Рабочая программа курса дополнительного образования по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника»

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Пояснительная записка

«Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Программа «Школа будущего первоклассника» (далее ШБП) для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана:

  • в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования,
  • на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н.А.Федосова, рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Актуальность предшкольной подготовки детей 6,5-7,5 лет

На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному - один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом, цифрами.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в: - наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; - заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; - наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

  • всестороннее воспитание ребенка;
  • специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.

Цель, задачи, принципы

Цель учебной программы ШБП - формирование у ребёнка:

  • желания идти в школу,
  • интереса к обучению,
  • «внутренней позиции школьника»

с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности при получении дошкольного и начального общего образования с учетом требований ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Занятия в ШБП призваны решать следующие задачи:

  • систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;
  • развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
  • развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
  • развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
  • формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения;
  • формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
  • воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:

Гуманистический принцип предполагает:

  • всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
  • защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
  • усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;

Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:

  • как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;
  • как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;

Принцип творческой активности предполагает:

  • стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;
  • участие в коллективных формах работы;
  • создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.

Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе

1. Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.

Программа рассчитана на 16 недель. Занятия в ШБП проводятся 1 раз в неделю (по субботам) по 3 занятия. Общее количество часов - 48 часов.

Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями - перерыв 10 минут.

2. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.

В результате занятий по программе ШБП у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
  • объяснять, хочет ли он идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
  • задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
  • рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
  • конструировать словосочетания и предложения;
  • определять количество слов в предложении;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
  • делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и различать буквы русского алфавита;
  • правильно держать ручку и карандаш;
  • аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:

  • продолжать заданную закономерность;
  • называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • вести счет предметов в пределах 10;
  • соотносить число предметов и цифру;
  • сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
  • составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
  • классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше - позже, вчера - сегодня - завтра;
  • распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе

1. Учебные занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.

Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.

Задачи работы по развитию речи:

  • Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  • Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  • Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
  • Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  • Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Основное содержание

Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук - слово - предложение - связное высказывание - текст.

  • Лексическая и грамматическая работа:
    • обогащение словарного запаса детей;
    • наблюдение над многозначными словами в речи;
    • употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
  • Развитие связной речи:
    • ответы на вопросы, участие в диалоге;
    • подробный пересказ текста по зрительной опоре;
    • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
  • Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
    • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
    • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
    • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
    • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
  • Обучение звуко-слоговому анализу:
    • звуковой анализ состава слогов и слов;
    • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
    • соотнесение букв и звуков.
  • Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Планируемые результаты.

  • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
  • отвечать на вопросы педагога;
  • задавать свои вопросы;
  • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • выделять звук в начале слова;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и называть буквы русского алфавита;
  • соединять звуки в слоги.

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь устная и письменная. Письмо узоров. Штриховка.

1

2

Предложение. Схема предложения. Составление рассказа по картинке. Письмо узоров. Штриховка.

1

3

Предложение состоит из слов. Письмо узоров. Штриховка.

1

4

Звуки. Общее понятие. Письмо узоров. Штриховка.

1

5

Звуки и буквы. Различие. Письмо узоров. Штриховка.

1

6

Звуки и буквы. Письмо узоров. Штриховка.

1

7

Гласные и согласные звуки. Общее понятие. Письмо наклонных линий.

1

8

Гласные и согласные звуки. Письмо овалов. Раскрашивание узоров.

1

9

Согласные звуки, мягкие и твёрдые. Письмо прямых и наклонных линий.

1

10

Согласные звуки, мягкие и твёрдые. Штриховка узоров.

1

11

Анализ звуков. Выделение звуков в слове. Штриховка.

1

12

Выделение звуков в слове. Схема слова. Штриховка.

1

13

Тренировка и различение звуков согласных и гласных. Анализ слов типа жук, шар. Письмо элементов букв.

1

14

Тренировка в различение звуков. Штриховка.

1

15

Закрепление изученного.

1

16

Итоговое занятие.

1

2. Учебные занятия «Введение в математику».

Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 6,5-7 лет:

  • Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
  • Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
  • Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
  • Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
  • Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
  • Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

Основное содержание

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины.

Модели чисел.

Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева - справа, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро - день - вечер - ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.

Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

Планируемые результаты.

  • Называть числа от 1 до 10;
  • продолжить заданную закономерность;
  • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - справа, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше, позже, вчера - сегодня - завтра;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
  • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Счет в пределах 10. Число 0.

1

2

Число и цифра 1. Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг

1

3

Число 2, цифра 2. Знаки «больше», «меньше».

