Роль стихий в современной жизни людей и в старину

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Я всегда говорил, и не устаю повторять,
что мир не мог бы существовать,
не будь он так просто устроен.
Эту злополучную землю обрабатывают уже тысячелетиями,
а силы ее все еще не иссякли.
Небольшой дождь, немного солнца -
и каждую весну она вновь зеленеет и будет зеленеть вечно.

И.Гете

Проблема, касающаяся культуры и истории России, волнует многих педагогов дошкольных учреждений. Нельзя забывать корни, от которых происходит “род российский”. Где, как не в детском саду, должны закладываться основы представлений о России, её исторической значимости и культурных ценностях. В большинстве традиционных программ так или иначе этот вопрос затрагивается, но в нем отражена история и культура России последнего тысячелетия, мне же более интересен дохристианский период развития Руси, поскольку русское православие имеет весьма синкретичный характер. Вместе с тем, занимаясь технологией РТВ-ТРИЗ (развитие творческого воображения через теорию решения изобретательских задач), я заметила, что каждый из принципов разрешения противоречий данной технологии подкрепляется фольклорным материалом. Например, метод “Снежный ком” ярко просматривается в сказке “Жихарка”, а метод “Колесо” иллюстрирует закличка – пожелание птицам: “Колесом дорога”.

Десять лет назад на основе русского фольклора и технологии РТВ – ТРИЗ мною была разработана программа “Родные корни”.

Отбор материала и методика проведения занятий строятся на основных принципах ТРИЗ:

1. Системность

Мы живем в системном мире. Всё, что окружает нас, – система. Система может изменяться во времени:

Прошлое Настоящее Будущее
Прошлое надсистемы Настоящее надсистемы Будущее надсистемы
Прошлое системы Настоящее системы Будущее системы
Прошлое подсистемы Настоящее подсистемы Будущее подсистемы

2. Взаимосвязи и взаимодействия

Всегда какая-либо система взаимодействует с некоторыми системами, иногда прямо, иногда через посредников, образуя новые системы.

3. Развитие системы

  • Все системы развиваются от простого к сложному (появляются новые функции).
  • Развитие осуществляется через решение противоречий (к системе предъявляются два противоположных требования, необходимо сделать так, чтобы оба требования выполнялись).
  • Развитие направлено в сторону повышения идеальности, когда объект отсутствует, а его функции будут осуществляться.
  • Все системы имеют антисистемы, то есть системы, противоположные данным, которые можно рассматривать по строению, по структуре, по функциям.

Основным методом подачи материала является “системный оператор” – “экран талантливого мышления”. Ребенок, используя этот инструмент, “открывает” и познает себя и окружающий мир.

Работа по программе “Родные корни” ведется по четырём направлениям: “Моя семья”, “Мир книг”, “Забавушка” и “Этот мир придуман не нами”. Последний раздел включает в себя традиционный земледельческий календарь, отражающий ритм годовой жизни природы и человека в естественном единстве.

Читая литературу о Руси изначальной, легко заметить, что росичи поклонялись Солнцу, как впрочем, и другим богам (Перун, Даждь, Лель и т.д.), всё заклички, обращенные к ним, имели для людей большое значение. Солнце они называли Ярило (дети это объясняют тем, что ярко светит солнце). Из сборников “Русский фольклор”, “Русские пословицы и поговорки”, “Месяцеслов” видно, что все важнейшие календарные события люди связывали с Солнцем.

Не только росичи ценили Солнце. На стенах храма богини Дианы в Эфесе, городе, разрушенном ветрами истории, расположенном на побережье Малой Азии в Древней Греции, имеется надпись: “Солнце своим лучистым светом дает жизнь”. Люди давно знали об истинной роли Солнца – о том, что без него жизнь на Земле была бы не возможна.

