Урок-зачет по теме: "Внутренние воды России"

Разделы: География


Раздел: “Особенности природы России”, подраздел: “Внутренние воды”, шестой урок темы “Внутренние воды России”.

На уроке заканчивается, согласно требованиям программы, изучение природных и экологических особенностей внутренних вод материков, рассмотрение вопросов разнообразия внутренних вод России, значения внутренних вод в природе и жизни человека.

Цели обучения:

Проверить и обобщить:

  • знание основных понятий и номенклатуры географических названий по теме.

Цели воспитания:

Способствовать развитию:

  • коммуникативных способностей учащихся,
  • дисциплинированности и организованности,
  • удовлетворения от получения знаний.

Цели развития: Продолжить, используя различные источники информации, и способы её получения:

  • формирование умений и навыков работы с персональным компьютером,
  • формирование умений и навыков работы с различными видами географических карт и тестовых заданий, в том числе электронных,
  • развитие навыков учебного труда (работать самостоятельно и сотрудничая в группах, в должном темпе).

Тип урока: Обобщения и повторения знаний и умений. Вид урока: Урок-зачет.

Задачи учителя на урок:

  • через логическую структуру урока осуществлять руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников,
  • обращать внимание на качество общения учащихся в группах,
  • способствовать позитивному эмоциональному настрою учащихся на уроке,
  • способствовать развитию дальнейшего интереса к изучению предмета.

Задачи для учащихся:

  • через решение электронных тестов проверить знание понятий и терминов – годовой и речной сток, падение и уклон, речная система, водораздел и бассейн, режим питания и характер течения реки, сточные и бессточные озера, водные ресурсы;
  • через решение тестов и работу с контурной картой определить уровень знания физической карты России.

Структура урока:

Этап 1.

Организационно – психологический момент: деление класса на группы, положительный эмоциональный настрой на совместную работу. Создание спокойной, деловой обстановки.

Постановка перед учащимися целей и задач урока (2 минуты).

Этап 2.

Организация деятельности: инструктирование групп, знакомство с картами заданий, источниками информации. Установление обратной связи (5 минут).

Этап 3.

Индивидуальная работа с тестами и контурной картой. На выполнение задания каждой группе даётся (8 минут). Если останется время - выполнение дополнительного задания (24 минуты + 3 минуты).

Этап 4.

Обсуждение результатов работы групп: оценка деятельности групп учителем (3 минуты).

Рефлексия (3 минуты).

Завершение работы.

На уроке реализуются межпредметные (география и информатика) и межкурсовые (география 6, 7, 8 классы) связи.

Средства обучения: персональные компьютеры, дидактический материал – карточки и Web-страницы.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная и групповая.

На уроке для достижения поставленных целей и задач учащиеся работают в группах составленных случайным выбором, независимо от их способностей. Учитель выступает в роли организатора и помощника в учебной деятельности.

Урок проводится в кабинете информатики, оснащенном не менее чем 14 компьютерами на класс в 20 человек. Для выполнения заданий класс делится на 3 группы – группа 1 – решает тестовое задание (Приложение 1), группа 2 – тестовое задание (Приложение 3), группа 3 – задание на знание номенклатуры географических названий по теме <Рисунок 1>. По окончании времени выполнения заданий группы меняются местами.

Учебный материал предъявлен учащимся в виде карточек – заданий по географии России – Web- страниц (электронных тестов) и контурных карт с инструктивным сопровождением, соответствующим потенциальному уровню возможностей учащихся. Задания направлены на самостоятельное решение поставленных проблем, на обучение владения современными средствами информации и информационными технологиями. Результаты выполнения электронных тестов учащиеся сохраняют в памяти компьютера в виде скриншотов с расширением *.doc под собственным именем. Урок заканчивается оценкой деятельности групп учителем и рефлексией учащихся по поводу проведенного урока, собственной деятельности и деятельности учителя как организатора процесса.

Приложение 2

Приложение 4

Приложение 5