1

4

Число 3, цифра 3. Сложение, вычитание. Знаки действий.

1

5

Число 4, цифра 4. Соседи числа.

1

6

Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Понятия: слева, справа, вверху, вниз

1

7

Число и цифра 6. Состав числа 6.

1

8

Число 7, цифра 7. Увеличить на …

1

9

Число и цифра 8. Уменьшить на …

1

10

Число 9, цифра 9. Логические задачи. (Ребусы).

1

11

Число 10. Состав числа 10.

1

12

Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 10.

1

13

Счет в пределах 10 прямой и обратный.
Графический диктант.

1

14

Ориентировка в пространстве (над, под, за, перед, между).

1

15

Сложение и вычитание в пределах 10. Графическая работа (Штриховка и раскрашивание узоров).

1

16

Чему мы научились? Итоговое занятие

1

    3. Учебные занятия «Я - школьник»

    Kypc «Я - школьник» направлен на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка, развитие навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами; обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональным состоянием; поддержка благоприятного психологического климата обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    1

    Давайте познакомимся.

    1

    2

    Школьник - это Я. Школьные правила.

    1

    3

    Зачем ходить в школу?

    1

    4

    Мой друг - школьный портфель.

    1

    5

    Я и другие.

    1

    6

    Учимся работать вместе.

    1

    7

    Режим дня школьника.

    1

    8

    Я - школьник. Я - ученик. (Итоговое занятие)

    1

    4. Учебные занятия «Волшебные пальчики»

    Kypc «Волшебные пальчики» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук, формирование графических навыков, развитие координации движений, и таких процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

    Содержание курса

    Основное содержание

    Основные виды учебной деятельности обучающихся

    1

    Лепка

    - развитие творчества детей;
    - развитие навыков декоративной лепки;
    - совершенствовать разнообразные приёмы лепки;
    - использование стеки

    - побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему. Материал, способы лепки, приемы декорирования образа.

    2

    Рисование

    Обведение по контуру. Штриховка. Узоры по клеточкам. Рисование по клеточкам. Раскрашивание картинок. Свободное владение карандашом (без напряжения уметь проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги). Рисование линий различной формы: прямые, наклонные, волнистые, ломанные и другие. Названия основных и составных цветов.

    - совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);
    - создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно или орнамента - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш);
    - познакомить с нетрадиционными художественными техниками.

    3

    Аппликация

    Простейшие приемы аппликации работы с бумагой, клеем и другими материалами. Разметка при помощи шаблона или трафарета. Работа по образцу, схеме, плану, инструкции. Создание несложных конструкций из разных материалов.

    - инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа;
    - усовершенствовать содержание и технику прорезного декора;
    - познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений;
    - показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали.

    Тематическое планирование

    Тема занятия

    Кол-во часов

    1

    Лепка «Фрукты»

    1

    2

    Рисование «Моя семья»

    1

    3

    Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Цветок для мамы»

    1

    4

    Лепка «Овощи»

    1

    5

    Рисования «Моя любимая игрушка»

    1

    6

    Работа с бумагой и картоном. Аппликация из треугольников

    1

    7

    Лепка животных

    1

    8

    Рисование «Я - школьник»

    1

    Материально-техническое обеспечение реализации программы

    Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в Школе будущего первоклассника. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

    1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
    2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

    Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная панель).

    Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).

    Методические рекомендации учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования

    При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования:

    • необходимость получения реального результата обучения, определенного программой;
    • учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

    Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.

    В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

    1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.
    2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
    3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
    4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.

    При подготовке конкретного занятия педагог должен:

    1. оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;
    2. предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
    3. учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;
    4. предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

    Работа с родителями будущих первоклассников

    При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей.

    Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские собрания и цикл консультаций, предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка.

    • Родительское собрание «Организация работы ШБП».
    • Родительское собрание «Зачисление в 1 класс»
    • Родительское собрание «Ваш ребенок пойдет в школу».
    • Индивидуальные консультации педагога - психолога «Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей»

    Литература

    1. Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка к школе». - М.: Просвещение, 2017.
    2. Дедова О.Ю. «Как подготовить детей к школе в соответствии с новыми образовательными стандартами». М: АРКТИ, 2017.
    3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Л., Щербинина С.В. Рабочая тетрадь «30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет. Часть 1 и 2». Весна-дизайн.
    4. Тетрадь с заданиями для развития детей «Изучаем математику» ОАО «Дом печати - Вятка».
    5. Предшкольная образование. Региональная модель: сборник научно - практических материалов. - М.: Вентана - Граф, 2010.