Здоровый образ жизни и его составляющие

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей, Классный час «Поговорим о главном»


Автор работы:
Дряева А.А.,
3-й класс

Научный руководитель:
Бураева Е.К.,
учитель начальных классов

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Актуальность проекта. Наша повседневная жизнь отягощена различными привычками, многие из которых являются вредными и способствуют разрушению здоровья - главной человеческой ценности. Сохранению и укреплению здоровья способствует здоровый образ жизни, что понимали еще наши далекие предки. Этой работой я хочу показать, как влияет здоровый образ жизни на здоровье школьников, потому что именно в школьном возрасте закладывается фундамент правильного отношения к жизни и своему здоровью

Именно в период школьной жизни у детей формируются их пищевые привычки, отношение к двигательному режиму, когда еще можно предотвратить многие факторы риска основных хронических неинфекционных заболеваний. С одной стороны, детский возраст - это время поиска независимости, первых ошибок, с другой стороны - это время готовности человека к обучению и восприятию полезных советов.

Каждому школьнику необходимо быть не только теоретически подготовленным в области рационального питания, и в области спорта, в области борьбы с вредными привычками, но и на практике следовать правилам здорового образа жизни, то есть «Иметь привычку здорового образа жизни».

Данный проект создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью. Направлен на укрепление здоровья детей. Проект углубляет у учащихся основные сведения о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на здоровье, на активизацию знаний по сохранению своего здоровья.

Целью проекта является предоставление причины соблюдения здорового образа жизни.

Гипотеза: Дети могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

Объект исследования: является формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Предмет исследования: вредные привычки.

Задачи работы:

  • изучить литературу по данной теме;
  • проанализировать влияние каждой исследуемой вредной привычки в отдельности;
  • определить роль и место изучаемой проблемы в жизни человека;
  • указать пути решения данной проблемы;

Методы исследования:

  • изучение и обобщение теоретического материала - работа с литературой;
  • наблюдение, анализ полученной информации и её сравнение;
  • работа в сети Интернет.

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

1.1. Понятие о здоровом образе жизни

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. Как же укрепить свое здоровье? Ответ прост - вести здоровый образ жизни.

Компоненты здорового образа жизни:

  • Правильное питание.
  • Занятие физкультурой и спортом.
  • Правильное распределение режима дня.
  • Закаливание.
  • Личная гигиена.
  • Отказ от вредных привычек

1.2. Правильное питание

Правильное питание в жизни человека составляет важную часть его жизни. С пищей человек получает все важнейшие вещества для работы, роста и развития организма.

Основную функцию выполняют углеводы, жиры и белки, при их помощи человек пополняет затраченную энергию.

Так же немаловажную роль в жизнедеятельности организма имеют витамины и минералы, они так же нужны для развития и роста организма.

Во время приготовления пищи многие витамины разрушаются, поэтому ягоды, фрукты и овощи рекомендуется употреблять в сыром виде.

Для развития и роста организма нужна разнообразная пища, но и ещё нужно и соблюдать правила для правильного усвоения пищи:

  • Нужно стараться есть в одно и то же время.
  • Не есть всухомятку.
  • Не перекусывать между приёмами пищи.
  • Есть не спеша и хорошо пережёвывать пищу.
  • Во время еды не разговаривать и не отвлекаться.

Основные принципы правильного питания

  1. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.
  2. Сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма.
  3. Режим.

Многие знают, что без пищи человек может прожить месяц, а без воды всего лишь пару дней. Ведь вода один из самых важных компонентов жизнедеятельности человека, но не все знают, что вода не всегда бывает, полезна так, как воду следует употреблять только из известных источников. Сырую воду следует кипятить, а прокипячённую воду кипятить через каждые три часа.

1.3. Занятия физкультурой и спортом

Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, неподвижность ведёт к тучности, к снижению работоспособности и заболеваниям.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена веществ, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечных мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретённые ранее навыки, не образуются новые.

От физической нагрузки зависит наша работоспособность. Человек, который занимается спортом, виден издалека, он интенсивный, энергичный, всегда готовый к действиям.

Различные виды спорта порождают в человеке различные качества, например, выносливость, пластичность, быстроту, лёгкость в движении и ещё многие другие качества.

Занятия спортом не только развивают в человеке характер, но и способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем.

Человек, не имеющий возможности всерьёз заниматься спортом, должен заниматься простой гимнастикой. Если заниматься гимнастикой каждое утро, то это будет способствовать укреплению здоровья, закаливанию характера, высокой работоспособности.

1.4. Режим дня

От режима дня зависит состояние человека, его самочувствие и успеваемость, а так же и здоровье.

Каждый из учащихся посещает не только школу, но ещё и различные секции, поэтому, чтобы успеть сделать все задуманные дела, нужно создать свой режим дня. Например, ложиться спать нужно в одно и то же время, так как, вставая утром, вы не будете чувствовать усталости, вам будет легко встать, и вы весь день будете чувствовать себя замечательно.

