Организация профориентационной работы, профподготовки и дополнительного профессионального образования на примере Нижнекамского межшкольного учебного комбината

Разделы: Администрирование школы


Важность и актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Целью проводимой межшкольным учебным комбинатом профориентационной работы, является выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии. Поэтому проводится координирующая работа с учётом всех этих факторов.

Профориентирование школьников состоит из планомерно проводимой работы, позволяющей по результатам разноуровневого тестирования и работы психолога выявить интерес учащегося к данной области, а затем проверить его возможности и способности к усвоению материала, и в процессе обучения дать первоначальные знания, умения и навыки. Здесь мы раскрываем потенциал школьника к самоопределению и выбору профессии. Обучаясь в межшкольном учебном комбинате, учащийся знакомится с сущностью трудовых специальностей, их спецификой и содержанием, характером и функциями трудовой деятельности, местом и ролью этих специальностей в научно-техническом прогрессе и их перспективностью.

Обучение состоит из теоретической и практической частей, выполнением учащимся проектной работы по данному направлению и прохождением летней трудовой производственной практики.

Для обеспечения эффективной профориентационной работы со школьниками, переходом на профильное обучение и расширением сферы деятельности, на базе Межшкольного учебного комбината г.Нижнекамска Республики Татарстан был создан Центр профориентации, профподготовки и дополнительного профессионального образования, как его составляющая структурная часть.

Данный Центр способствует реализации государственной политики в области профессиональной ориентации обучающихся, повышению уровня организации и качества профориентационной работы школ города, обеспечивает координацию и взаимодействие по вопросам профориентации и самоопределению учащихся образовательных учреждений всех типов (школ, учреждений начального профессионального образования, учреждений среднего специального образования, учреждений высшего профессионального образования), Центра занятости населения г.Нижнекамска, работодателей, молодежных структур, средств массовой информации и общественных организаций.

Центр обеспечивает адаптацию обучающейся молодежи к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии в ходе трудовой и профессиональной подготовки, осуществляемой в соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего и среднего (полного) образования, в части изучения дисциплины "Технология", элективных и факультативных курсов предпрофильного и профильного обучения, а также дополнительных образовательных программ, содержащих профессиональную ориентацию, начальную профессиональную подготовку и допрофессиональное обучение.

Центр руководствуется в своей деятельности Законами Российской Федерации и Республики Татарстан "Об образовании”, приказами и распоряжениями Министерства образования РФ и РТ, постановлениями Кабинета Министров РФ и РТ, Типовым положением о межшкольном учебном комбинате (утв. Пост. Правит. РФ №1437 от 30.12.99.), уставом МУК, постановлениями Главы Нижнекамского муниципального района и Руководителя исполнительного комитета, приказами начальника управления образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.

Основными задачами Центра являются:

- содействие формированию и развитию межведомственной системы профориентации обучающихся на территории Нижнекамского муниципального района и координация деятельности в этих вопросах организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности;

- профориентационная работа в соответствии с “Программой развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодёжи Республики Татарстан на 2006-2008 годы” в форме информационно-ресурсного центра г.Нижнекамска, сотрудничество с Республиканским центром профориентации и социально-профессиональной адаптации;

  • информационно-методическое обеспечение профориентационной деятельности;
  • внедрение новых программ, технологий, эффективных методов и средств по профессиональной ориентации;
  • профессиональное информирование, профессиональное консультирование, методическая и психологическая помощь в вопросах организации профориентационной работы обучающихся образовательных учреждений города, проведение совместных с учреждениями образования и работодателями профориентационных акций и мероприятий;
  • проведение мониторинговых исследований интересов, предпочтений и профессиональных предрасположенностей обучающихся, оказание им методической и психологической поддержки;
  • координация работы психологов и классных руководителей школ города в вопросах профориентации и самоопределения обучающихся;
  • ведение статистической отчётности в вопросах проделанной профориентационной работы.

Центр, в соответствии с возложенными задачами, выполняет следующие виды деятельности:

  • проводит мероприятия, направленные на расширение объемов и повышение качества профориентационных услуг обучающейся молодежи;
  • принимает участие в разработке и реализации территориальных программ по профориентационной и психологической тематике;
  • в соответствии с лицензией, уставом и “Типовым положением о МУК” (утв. Пост. Правит. РФ №1437 от 30.12.99.) осуществляет образовательную деятельность по следующим направлениям:

а).изучение в соответствии с государственными образовательными стандартами обучающимися 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений дисциплины "Технология";

б).осуществление профессиональной подготовки и допрофессионального обучения обучающихся 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений, проведение летней трудовой производственной практики, проведение итоговой аттестации выпускников с присвоением квалификации, в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации; выдача удостоверений и свидетельств установленного образца;

