Конспект урока по окружающему природному миру для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС О УО (2 вариант). Тема урока: "Времена года (весна, лето)". 6-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 6

Ключевые слова: времена года, дети с нарушением интеллекта, дети с умственной отсталостью


Тип урока: урок повторения.

Цель: Обобщить и систематизировать знания о временах года (весна, лето) и их признаках.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторять, закреплять и обобщать знания о временах года (весна, лето) с помощью учителя, расширить пассивный словарный запас детей по темам: весна, лето.
  • Различать и показывать существенные признаки времён года.
  • Продолжать развитие правильных установок режима труда и отдыха.
  • Расширить кругозор обучающейся средствами визуального раскрытия темы урока игровыми методами.

Коррекционно-развивающие:

  • Расширять и систематизировать знания о временах года (весна, лето).
  • Продолжить формирование у обучающейся тонкой и общей моторики, зрительное и слуховое внимание через пальчиковую гимнастику и выполнение упражнений речевым сопровождением учителя.
  • Коррегировать и развивать устную речь, пополнять словарный запас.
  • Коррегировать и развивать память, а также зрительное и слуховое восприятие при изучении визуального материала;
  • Коррегировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства к изучаемому материалу, ситуации.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к обучению.
  • Создавать условия для формирования психологического комфорта, через доброжелательное отношение учителя, используемые методы и приёмы.
  • Прививать навыки ЗОЖ через проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
  • Воспитывать трудолюбие.
  • Формировать положительное отношение к родной природе

Оборудование: Иллюстрации времен года (весна, лето), иллюстрации «Явления природы», карандаши, альбомные листы, овощи, ветки деревьев, цветок, раздаточный и демонстрационный материал.

Ход урока

Организационный момент

Готовность к уроку, проверка рабочего места.

Здравствуй! Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.

Хоть и не звенит звонок,
Но начинается урок.

Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы с тобой совершим удивительное путешествие по временам года. Повторим изученное, и обязательно узнаем новое.

Послушай загадку:

У папочки годочка
Четыре славных дочки
Первая седая, вторая молодая,
Третья с цветами, четвертая с дождями.

Перед тобой лежит 2 предмета: Азбука и календарь «Времена года». Выбери нужный предмет, который даст нам ответ на вопрос загадки.

Ученица показывает на календарь «Времена года» и выбирает раздел «Весна».

Учитель: молодец, нашла и показала верный ответ.

Повторение и обобщение изученного

Учитель: Итак, мы с тобой сегодня на уроке будем повторять времена года (весну и лето), их признаки и явления природы.

Начнем с времени года, которое у нас сейчас - это Весна.

Перед обучающейся кладется мини-плакат «Весна в городе».

Учитель: Какие признаки весны ты знаешь?

Ученица, по ходу рассказа учителя, показывает на плакате, те явления природы, о которых упоминается (тающий снег, ручьи, сосульки).

Учитель: признаки весны - тает снег, бегут ручьи, растет трава, прилетают перелетные птицы, распускаются листья, расцветают первые цветы. Я принесла тебе посмотреть и понюхать веточки первых цветущих весной деревьев- черемухи, вишня и цветок тюльпана.

Учитель и ученица рассматриваю и нюхают цветы на веточках. Весной на улице прекрасный запах от цветущих деревьев и цветов. Про это тоже можем сказать, что это признак весны.

Работа с карточками

На стол выкладываются 4 карточки с признаками весны (сосульки, проталины, солнце яркое, скворечник). Учитель показывает на карточки и комментирует, что на карточках изображены признаки весны.

Ученица показывает их на карточках самостоятельно.

Работа с карточкой «Найди лишнюю картинку»

Ученица выбирает и показывает явление природы, которое не относится к весне (идет снег).

Учитель:

Весной солнце светит ярче и дает нам больше тепла. Соня, следующее задание - раскрасить солнце. Перед тобой несколько карандашей разного цвета. Выбери, каким цветом раскрасить солнце.

Ученица - выбирает желтый карандаш и раскрашивает солнце.

Учитель напоминает обучающейся, что раскрашивать нужно внутри контура.

Учитель: Солнце круглое. Покажи где круг?

Ученица показывает середину солнца - круг.