Распорядок в действиях и в их выполнении в одно и то же время помогает выработать хорошую память, воспитывает силу воли и приучает к дисциплине.

Человек, соблюдающий режим дня, всегда бодрый, энергичный и жизнерадостный.

Примерный режим дня:

  • 6: 30 - подъём
  • 6: 35 - гимнастика
  • 6: 45 - гигиенические процедуры
  • 6: 55 - завтрак
  • 7:50 - 8:15 - дорога в школу
  • 8:30 - 13:50 - занятия в школе
  • 14:10 - 14:40 - дорога домой
  • 14:50 - 15:20 - обед
  • 16:45 - 18:00 - посещение секции
  • 1800 - 18:30 - дорога домой
  • 18:40 - 18:50 - ужин
  • 18:50 - 23:00 - время, отведённое на уроки и на личные дела.
  • 23:00 - приготовление ко сну.

1.5. Закаливание

Мы знаем, что для здоровья нам полезны солнце, воздух и вода, но так бывает не всегда. Долгое время лежать под солнцем опасно так, как можно получить либо ожог, либо солнечный удар. Долгое нахождение в холодной воде может привести к простудным заболеваниям. Самым старинным и не опасным способом является закаливание.

Существуют правила о том, как правильно начинать закаливание:

  • Начинать закаливание надо в тёплую погоду, когда можно одновременно принимать воздушные и солнечные ванны.
  • Водные процедуры начинают во время купания в реке.
  • Продолжительность закаливания вначале должна быть большой, а температура воздуха и воды не менее двадцати градусов выше нуля.
  • Температуру воды для закаливания надо снижать постепенно, каждые три дня на один градус.
  • После процедуры тело нужно растереть сухим полотенцем до лёгкого покраснения.
  • Закаливаться нужно каждый день, если пропустить две недели, то нужно будет начать всё сначала. Если переохладиться, то следует прекратить закаливание.

1.6. Личная гигиена

Личная гигиена - это соблюдение чистоты тела, волос, ногтей, полости рта и т.д.

Самому тебе и окружающим не приятны грязные руки, нечищеные зубы. Основной гигиенической процедурой является мытьё, для поддержания чистоты тела.

В течение дня, а особенно после физических упражнений загрязняются руки, лицо, шея их следует мыть два раза в день с мылом и тёплой водой.

Руки нужно мыть не только вечером и утром, но ещё и перед едой, после прогулки.

Нечищеные зубы так же становятся причиной многих заболеваний, чтобы зубы были чистые их необходимо чистить два раза в день несколько минут, при этом зубная щётка должна быть не слишком жесткой и не слишком мягкой. Если употреблять много сладкого, то возникает кариес, чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми, нужно раз в полгода посещать стоматолога.

1.7. Отказ от вредных привычек

«Курить вредно, пить противно, а умирать здоровым - жалко» - гласит шуточная, но в то же время печальная поговорка. Сигареты и алкоголь также, как и наркотики разрушают наш организм. Не нужно попусту отравлять свой организм - жизнь слишком коротка, а спирт и табак сделают её намного короче.

Мы хотим показать, что для того, чтобы быть здоровым, недостаточно только заниматься спортом, нужно ещё соблюдать множество различных правил. В работе указаны не все компоненты здорового образа жизни, их существует великое множество. Мы перечислила самые основные компоненты, которые проще всего соблюдать, а вернее они основные, на них и лежит основа смысла здорового образа жизни.

1.8. Здоровье человека зависит от наследственности

Физическое здоровье будущих детей формируется сегодня через образ жизни их будущих родителей - сегодняшних школьников.

20% нашего здоровья зависит от наследственности - цифра хорошая, и кажется, что на неё невозможно повлиять - одному дано, а другому нет. Но это только первый взгляд. Конечно, мы не в силах повлиять на собственную нынешнюю наследственность, но на наследственность своих детей, внуков мы можем повлиять, сделать её намного лучше.

1.9. Состояние здоровья зависит от экологии

20% нашего здоровья зависит от экологической обстановки. И 10% от медицины.

Но и на эту цифру люди оказывают влияние. Кто загрязняет свою среду обитания, как не сам человек своей неразумной деятельностью, потом пожинает плоды "плохой экологии". Давайте откажемся от промышленности, автомобилей - явных источников загрязнения и отравления окружающей среды нашего жизненного пространства.

А начнём чистку с самих себя. Живём самотёком, следить за своим здоровьем не желаем, а когда заболеем - едим таблетки, которые "здравоохранения" предписывает в этих случаях. Миллионы тонн всевозможных лекарств выпускают фармацевтические фабрики, а люди их исправно потребляют. Недавно обнаружили, что подземные питьевые источники в курортах Альп отравлены... тридцатью видами наиболее распространённых лекарств.

