Тематическое занятие на тему "Зима"

Разделы: Логопедия


ЦЕЛИ:

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Уточнение и расширение знаний детей о зиме, как времени года, о зимних явлениях в неживой природе;
  • Совершенствование грамматического строя речи: использование имен существительных в косвенных падежах, развитие навыков словообразования и словоизменения, упражнение в подборе и употреблении слов с противоположным значением, продолжать развивать в детях умение подбирать однокоренные слова.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развитие связного речевого высказывания, зрительного восприятия и внимания, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, целенаправленного вдоха и выдоха.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание у детей интереса к зимним явлениям природы, эмоциональной отзывчивости.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • Карточки с демонстрацией образования сложных слов, снеговичок, панно с однокоренными словами, снежинки с заданиями, снежинки в подарок детям, картинки о зиме.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: у нас сегодня гостья, а кто она догадайтесь, отгадав загадку о ней:

«Королева ледяная
Мчится в ледяной карете,
И ее сопровождает
Северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку
Вьюга, колкая поземка.
И несутся, словно змеи,
Серебристые метели.»

Входит под музыка «Зима» (логопед). Назовите слово «зима» ласково: зимушка…

Какая «зима» бывает: снежная, вьюжная. Я «Зима» добрая, игривая. Поэтому хочу с вами поиграть, а со мной мои снежинки-игринки, на каждой снежинки игра-задание: отвечайте быстро и правильно пока снежинки не растаяли, здесь у вас очень тепло.

1 игра - задание «Запомни, повтори и сядь на место»

  • Холодный, легкий, пушистый
  • Холодный, легкий, пушистый, белый
  • Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий
  • Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый
  • Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый, колкий

(О ЧЕМ ЭТИ СЛОВА?) - о снеге.

2 игра-задание «Давайте подберем «родные словечки» к слову СНЕГ»

  • С неба падают красивые узорчатые… (снежинки)
  • Как называется природное явление, когда падает много снега?... (снегопад)
  • Что любят дети лепить из снега?... (снеговика)
  • Как зовут зимующую птичку с красной грудкой?... (снегирь)
  • В Новый год кто приходит с Дедом Морозом?... (Снегурочка)
  • На деревьях лежит много снега, какие стоят деревья?... (заснеженные)
  • Весной появляются первые цветы… (подснежники)

Проверим все ли мы назвали слова (показ панно с родственными словами к слову «снег»)

А теперь поиграем с язычком:

  • Насыпало много снега, уберем снег «ЛОПАТОЙ»
  • Края у снежинок острые, как «ИГОЛОЧКА»
  • Заходим по «СТУПЕНЬКАМ» в «ДОМИК»
  • Бабушка угостила нас блинами, «ЖУЕМ БЛИНЧИК»
  • С «ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ» (подуем на губки, чтоб высохли)
  • Побежали на улицу гулять, играть на «ГАРМОШКЕ» и скакать на «ЛОШАДКЕ».

3 игра-задание «Называй, запоминай как можно больше слов-действий»

  • Снежинки зимой (что делают?) - падают, кружатся, летят, блестят…
  • (повтори полным предложением: Снежинки зимой (перечисление)
  • Дети на прогулке (что делают?) - играют в снежки, лепят… (повтори полным предложением…)
  • Мороз (что делает?) - кусается, трещит, щиплет за нос…
  • Лед на солнце (что делает?) - тает, переливается, сверкает…
  • Снег (что делает?) - идет, скрепит под ногами, ложится, вьется

Набрали много снега и решили слепить «СНЕГОВИКА»

Физминутка «Снеговик» - координация движений с речью

А ну, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.
Его улыбка как светла, два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припекло слегка - увы, и нет снеговика…

4 игра-задание поиграем с нашим Снеговиком

  • Мы решили слепить (кого?) … (снеговика) проговаривание полным предложением.
  • Мы приделали нос-морковку нашему… (снеговику).
  • Мы показали соседям нашего…(снеговика).
  • Мы играли с (кем?) …снеговиком.
  • Мы рассказали о … (снеговике).

5 игра-задание «Закончи мое предложение полным ответом»

  • Медведь спит в берлоге, потому что …
  • Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что …
  • Зимой свет на улицах и в домах зажигается рано, потому что…
  • Ледяная дорожка не скользила, потому что…
  • К вечеру намело большие сугробы, потому что…
  • Дети приготовили коньки, потому что….

Дыхательная гимнастика:

Поймали снежинку, сдули - (продолжительный выдох);
Побежали кататься на санках с горы - (частый вдох, продолжительный выдох )

6 игра-задание «Назови новое длинное слово» использование карточек

Сам + варит = самовар

Пар + ходит = пароход

Сам + летит = самолет

Сам + катит = самокат

Снег + падает = снегопад

Лёд + ходит = ледоход

Лед + колит = ледокол

Машина + убирает снег = снегоубочная

Поиграем в «снежок» - мячик «Скажи наоборот»

  • Лето теплая, а зима…(холодная)
  • Дни короткие, а ночи…(длинные)
  • Летом солнце стоит высоко, а зимой…(низко)
  • Летом небо светлое, а зимой …(темное)
  • Снег мягкий, а лёд…(твердый)
  • Одни сосульки длинные, а другие… (короткие)

7 игра-задание: А в этой последней снежинке слова разбежались, она начала таять

«Соберите слова в предложения»

  • Дети, снеговик, слепили
  • Дети, санках, кататься, на
  • Снежинка, с, мальчик, играть
  • Земля, снегом, покрыть
  • Снежинки, падать, тихо

Заключение занятия

Вот и закончились наши снежинки-задания. «О каком времени года мы с вами говорили?» (о зиме). Зимой очень много праздников, «Какие вы знаете зимние праздники» (Новый Год, Рождество), а сегодня тоже праздник называется Крещение, а в праздник полагается дарить подарки. От вас я получила хороший подарок - это ваши знания о зиме и хочу вам вручить от себя подарки: Волшебная Снежинка - загадай желание и раскраску о зиме.