Пальчиковая гимнастика

Я рисую лето, (рисуем пальцами траву на столе)
желтой краской солнце, (рисуем в воздухе пальцем круг)
на газонах розы, (сжимаем и разжимаем кулаки)
на лугах покосы, (сжимаем и разжимаем кулаки)
синей краской небо (рисуем в воздуха пальцами облака)
и ручей певучий (рисуем изогнутые линии пальцем на столе).
Руки и пальчики отдохнули продолжаем дальше.

Следующее задание.

Карточка «Найти животное, которое просыпается весной»

Учитель: весной животные, которые впадают в спячку на зиму, просыпаются. Найти это животное и покажи.

Ученица. Находит и показывает медведя.

Учитель: молодец! Это медведь, который спал зимой в своей берлоге, а весной проснулся и ходит по лесу.

И мыс тобой очутились в этом лесу. Кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья, листья шелестят, повсюду красивые цветы и пение птиц. Весна заканчивается и наступает… какое время года? Покажи его на календаре «Времена года».

Ученица показывает на календаре - лето.

Учитель: Лето - это прекрасная пора, время долгожданных каникул. Признаки лета в природе: (солнце светит ярко, летают насекомые, после дождя бывает на небе радуга, животные выкармливают своих детенышей, люди купаются, созревают овощи и ягоды).

А что же детям нравится больше всего летом? Летом дети отдыхают на каникулах, нужно как можно больше времени проводить проводить на улице.

Работа с карточкой «Признаки лета»

Ученица находит и показывает признаки лета: гнездо с птицей и птенцами, лису с лисятами, насекомые и бабочки, дети играют летом во дворе в подвижные игры, летняя одежда, солнце, дождь, облака.

Картинка «Облака» - сравниваем с погодой в данный день. На небе тоже облачно.

Учитель: Молодец!

Физкультминутка

- Лето просит нас остаться подольше в гостях, отдохнуть с дороги.

Физминутка

В лесу.
Лето! Мы идем гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке. (Ходьба на месте)
На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной. (Потягивание - руки вверх)
Он на ветках среди леса
Щедро желуди повесил. (Потягивание - руки в стороны)
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклонимся до носочков.
Раз - цветок, и два - цветок.
А потом сплетем венок. (Наклоны вперед)

Учитель: немного отдохнули, продолжаем.

Коррекционное задание «Посади насекомых на траву и цветы»

Учитель: перед нами на листе бумаге трава и цветы. Покажи мне траву и цветы. Покажи желтый, белый и красный цветки. Наклейки с насекомыми нужно приклеить на цветы и траву. Сажаю стрекозу на цветок. Затем ученица - посади стрекозу на красный цветок, шмеля посади на траву, бабочку посади на желтый цветок, посади бабочку на траву. Молодец!

Ученица - показывает и наклеивает по заданию.

Учитель: летом люди собирают урожай овощей и фруктов, который они вырастили на огородах.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Учитель: у меня есть мешочек в котором лежат овощи. На столе разложены карточки с изображениями овощей. Перечисляю овощи- картофель, помидор, огурец, морковь.

Ученица: показывает эти овощи на карточках и затем из мешка достает по 1 овощу.

Учитель: клади овощ, который ты достала на карточки с изображением такого же овоща.

Ученица: кладет овощи на нужные карточки.

Учитель: Молодец, ты справилась с заданием!

Закрепление

Учитель: ты сегодня молодец, мне понравилось как ты работала на уроке. И я предлагаю тебе веселую игру «Бывает - не бывает». Нужно хлопать, если такое явление природы бывает и топать, если не бывает.

  • Весной: идет снег, листопад, ярко светит солнце, появляются первые цветы.
  • Летом: идет дождь, таят сосульки, светит солнце, цветут цветы, можно купаться в море (реке).

Ученица совместно с учителем выполняет действия - топает или хлопает.

Рефлексия

По каким местам мы путешествовали? (По временам года - весне и лету) Давайте еще раз их покажем на календаре «Времена года». Понравилось тебе наше путешествие? А какое время года тебе больше нравится? - покажи.

На столе лежит цветок. Чего у него не хватает? Предлагаю тебе прикрепить лепестки-прищепки.

Домашнее задание.

Раскрасить рисунок на тему «Лето».