Оказалось, что лекарства, пройдя через организм, не расщепляется, а сохраняет свои лечебные свойства. Вместе с мочой оно попадает в сточные воды, а далее... смешивается с подземными питьевыми водами и накапливается в них. Употребления такой "питьевой воды", даже купания в ней (особенно маленьких детей) приводит к аллергии и прочим недомоганиям.

Антибиотики, успокаивающие, сердечные, противозачаточные и прочие лекарства повторно "бомбардируют" организм человека. Увы, но это факт: человечество отравило питьевую воду. Более того, вредные микроорганизмы, постоянно пребывая в лекарственной среде, приспосабливаются к ней и делаются устойчивей к воздействию лекарств. Так появляются такие вирусы, грибки, микробы и прочая гадость, против которой современные лекарства бессильны. Требуются другие, более мощные. Чтобы остановить эту ненужную и бесполезную гонку, перестать отравлять окружающую среду - лечитесь сами с помощью естественных средств.

За счёт правильной организации своей жизни человек может сам справиться с любым заболеванием.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Анкетирование

Мне захотелось провести анкетирование среди своих одноклассников, в котором приняло участие 27 человек (14 девочек и 13 мальчиков). Я опросила своих одноклассников: что такое правильное питание, соблюдение режима дня; как проводят свободное время. Мы с учителем разработали вопросы, которые помогли мне узнать, насколько здоровый образ жизни ведут мои одноклассники, и знают ли они, что это такое?

Анкета «Здоровый образ жизни»

Вопросы Ответы
ДА НЕТ
1. Делаете ли вы утром зарядку? 20 7
2. Занимаетесь ли в спортивных кружках? 19 8
3. Едите ли вы утром перед уходом в школу? 22 5
4. Любишь ли ты уроки физкультуры? 22 5
5. Соблюдаете ли вы режим дня? 20 7
6. Знаете ли вы, что это вредная пища? 18 9
7. Курят ли взрослые в вашем присутствии? 27 -

8. Проводите ли вы свободное время на свежем воздухе?

25

2

2.2. Результаты исследования

Подсчитав результаты я выяснила, что большая часть опрошенных правильно понимают, что такое здоровый образ жизни. Многие занимаются спортом: карате, плавание, танцы. Выявила, что многие любят уроки физкультуры, знают «вредные» продукты, проводят много времени на свежем воздухе. Самое главное узнали, что не все взрослые курят в присутствии детей. В результате исследования я выявила, ребята которые занимаются спортом и которые соблюдают режим дня:

  • меньше болеют
  • меньше устают после занятий в школе

Ребята, кто не соблюдает режим дня и не занимаются спортом

  • часто болеют
  • имеют проблемы с осанкой.

2.3. Рекомендации по здоровому образу жизни для школьников

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

Правильное питание. Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

Рациональный режим дня. Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

Оптимальная физическая нагрузка. Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

Закаливание. Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.

Соблюдение гигиенических норм. В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

Благоприятная психологическая обстановка в семье. Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, можно сделать следующие выводы: здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностной ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

Последствия вредных привычек очевидны. Доказано, что при их попадании внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения. Особенно это влияет на мышечные ткани и умственную деятельность.

В частности: при систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь - алкоголизм; при длительном курении - рак легких и болезни десен; при даже кратковременном употреблении наркотических веществ - разрушение мозга, и, следовательно - ЛИЧНОСТИ.

Из всего, что было сказано, я сделала следующие выводы:

  • Здоровье - это ценность и богатство.
  • Здоровье - самое главное сокровище: от него зависит жизнь человека.
  • Необходимо проявлять двигательную активность в разных формах
  • Питаться правильно, есть здоровую пищу
  • Закаляться
  • Соблюдать личную гигиену.

Я поняла, что мое здоровье в моих руках.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гемкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно / Л.Л.Гемкова, Н.Б.Славков. - М.: «Просвещение», 2018. - 96с.
  2. Данилин А., Как спасти детей от наркотиков. - «Врачи предупреждают». - М.: «Центрополиграф», 2020. - 384с.
  3. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь! / Б.Г.Комиссаров. - Ростов н/Д: «Феникс», 2021. - 128с.
  4. Не болей! Аллергия от «А» до «Я». Приложение к журналу «Здоровье» №4. - М.: Изд. Дом «Здоровье», 2016. - 64с.
  5. Петренко Л.Ф. Коварный враг / Л.Ф.Петренко. - М.: «Знание», 2017. - 35 с.
  6. Энтин Г.М. Когда человек себе враг / Г.М.Энтин. - М.: «Знание», 2018. - 124 с.
  7. Ягодинский В.Н. О вреде никотина и алкоголя / В.Н.Ягодинский. - М.: «Просвещение» 2019. - 97с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-85727.html
  2. http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru
  3. http://www.coolreferat.com/