Проект: "Экономическое воспитание дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экономика

Класс: д/с


Проект «Экономическое воспитание дошкольников» разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: групповой.

По времени проведения: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, родители.

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы - дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлении, развитию познавательного интереса - экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Проект по экономическому воспитанию дошкольников разработан и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и рассчитан на два года обучения.

Проект направлен на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлении и экономического сознания.

Актуальность

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правил их честного зарабатывания. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Цель: Формирование у детей навыков и умений рационального использования и интереса к материальным ценностям, формирование у детей доступных экономических понятий.

Задачи:

  • Создать условия для формирования у детей доступных экономических понятий;
  • Учить детей находить экономические явления в окружающей среде, в приключениях героев художественных произведений;
  • Расширять экономические знания детей о том, что все, что нас окружает, является результатом труда многих людей;
  • Воспитывать ценностное отношение к продуктам деятельности других людей;
  • Привлечь родителей к совместной работе с детьми и воспитателями.

Ресурсы для реализации проекта:

  • Изучение научно-методической литературы в рамках исследуемой темы;
  • Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
  • Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • Составление перспективного плана дидактических игр по экономике;
  • Создание обогащённой развивающей среды в группах:
      проведение бесед,
    • рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуации;
      совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
  • Консультации для воспитателей детского сада и родителей детей.
  • Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Формы реализации проекта:

c детьми:

  • беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке, "Ярмарка игрушек" "Аукцион"

с родителями:

  • презентация проекта на родительском собрании; анкетирование родителей;
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей дошкольном учреждении (ярмарки, праздники, конкурсы);
  • создание обогащенной развивающей среды в группе: привлечение родителей к изготовлению денежной единицы «Вишенка», «банкомата» проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролезы: игр, создание игровых ситуаций;

совместные с детьми размышления на темы:

  • «Что такое экономика?»,
  • «Что мы знаем об экономике?»,
  • «Что хотим узнать?»,
  • «Как мы будем это узнавать?»
  • проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений; консультации для родителей.

Участники проекта: воспитатели, дети и их родители.

Срок реализации проекта: 2 года.

Новизна проекта

Новизна исследования, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности - игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.

Основная проблема проекта: приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.

Результаты проекта:

К концу года дети

  • оперируют несложными экономическими понятиями; «товары» «услуги», «деньги», «торговля», «покупка», «потребитель»;
  • знают об экономном использовании света, воды;
  • определяют первоочередные нужды семьи, понимают, что порой необходимо отказаться от желания приобрести какую-то вещь;
  • знают, что такое товар, как его можно приобрести;
  • знают разнообразные торговые заведения и товары, которые они продают;
  • знают вещи, которые выбрасывают, проходят вторичную переработку;
  • знают, что мусор нужно сортировать и выбрасывать в разные контейнеры.

Материально-техническое обеспечение:

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»,
  • «Овощной магазин»,
  • «Банк»,
  • «Кафе»,
  • «Банкомат»,
  • коллекция денежных купюр,
  • картотека игр по экономическому воспитанию дошкольников,
  • настольно-печатные игры,
  • телевизор,
  • фотоаппарат для съемки детей на занятиях и игровой деятельности.

Направленность: познавательное развитие.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный

  • составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
  • анализ проблемы;
  • что уже есть и что нужно сделать;
  • создание банка идей и предложений;
  • подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно образовательного процесса экономической направленности.

II этап. Основной ноябрь-апрель

  • занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда; экскурсии в банк, магазины и т.д.;
  • организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
  • сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
  • использование сказок экономического содержания;
  • совместная деятельность по изготовлению товара.

III этап. Заключительный

  • Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что. где, когда?», конкурсы и викторины.

Литература

  1. Ефименко ЛИ. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л.И.Ефименко / Обруч. - 2001, - №4. с. 24-26.
  2. Изгарнива В.М. Деньги в жизни детей [Текст] II Обруч. - 1999. - №5, с. 14-16.
  3. Кошель П. История денег//Дошкольное образование. 2007. №6.
  4. Кнышова Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л.В.Кнышова. - М. Просвещение, 1996. - с. 128.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику.// Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. 2008. №11.
  6. Маркова Т.А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т.А.Маркова. - М. Педагогика-Пресс. 1998. С. 163.
  7. Меньшиков. О.И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О.И.Меньшиков. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - с. 127.
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.-cост.: Л.С.Киреева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйков. - М.: АРКТИ,2003. - 96с.
  9. Райзберг Б Д., Лозовский П.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Посмей» М.: 1999. -192 с.
  10. Рыжова Н.А. Играем в рекламу [Текст]./ Н.А.Рыжова // Обруч. - 1998. - №3,- c. 26-29.
  11. Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек// Обруч. 1999. №1.
  12. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство-пресс», 2001. - 176с.