Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании суворовцев

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Здоровьем слаб, так и духом не герой.

«Здоровьем слаб, так и духом не герой» - это не про наших суворовцев, так как наши воспитанники, поступая в Суворовское училище уже сразу становятся «маленькими героями», а, не имея здоровья, ни о каком поступлении в военное училище речи и вовсе не может быть.

Поэтому предлагаю обсудить сегодня тему здоровья и вопросы его сбережения, в наше время, время рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья, она является, как нельзя актуальной.

Да и в целом тема здоровья сбережения во все времена будет современной.

Если говорить глобально, то проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения - это одна из стратегических задач развития России. В этом контексте возникает необходимость в осмыслении инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности в образовательном учреждении.

Любому образовательному учреждению необходимо уделять внимание формированию здорового образа жизни.

И наши преподаватели не являются исключением. Педагогам необходимо формировать целостное представление о понятии «система оздоровительной работы» в училище, а также концептуальных подходах к ее созданию в образовательном учреждении и ее инновационных компонентах. Знать вопросы сохранения и укрепления здоровья детей.

Преподаватель, который готов задействовать технологии здоровья сбережения, ставит перед собой непростую задачу. Чтобы сформировать культуру здорового образа жизни у детей, физкультурных минуток недостаточно. Эта работа требует вдумчивого подхода и постоянного внимания на протяжении всего учебного года.

Остановимся на определении здоровьесберегающей технологии.

В основе термина ключевое слово «здоровье». Обратимся к словарям и справочникам.

Здоровье у человека - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровьесбережение - общее понятие «образа жизни», содержащее уровень его культуры, благоприятные условия жизнедеятельности человека, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Термин «технология» (греч. - «мастерство», «наука») пришло в педагогику из производственной сферы и становится вполне правомерным, применительно к процессу обучения и воспитания в целом.

Педагогическая технология - это направление, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение суворовцами запланированных результатов обучения.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, в широком смысле слова - технологии, используемые на пользу здоровья, связанные с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах), которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика.

Говоря о здоровье сложно расставлять приоритеты, здесь важно всё: и организация питания, и уровень проведения уроков физической культуры, спортивных соревнований, соблюдение требований СанПиН, микроклимат на уроках и занятиях внеурочной деятельности. То есть, исходя из вышеперечисленного для реализации детьми своего социального, психологического и биологического потенциала без ущерба для здоровья должен быть создан ряд условий.

Поговорим о данной проблеме в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Все помещения для учебных занятий в училище укомплектованы мебелью, которая соответствует нормам гигиены, соблюдаются требования к воздушно-тепловому и световому режимам. Преподаватели проводят динамические паузы (физкультурные минутки).

Рационально организована в училище урочная и внеурочная деятельность, которая служит механизмом повышения эффективности образовательной деятельности, снижения чрезмерного функционального напряжения и утомления обучающихся. Созданы необходимые условия для чередования труда и отдыха, соблюдаются гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки. Все занятия строятся в соответствии со здоровьесберегающими требованиями и учетом возрастных особенностей суворовцев.

При подготовке к урокам преподаватели подбирают конкретные факты, задания, задачи, упражнения, направленные на формирование культуры здоровья суворовцев, разрабатывают сценарный план открытого урока или мероприятия внеурочной деятельности в соответствии с задачей приобщения обучающихся к культуре здоровья.

Также в рамках уроков и занятий внеурочной деятельностью обучающиеся училища создают здоровьеориентированные проекты, в рамках программы наставничества проводят лекции, осуществляют распространение памяток по здоровьесбережению.

Преподаватели училища активно включаются в научно-поисковую деятельность, занимаются самообразованием по вопросам здоровьесбережения в рамках содержания интеллектуальной среды, обобщают опыт работы, публикуют статьи, пополняют банк интегрированных уроков со здоровьесберегающим компонентом, применяют интерактивные методы обучения здоровью: «мозговой штурм», ролевая игра, энергизаторы, групповая работа и др., благотворно влияющие на здоровьесбережение суворовцев; выступают на заседаниях отдельных дисциплин и методического совета - одним словом делятся опытом работы с коллегами по данному вопросу.

Существует несколько классификаций технологий сбережения здоровья. По одной из классификаций даные технологии подразделяют на три направления:

  • технологии стимулирования и сохранения здоровья: физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды (на занятиях по дополнительному образованию);
  • технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия и мероприятия, гимнастика, самомассаж пальцев, ушей, закаливание (на уроках физической культуры), активный отдых, игры (в рамках воспитательной работы), направленные на корректировку проблем;
  • коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, артикуляционная гимнастика (на уроках, музыки, литературы, занятиях внеурочной деятельности).

Важно то, что все технологии здоровьесбережения предполагают укрепление здоровья ребенка через окружающее его пространство, физическую или умственную нагрузку, взаимодействие с другими субъектами и т.д.

И в завершение хочется отметить, что технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка:

  • комфортные условия обучения - доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребенку на занятиях и т.д.;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  • рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;
  • достаточная двигательная активность;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • здоровый сон, который обеспечит защиту от инфекций и улучшит настроение суворовцев.

Эффективность здоровьесберегающих технологий наиболее существенна при их коллективном и комплексном использовании в учебной организации.

При всём вышесказанном следует помнить о том, что главное «Не навредить».

Необходимо выбирать проверенные методы и приёмы, которые принесут пользу.

Главный приоритет - забота о здоровье преподавателя и ученика.

Нагрузка должна соответствовать возрасту учеников.

Непрерывность и преемственность. Будьте готовы к тому, что работа по внедрению здоровьесберегающих технологий ведется последовательно из урока в урок.

Ответственность. Одна из задач педагога - сделать так, чтобы суворовец осознал, что он сам несет ответственность за свое здоровье.

Моделировать учебный процесс таким образом, чтобы сохранить и улучшить состояние обучающихся на занятиях.

Формировать базу знаний у обучающихся о здоровье и уходе за собой, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.

Успех порождает успех. Делайте акцент на положительных результатах обучения.

И завершим разговор пословицей «Здоровье не купишь - его разум дарит», главное при формировании здоровья обучающихся - разумный, рациональный и последовательный подход.