Урок по родному русскому языку по теме «Лексические омонимы и точность речи». 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Использование рабочих листов на уроке и дома»

Класс: 6

Ключевые слова: многозначные слова, омонимы


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с омонимами и многозначными словами, научить детей различать их; пользоваться толковым словарем.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомление учащихся с особенностями лексики, углубление знаний по теме, обогащение словарного запаса учеников

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления;
  • развитие внимания; умения работать одному, фронтально, в паре;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • формирование умения находить в художественных текстах слова-омонимы, определять их роль;
  • развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский.

Основные понятия: Омоним, многозначное слово.

Оборудование: толковые словари, рабочий лист, компьютер.

Ход урока

Организационный момент

- Поприветствуйте друг друга:

Партнеры по плечу, дайте пять друг другу; партнеры по лицу, улыбнитесь друг другу;

Вызов. Постановка проблемы

- На столе у каждой пары лежат листы формата А4. Ребята, в рабочих листах (Приложение) записываем сегодняшнее число.

- Запишем в тетради:

  • ночной клуб;
  • клуб пыли;
  • клуб дыма

Что общего? (в каждом словосочетании есть слово клуб, оно произносится и пишется одинаково)

- Что отличает одно словосочетание от другого? (смысл)

- Что меняет смысл в каждом словосочетании? (слово клуб)

- Почему?

- Слово «клуб» - многозначное или омоним? (не знаем)

Постановка учащимися темы, цели урока

- Какова же цель урока? Тема? Записываем в тетради.

Изучение новой темы

- Проведем исследование. Предлагаю поработать в парах, заполнить таблицу, ознакомившись с тестом.

Таблица

термин

сходство

отличие

Омоним

Многозначное слово

Текст

Омонимы - одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы - слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. К примеру, слово "брак" в значении «союз двух любящих друг друга людей» и "брак" в значении «испорченная продукция».

Многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку (по форме, цвету, характеру, действию)

Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы - это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений.

- Сделаем вывод. Ночной клуб; - клуб пыли; - клуб дыма

- Что перед нами? Почему? (омоним)

Работа со словарями

- Прошу открыть толковые словари и найти слово клуб. Как оно записано? А слово коса?

Какой вывод можем сделать? (В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные - как одно слово с перечислением значений)

Физкультминутка

  • Стряхнули с себя лень и усталость.
  • Потянулись к звездным далям.
  • Спрятались (присели) от бед и опасностей.
  • Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
  • Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами.

Практическая работа

- Сейчас вам предстоит поработать в парах, заполнив таблицу ниже примерами многозначных слов и омонимов, выбрав их из предложенного списка.

(кнопка, морж, звезда, нос, кисть, кабачок, хвост, лук, коса, шляпа, молния)

Омоним

Многозначное слово

лук
кисть
коса
кабачок

кнопка (действие)
молния (сходство по форме)
шляпа (сходство по форме)
хвост (положение в конце)
морж (умение плавать в ледяной воде)
звезда
нос

- Предлагаю в таблицу ниже записать несколько примеров омонимов и многозначных слов (задание со звездочкой *) тем, кто желает.

Проверка (слайд)

- В русском языке используется Омонимия - одно из средств создания комического эффекта. Каламбур - игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов.

Каламбур Якова Абрамовича Козловского (1921-2001)

Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку - вот напасть -
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

- Найдите здесь омонимы, выпишите на лист.

- Ребята, а зачем нам нужны омонимы и многозначные слова в речи? (обогащают язык, речь; делают ее красивее)

Подведение итога, рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Вспомним цель урока и ответим на вопрос: так как же отличить омоним от многозначного слова и с помощью чего я могу проверить любое слово, вызывающее затруднение в правильном его определении?

- Как вы считаете, сегодняшний урок был для вас полезен? Узнали вы сегодня для себя что-то новое? Если это так, закрасьте, пожалуйста, на рабочем листе звездочку зеленым цветом. Если же вы испытывали затруднения и урок был неинтересен, цель не достигнута - раскрасьте красным. Сдайте ваши рабочие листы. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Домашнее задание-вызов

- Приведи пример каламбура с использованием омонима.

Рабочий лист к уроку