Рабочая программа курса "Основы конституционного строя" (образовательная программа дополнительного образования детей)

Разделы: История и обществознание, Дополнительное образование

Класс: 9


Статус программы: авторская.

Возраст детей: 15-16 лет (9 класс).

Срок реализации: 9 месяцев.

Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирования правового сознания и гражданской ответственности обучающихся.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» ставит задачу сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей как основы обеспечения национальной безопасности РФ. «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Перечисленные в Указе Президента ценности содержатся в Конституции РФ, следовательно, изучение основного закона государства способствует реализации задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Построение в России гражданского общества, сохранение и передача традиционных ценностей, противодействие деструктивной идеологии не могут быть реализованы без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения.

Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.

Изучение курса создает условия для формирования у обучающихся устойчивого познавательного интереса к обществоведческим дисциплинам, дает возможность более основательно подготовиться к ОГЭ, сориентироваться в дальнейшем на получение юридической специальности. Занятия способствуют формированию аналитических умений учащихся.

Актуальность данного курса состоит в том, что он помогает целенаправленному формированию правового сознания подростков, воспитанию у них гражданской позиции, знанию содержания Конституции - основного правового документа Российской Федерации, умению ориентироваться в современной политической ситуации, умению ведения дискуссии по актуальным вопросам современности, развитию исследовательских навыков, даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона.

Цель дополнительной образовательной программы: Ознакомить учащихся с основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации, основами конституционного строя РФ, основными обществоведческими понятиями, документами отечественного права на фоне современных исторических событий.

Задачи дополнительной образовательной программы:

  • Получение учащимися полного представления о Конституции Российской Федерации как основном законе нашей страны.
  • Воспитание гражданского и правового сознания, патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны.
  • Развитие политического мышления и культуры, интереса к истории своего государства.
  • Формирование умений и навыков, важных в повседневной жизни.
  • Подготовка к успешной сдаче ОГЭ.
  • Профессиональное самоопределение учащихся, формирование личности, адаптированной к сознательному выбору профессии.

Дополнительная образовательная программа «Основы конституционного строя» предназначена для изучения обучающимися 9 класса (15-16 лет), рассчитана на 36 часов (занятия 1 раз в неделю).

Основные формы проведения занятий:

  • Лекции;
  • Дискуссии;
  • Подготовка мини-проектов;
  • Практическая работа (решение правовых задач, работа с документами);
  • Игры (дидактические, развивающие, познавательные).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты программы отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.

В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско- юношеских организациях;
  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

2) патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
  • идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

  • осознание духовных ценностей российского народа;
  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;
  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
  • мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне;
  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;
  • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков;
  • вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
  • развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных, жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
  • осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
  • формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
  • анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
  • давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт;
  • уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;
  • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
  • владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
  • оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения;
  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
  • делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
  • оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся будет:

  • владеть знаниями основ конституционного строя Российской федерации, структуры Конституции РФ;
  • владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностно-нормативной основе их деятельности, об организации органов государственной власти в РФ И ИХ основных функциях;
  • владеть знаниями о принципах федерализма, разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами;
  • уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно-публицистического характера,
  • уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности;
  • проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников,

Формы контроля.

Предполагается текущий и итоговый контроль.

  • Текущий контроль осуществляется в форме устного опроса, выполнения письменных заданий.
  • Итоговый контроль проводится в форме тестирования.

Содержание

Программа курса состоит из 7 тем, отражающих основное содержание Конституции Российской Федерации.

Тема № 1. Конституция: сущность и содержание. История конституционализма. Первые конституции РСФСР и СССР. Основные черты и ценности Конституции РФ.

Практическое занятие: чтение и анализ Преамбулы Конституции.

Тема № 2. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Тема № 3. Федеративное устройство.

Тема № 4. Органы власти Российской Федерации.

Тема № 5. Местное самоуправление.

Тема № 6. Права и свободы человека в России.

Тема № 7. Обязанности российских граждан.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки
проведе
ния

Тема № 1. Конституция: сущность и содержание

3 (2 ч. теории,
1 ч. практики)

сентябрь

1

Конституция: история и современность.

1

2

Развитие конституционализма в России.

1

3

Основные черты Конституции 1993 года.

1

Тема № 2. Основы конституционного строя в Российской Федерации

5 (3 ч. теории,
2 ч. практики)

сентябрь-ноябрь

4

Основы конституционного строя в России.

1

5

Россия - правовое государство.

1

6

Россия - демократическое государство.

1

7

Россия - федеративное государство.

1

8

Россия - социальное государство.

1

Тема № 3. Федеративное устройство

3 (2 ч. теории,
1 ч. практики)

ноябрь

9

Принципы федерализма.

1

10-11

Федеральная власть и субъекты Российской Федерации, разграничение полномочий.

2

Тема № 4. Органы власти Российской Федерации

8 (5 ч. теории,
3 ч. практики)

декабрь-январь

12

Разделение властей.

1

13

Президент Российской Федерации как глава государства.

1

14

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания и его структура.

1

15

Государственная Дума: полномочия, структура, порядок формирования.

1

16

Правительство России как орган исполнительной власти.

1

17

Конституционные основы судебной власти в России.

1

18

Прокурорский надзор.

1

19

Счетная палата.

1

Тема № 5. Местное самоуправление

2 (1 ч. теории,
1 ч. практики)

январь

20-21

Местное самоуправление в России.

2

Тема № 6. Права и свободы человека в России

10
(6 ч. теории,
4 ч. практики)

февраль-апрель

22

Защита прав человека - главная обязанность государства.

1

23

Личные (гражданские) права.

1

24

Свобода совести и вероисповедания.

1

25

Политические права и свободы граждан.

1

26

Экономические права.

1

27

Социальные права.

1

28

Защита материнства, детства и семьи.

1

29

Право на охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни.

1

30

Право на судебную защиту.

1

Тема № 7. Обязанности российских граждан

6 (3 ч. теории,
3 ч. практики)

апрель-май

31

Конституционные обязанности граждан России.

1

32

Защита Отечества - право и обязанность граждан.

1

33

Обязанность получить основное общее образование.

1

34

Зачем нужно платить налоги.

1

35

Обязанность сохранять природу и окружающую среду.

1

36

Итоговое занятие.

1

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы: Все занятия проводятся с использованием презентаций, организуется работа с документами.

Использованная литература

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
  3. Федеральный закон № 131 «О местном самоуправлении».
  4. Всеобщая Декларация прав человека.
  5. Конвенция о правах ребенка.