся при правильном ответе присаживается.

- Что такое «ник»? (кличка, прозвище)

- Что такое пиксель? (точка в графическом изображении)

- Что позволяет сделать кнопка «Пуск»? (запустить программы, выключить или перезагрузить компьютер и т.п.)

- Клавиатура устройство ввода или вывода информации? (ввода)

- Главный источник получения информации? (глаза)

- Кто такой Касперский? (разработчик антивирусных программ)

- Назови (покажи) устройства вывода звука (колонки, наушники) (2 вариант обучения)

3. Отгадывание ребуса «информация»

4. Подведение к теме прошлого урока

- В каком виде к нам может поступать информация? (в виде кода).

- С каким видом кодирования мы познакомились на прошлых уроках? (QR-код и штрих-код).

- Как переводится QR-код? (код быстрого реагирования)

- Где мы можем его встретить? (перечисляют).

- QR коды прочно вошли в нашу жизнь и в какой-то мере облегчают её. У QR кода много плюсов, так как они содержат в себе много полезной для нас информации и возможностей. Но и при всём этом есть и минусы. Это возможность занести вирус. При сканировании неопознанного кода происходит автоматическая загрузка приложения, содержащего вредоносное ПО или потерю личных данных. Но сегодня на уроке присутствует надёжный QR код, который познакомит нас с темой урока. Предлагаю его отсканировать и зачитать тему.

- Эта тема для нас не нова. Мы изучали ее в 7 классе, говорим о ней сейчас и закрепим в её в 9 классе.

- Согласно толковому словарю С.И.Ожегова, который содержит около 100000 слов и выражений, слово «этикет» обозначает установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Нормы этикета нужны, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе. (дома, в магазине, в кино, в гостях, в транспорте и т.п.).

- В современном мире большая часть живого общения переместилась в интернет. Это социальные сети, чаты, форумы, онлайн-игры. Мы решаем свои текущие вопросы, общаемся, обмениваемся информацией. И чаще всего этот формат общения приносит свою пользу. Но есть и другая сторона медали: ссоры, угрозы, конфликты, кибербулинг и другие неприятные вещи. Поэтому в сети интернет, как и в жизни, важно соблюдать свой этикет. Будем называть его СЕТИКЕТ (сеть+этикет). (прочитайте внимательно и проговорите).

- Давайте рассмотрим основные правила сетикета. А поможет нам в этом венгерский кроссворд.

Поясню: Филворд - это текстовая головоломка, задачей которой является разгадывание слова путём проведения сплошных горизонтальных и вертикальных линий, часто ломаных.

Давайте найдём слова, которые являются ключевыми в сетикете.

  • приветствие (обращение к собеседнику)
  • грамотность (проверка ошибок, чистота речи)
  • уважение (вежливый и уважительный стиль общения)
  • человечность
  • терпеливость (избегаем оскорблений и негативных высказываний)
  • достоверность (проверенная информация)
  • конфиденциальность (уважать права других людей)
  • внимательность (поддержка и оказание помощи)

Комментарии (или хорошо, или молчим)

- Из всех этих ключевых слов я хочу выделить слово «человечность». Золотое правило человечности - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Не ври, если сам не хочешь быть обманутым. Не предавай, если не хочешь, чтобы тебя предавали. Люби, если хочешь быть любимым. Помогай другим, и они помогут тебе.

Ребята, запомните это и следуйте этому и в жизни, и в сети.

- А сейчас немного развлечёмся. Следующий этап урока.

- Перед вами русские народные пословицы, которые передавались из поколения в поколение и будут переходить нашим детям, детям наших детей и т.д. Вот они:

Куда иголка, туда и нитка.
Встречают по одёжке, провожают по уму.
Что написано топором, не вырубишь топором.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Сделал дело-гуляй смело.
Кашу маслом не испортишь.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Семь раз отмерь и один отрежь.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Что с возу упало, то пропало.

Я позволила себе их переделать на лад информатики. Я читаю свою, а вы находите подходящую р.н. пословицу.

  • Напечатал доклад, отдыхай смело.
  • Информатике учиться всегда пригодится.
  • Встречают по аватарке, провожают по грамматике.
  • Компьютер памятью не испортишь.
  • Что из корзины удалено, то пропало.
  • Куда мышка, туда и указатель.
  • Вдвоём за компьютером хорошо, а одному лучше.
  • Что напечатано принтером, не сотрёшь резинкой.
  • Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
  • Семь раз подумай, один удали.

Переходим на следующий этап урока.

- Ребята, что-то мы с вами засиделись! Пора сделать паузу, полезную дня нашего здоровья. У тех, кто часто сидит за компьютером или, склонившись над телефоном, развивается синдром, который в народе назвали «компьютерная шея», т.е. когда голова заметно выдвинута вперед относительно туловища.

- Чтобы у вас не развился этот синдром, нужно, во-первых, следить за осанкой, а во-вторых, постоянно делать несколько нехитрых упражнений, которые я вам сейчас покажу. Проведем физминутку с пользой.

Вы услышите несколько высказываний. Если ваш ответ "Да", наклоните голову к правому плечу, если "Нет" к левому. Встаём.

  • В сети нужно уважать личную жизнь окружающих пользователей.
  • Если пришло сообщение с незнакомого адреса, все равно его открою и прочитаю. Вдруг там что-нибудь интересное?
  • Чтобы не сталкиваться с неприятной информацией в интернете, попрошу родителей установить на мой браузер фильтр.
  • Регистрируясь в социальных сетях, обязательно укажу свою личную информацию: фамилию, имя, сотовый телефон и домашний адрес. Мне нечего скрывать!
  • Хочу заказать подарок в интернет-магазине. Обязательно посоветуюсь с родителями.
  • Если мой новый онлайновый друг предложит мне встретиться, обязательно пойду на встречу. Ведь интересно как он выглядит!
  • На компьютере должна быть антивирусная программа.
  • Обязательно добавлю всех незнакомых людей в свой контакт-лист. Пусть у меня будет больше контактов, чем у моих друзей.
  • Информацию, найденную в Интернет необходимо перепроверить, чтобы убедиться, что она действительно является верной.
  • Если я получу "письмо счастья", то обязательно разошлю его всем своим друзьям.

