Объяснительно-иллюстративный метод обучения на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Краеведение


Согласно предметному анализу результатов ЕГЭ и ОГЭ по истории, одним из проблемных заданий для выпускников является анализ с иллюстративного материала, с ним справляются около 40-50% выпускников. Связано это с небольшим объемом часов в рабочей программе, которые отводятся на заданные темы и проблемой: как такой большой объем материала понять и выучить.

На своих уроках я ввела несколько методик, которые способствуют более гармоничному запоминанию материала, а также не делают перегруз информации у учеников на темах культуры, так как многое они уже знают.

Методика заключается в следующем:

1. При изучении любой темы мы включаем блок культуры в урок

К примеру, тема Правление Петра Великого. Ребята на уроке знакомятся с личностью, используя портреты императора. С каждым этапом жизни правителя связывается картина. На уроке учитель не только знакомит ребят с событием, но и указывает на картину или портрет, озвучивает художника, стиль, год и некоторые интересные факты.

При работе с картинами по событиям, можно дополнительно проанализировать, что изображено, кто персонажи, какое настроение передает художник. Это займет около 2 минут, но создает образ событий не только у аудиалов, но и у визуалов.




В конце урока удобно проводить закрепление по картинам, где ученики должны назвать событие и действующих лиц, которые связаны с изображениями.

2. Проверочные работы можно проводить в форме работы с картиной

Ученик получает карточку с заданиями.

К примеру:

  1. Какое событие изображено на картине. В каком году оно произошло?
  2. Как называется данная картина и кто ее автор?
  3. Назовите причины и итог события.
  4. Как повлияло это событие на историю России?
  5. Кто мог являться участниками данного события?

В данной работе есть огромный плюс, ребенок при повторной работе на уроке будет больше обращать внимания на саму картину и ее автора, так как это может помочь ему на контрольной работе.

Работа с изображениями для учеников может так же дополняться игровыми методами. Например, пазлы, ходилки, составление комиксов или использование уже готовых комплектов, а так же игры. Мне особенно нравятся МЕМО Картины русских художников, по которым можно готовиться даже к ЕГЭ.

Для изучения архитектуры так же можно включать здания в урок, показывать убранство жилых комнат и кабинеты, это можно сделать, используя еще готовые видеофильмы или создать самостоятельно в презентации.

Но особо интересно ребятам посетить данное место, это можно сделать, используя на уроках онлайн - экскурсии. Приведу несколько бесплатных сайтов.

  1. Петергоф - https://peterhofmuseum.ru/multimedia/video/tag/online_tour
  2. Виртуальный тур по музеям России - https://www.culture.ru/themes/252991/virtualnyi-tur-po-muzeyam-rossii
  3. Виртуальные экскурсии для школьников -
  4. https://www.edut-deti.ru/odnodnevnye-ekskursii/virtualnye-ekskursii/
  5. Музей Победы - https://victorymuseum.ru/excursions/online/

Используя онлайн - экскурсии учитель не только разнообразит свой урок, но и заинтересует ребят на дальнейшее изучение и путешествие по историческим местам и музеям России и мира. Ведь главное не только подготовить ученика к экзаменам, но и воспитать целостную творческую личность, человека, который будет интересоваться историей своей страны, любить и знать ее.