Буквально в подсознании у нас заложены знания о том, что Сумма Жизни на Земле заключена в цепочке:

Неслучайно в каждом рисунке дети рисуют Солнце, на тему “Времена года” сразу рисуют дерево. Дети интуитивно чувствуют связь человека с природой, значительную роль солнца и растительности в жизнедеятельности Homo sapiens.

В познании окружающего мира неоспоримо значение практической деятельности, поэтому вся работа строится на исследовании, проведении опытов, разгадывании загадок и тайн. Ведущим принципом является создание проблемных ситуаций, опыт показывает, что чем больше трудностей возникает у детей, тем им интереснее.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «СОЛНЦЕ»

В старинных поверьях солнце почиталось в двух видах: как небесное светило, всё освещающее, и как божество, как Царь-солнце. Его царство было далеко, за морем, в стране вечного лета и вечной жизни. В царстве солнца весной, летом, осенью праздники, а зимой – будни, поэтому оно редко и ненадолго показывается людям.

В этом блоке используются следующие виды работы с детьми.

I. Разгадывание кроссворда “Что является источником жизни на земле”.

1).

Заря - заряница, красна девица,
По лесу ходила, ключи обронила,
Месяц видел - не сказал,
Солнце увидало - подняло. (Роса)

2). Долговяз в траве увяз. (Дождь)

3). Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель)

4). Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо)

5). Светит, да не греет, без головы, а с рогами, ночью ходит, а днем спит. (Месяц)

6). Течет, течет - не вытечет. Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

II. Игра “Хорошо - плохо” (когда солнце хорошо для людей, когда плохо).

III. “Свойства – антисвойства” (у каждого свойства следует найти противоположное)

IV. Игра “Поезд”, где роль паровоза играет Солнце. Можно использовать схематическое изображение явлений природы или самим их изготовить, используя подручные средства. Дети проводят бином связи между явлениями, находя между ними общее.

V. В подготовительной к школе группе составляем свой месяцеслов, основанный на народном календаре, особое внимание обращаем на важные приметы каждого месяца и проверяем, совпадают ли они в современной жизни.

VI. Придумать загадку о солнце, явлениях природы (основываясь на результатах собственных наблюдений).

VII. Составление рассказа на тему “Кому и для чего нужно солнце”, при этом ребенок последовательно играет роль растения, животного, человека (метод эмпатии).

VIII. Подумать над тем, почему солнце в старину называли Ярило.

IX. В подготовительной к школе группе составляем солнечный календарь, наглядно показывающий, что зимой дни короче, чем летом, весной и осенью.

X. Разбор загадки с помощью “Экрана талантливого мышления”.

Голубой платок,
Красный колобок,
По платку катается,
Людям усмехается.

XI. Задание: В каком окошечке какое светило прячется? Детям следует нарисовать отгадку в нужном окошечке.

кто-то утром, не спеша,
надувает красный шар,
а как выпустит из рук –
станет вдруг светло вокруг.
то блин, то полблина,
то та, то эта сторона
рассыпалось к ночи золотое зерно,
ни кем не меряно оно

ХП. Используется иллюстрация И. Билибина к сказке А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”, детям предлагается ответить на вопросы: “Как называется эта комната? Почему?” (Светлица)

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь. (А С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”)

ХШ. Обсудить, как мы понимаем пословицу “Ученье - свет, а неученье - тьма”.

ВОДА

В русской мифологии (как и у других народов) вода изображается как страдательная первоначальная материя женского существа. Без животворной силы света недвижная вода наполняет пространство в виде снега, льда, но когда свет и тепло пробуждает ее, она растекается и под влиянием света рождает и питает годовой мир. На этом основании славяне-солнцепоклонники почитали воду.

I. Обсудить, почему воду называют красой всей природы.

II. Загадывание и отгадывание загадок о воде.

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять и др.

Ш. Продолжим стихотворение:

А если б не было воды?

Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек…
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

IV. Моделирование маленькими человечками.

Проведение опытов со снегом, льдом.

Узнай, в каком виде на карточке изображена вода.