- Настало время поговорить о безопасном поведении в сети Интернет.

Сейчас мы разыграем с вами сценки, которые произошли с героями, которые поделились с нами о произошедшем с ними.

1. Саша - главный герой, Трой_220 - его друг и Ведущий (это я).

Двое обучающихся садятся на стулья.

«Сегодня был самый обычный вечер самого обычного дня. Саша, как и всегда после школы, сел за компьютер. В его планы входило поиграть немного в любимую онлайн-игру, а затем приняться за домашнее задание. Зашел на сайт, вбил пароль. Странно, выплыло окошко с надписью «Уважаемый игрок, вашу страницу пытались взломать! Для подтверждения своей личности введите пароль от почты!» Саша, задумался…

У Саши два варианта действий. Ввести пароль от почты или нет. Сейчас Полина выберет вариант действий Саши, и мы продолжим.

Саша вбивает свой пароль

Саша пожал плечами и вбил свой пароль, после этого смог успешно войти. Никогда он не играл, так превосходно как в этот раз, столько трофеев было заработано. На следующий день мальчик еле дождался момента, чтобы поиграть, он вбил пароль и нажал enter. На окне зловеще высветилась надпись «пароль не верен». В сердце закралось страшное подозрение, которое с каждой безрезультативной попыткой войти на сайт, все больше переходило в уверенность - его взломали.

Саша не вбивает пароль.

Саша постучал пальцами по столу - он всегда так делал, когда думал - закрыл окошко. Перезагрузил страницу, опять вбил пароль и нажал enter, благополучно зашел в игру. Перед сном Саша зашел в Skype поговорить с друзьями.

- О! «Привет!» - сказал Трой_220

- Привет, привет, - ответил Саша

- Знаешь новость?

- Какую же?

- Злюку взломали.

- Как же так?

- Заходил на сайт, там выплыло окно и потребовало от почты пароль, он взял и ввел, результат на лицо - не может войти на сайт.

Я: В этот момент Саша обрадовался своей осторожности.

Вывод: нельзя сообщать посторонним свои пороли, аккаунты и другие личные данные!

2. Игорь, как многие его сверстники, любил вечерами посидеть в соц.сети. Он сел за компьютер и стал общаться с друзьями. Сообщений в этот вечер шли просто одно за другим, в потоке сообщений своих друзей он заметил сообщение от незнакомого контакта. Текст сообщения был таков: скачай новую версию соц.сети, перейдя по ссылке. Что же сделает Игорь?

Не скачивает программу. Пожав плечами, Игорь закрыл полученное сообщение и добавил контакт в игнорируемые контакты, продолжил свое общение с друзьями.

Скачивает программу и устанавливает на компьютер. Скачалась программа довольно быстро, процесс установки занял также немного времени, по окончании установки программы, Игорь перезагрузил компьютер, и на экране высветилась надпись «операционная система не обнаружена».

Вывод: нельзя скачивать программы с подозрительных сайтов, не стоит переходить по ссылкам, полученных от подозрительных источников.

Что же нужно делать, чтобы себя защитить?

- Чтобы это узнать, давайте выполним следующее задание. Каждый из вас называет по очереди верное правило, которое начинается со слов "Я никогда не буду..." или "Я всегда буду...", а продолжение написано на частях пазла.

4. Заключительный этап урока «Что, если…». Рефлексия

- Если в начале урока вы садились при правильном ответе, то сейчас встаёте.

  1. Что, если к тебе в друзья попросился человек с предложением поделиться аккаунтом для прохождения онлайн игры. Что ты сделаешь? (свои данные никому не даю. Конфиденциальность)
  2. Что, если тебя стали оскорблять в сообщениях, в соцсетях и т.д. Что ты сделаешь? (скажу родителям, заблокирую этого участника)
  3. Что, если тебе пришло сообщение, что ты выиграл бесплатно новенький смартфон и тебе надо только заплатить за почтовую доставку. Что ты сделаешь? (не поверю, это мошенники. Бесплатный сыр только в мышеловке)
  4. Что, если к тебе в друзья просится человек без фото, места работы, и ему 55 лет. Что ты сделаешь? (не буду добавлять его в друзья)
  5. Что, если ты захотел опубликовать в интернете фото со своими друзьями. Что ты сделаешь? (спросить согласия у друзей)
  6. Что, если в сети Интернет открыл незнакомую ссылку и на экране стали появляться непонятные сообщения, картинки или компьютер перестал отвечать. Что ты сделаешь? (расскажу родителям, установлю антивирусную программу)
  7. Что, если ты стал замечать, что у тебя стали слезиться глаза. Что ты сделаешь? (следовать правилам работы за компьютером)
  8. Что, если ты долго общался с незнакомым человеком по Интернету и он пригласил тебя встретиться. Что ты сделаешь? (не пойду)
  9. Что, если тебе пришло письмо счастья и надо его переслать десяти своим друзьям, а то случится несчастье. Что ты сделаешь? (не буду заниматься этой глупостью)

- Помните, где бы вы не находились - ведите себя культурно. Ведь красив тот, кто красиво поступает!

На этом урок окончен. Все молодцы, до свидания!

Презентация к уроку