V. “Путешествие воды”. Опыты с превращением одного агрегатного состояния воды в другое.

  • На морозе - в лед.
  • На огне в пар.
  • Превращение снега в воду и т.д.

VI. Проведение опытов с водой, подтверждающие ее свойство - растворять в себе различные вещества, схематически изображая происходящее на карточках моделирование.

  • Сахар
  • Соль
  • Известь (гашеную)
  • Глину
  • Соду и др.

VII. Сравнить на ощупь воду, в которой растворили известь, с водой, где растворилась сода. Что чувствовали? Есть ли разница? Затем растворить в каждой воде по 1 колпачку шампуня. Что получится – сделать выводы.

VIII. Добавить в воду частички растений. Поставить три емкости в разные места в групповой комнате (у батареи, на окно в приемной и в уголке природы). Через 1-2 недели отметить, какие изменения произошли с ней. Сделать выводы.

IX. Что значит “толочь воду в ступе”?

ВОЗДУХ

Его состояние росичи связывали с солнцем: солнце доброе – ветерок ласковый, гневается – жди беды, поэтому, обращаясь к ветрам буйным, они не забывали поклониться солнцу красному.

I. Опыты с перышком.

  • Лежащим на столе
  • Плавающим в воде.

В первом случае машем картоном - перышко слетает со стола. Почему? (Ответы детей).

Затем, не дотрагиваясь до перышка, волнуем воду в тазу - перышко плывет. Почему? Мы же его не трогали. (Выводы детей).

II. Отгадывание загадки:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

III. Опыты:

Ищем воздух в губке, воздушном шаре, стакане, в воде, полиэтиленовом пакете и т.д.

Определяем вес воздуха с помощью воздушных шаров.

Определяем силу ветра с помощью листа бумаги, скакалки, ладошки и т.д. (С помощью чего еще можно услышать шум ветра?)

Сравниваем загадки и находим разницу в них:

По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится.

IV. “Рисуем ветром ветер” (с помощью трубочек для коктейля). (Можно использовать музыку Стравинского, Вивальди).

V. Опыты, подтверждающие свойство воздуха распространять запахи. Если берем материал, имеющий резкий запах, то больше трех видов использовать не стоит. В первую очередь узнаем предметы, имеющие менее острый запах. Например:

Мука, чеснок, апельсин.

Соль, лук, перец (стручковый) и т.д.

Эту тему можно продолжать до бесконечности. Мир, в котором мы живем, полон загадок и тайн. Явления и. события связаны между собой. Невозможно изучать неживую природу в отрыве от живой. Когда мы говорим о солнце, воздухе, воде, то уточняем их значение в жизни человека, растений, животных. И наоборот.

Все в нашей жизни взаимосвязано. Важно уловить эту связь.

Дети осознают уникальность и идеальность нашего земного существования, делая вывод: “Мир, в котором мы живем, придуман с умом, и надо беречь его; жить правильно, не загрязняя природу” (Лена Л., Алеша Р., Света Я., Ваня П., Паша В.). Нужно стараться, чтобы они сохранили в себе это понимание на всю жизнь.

Познавая окружающий нас мир, дети пришли еще к одному, очень важному, выводу о том, что мир состоит из противопоставлений. Они говорят:

Есть огонь и вода, небо и земля, добро и зло, правда и ложь (кривда), левое и правое, север и юг, свет и тьма и т.д. И все это необходимо для жизни на Земле.

А зло?

Но оно же не всем зло, кому-то – добро (волк съедает зайца, чтобы жить). (Сережа Я., Лена А, Юля Ч., Алеша Е.)

Таким образом, дети приходят к мысли об амбивалентности, диалектичности мироустройства. Помогают разобраться им в этом сложном мире игра “Хорошо – плохо”, системный оператор, оператор РВС, приемы (принципы) разрешения противоречий, вепольный анализ и другие методы и приемы РТВ, а также изучение истоков русской культуры.