г).организация и проведение по договорам с органами службы занятости населения профессиональной подготовки незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей основного общего образования;

  • в соответствии с Республиканским базисным учебным планом, учебными планами для образовательных учреждений РТ, реализующими программы общего образования, предпрофильного и профильного обучения – Центр проводит элективные курсы, сопряжённые с ними учебные предметы, организует учебную и производственную практику, осуществляет исследовательскую деятельность;
  • координирует работу психологов и классных руководителей, администраций школ города в вопросах профориентации и самоопределения обучающихся, проводит совместную с ними работу по созданию в городе единой информационной базы, для дальнейшего её использования в регулировании и определении направления профориентационной работы города в целом;
  • осуществляет профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор и адаптацию, психологическую поддержку обучающимся;
  • проводит работы по профессиональному отбору (подбору) в образовательные учреждения, кадровому отбору на предприятия города, в т.ч. по заявкам организаций;
  • осуществляет с участием ученых, высококвалифицированных специалистов-психологов и практических профконсультантов повышение квалификации и обучение специалистов различных ведомств формам и методам профориентации и психологической поддержки населения;
  • в соответствии с уставом МУК, Правилами оказания платных образовательных услуг (Пост.Правит.РФ от 01.04.2003 N 181) и действующего законодательства - оказывает дополнительные платные услуги на договорной основе с юридическими и физическими лицами;
  • оказывает информационные услуги населению, расширяющие знания о профессиях, состоянии рынка труда и перспективах его развития, учебных заведениях для продолжения образования, создает единую информационную систему по вопросам занятости, трудоустройства, повышения квалификации, профобучения и переобучения;
  • участвует в ежегодной Республиканской профориентационной акции “Образование. Карьера.”, организует и проводит “Ярмарки профессий” (совместно с Центром труда и занятости населения), выставки-презентации, конкурсы учреждений образования на лучшую профориентационную работу, конкурсы профмастерства “Лучший по профессии” (совместно с УНПО) и другие мероприятия по вопросам профориентации;
  • изучает и распространяет передовой опыт работы по профориентации и психологической поддержке, проводит семинары по указанным вопросам;
  • разрабатывает, организует издание и распространяет материалы по профориентации и психологическому сопровождению личности, в т.ч. через средства массовой информации;
  • проводит социологические исследования, опросы по проблемам профессиональной ориентации, психологической поддержки, повышения конкурентоспособности и социальной адаптации различных групп населения;
  • разрабатывает, распространяет и организует внедрение информационно - методических материалов и программ, современных диагностик, эффективных форм и методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки;
  • формирует банк профессиографических, психодиагностических и других методик по профориентации, учитывающих особенности и специфику города и района;
  • проводит курсовую подготовку по программам дополнительного профессионального образования, в соответствии с имеющейся лицензией.

Деятельность инженерно-педагогического коллектива нашего межшкольного учебного комбината ориентирована на раскрытие потенциала школьников к освоению профессиональных умений и навыков, получению ими начальных профессиональных знаний, выработку сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии с их возможностями, способностями и учётом рынка труда. Обучаясь в межшкольном учебном комбинате, учащийся знакомится с полноценной информацией о профессиях, сущностью специальностей, их спецификой и содержанием, характером и функциями трудовой деятельности, местом и ролью этих специальностей в научно-техническом прогрессе и их перспективностью. Наряду с этим, школьник получает первоначальные профессиональные знания, умения и навыки по отдельно выбранному направлению.

I. Первый блок структуры деятельности Межшкольного учебного комбината:

Профориентационная работа,начальная профессиональная подготовка и допрофессиональное обучение учащихся школ города; интегрированное обучение по предметам “Технология”, “Информатика” и “ИЗО”; проведение элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В нашем комбинате действуют следующие производственные классы:

- “Оператор ЭВМ” (глубокое изучение компьютерных технологий, развитие умения работать со множеством программ и приложений, умения создавать и модифицировать базы данных, работать в сети Internet, создавать Web-сайты и страницы);

- “Автодело” (изучение устройства и конструктивных особенностей автомобиля, развитие автослесарных умений и навыков, изучение управления транспортным средством и безопасности движения; подготовка учащихся к сдаче экзаменов в ГИБДД);

- “Электротехнический” (изучение общей технологии электротехнических работ, устройство и применение электрических машин, аппаратов и электроизмерительных приборов);

- “КИПиА” (изучение устройства и функционирования контрольно-измерительных приборов и автоматики, развитие умений и навыков по радиоэлектронике);

- “Швейное дело” (развитие профессиональных навыков и умений в области технологии швейного дела и моделирования);

- “Инженерная графика” (изучение основ геометрического и проекционного черчения, правил построения комплексных чертежей и аксонометрических проекций);

- “Художник-оформитель” (глубокое изучение художественно-оформительского искусства и художественного дизайна);

- “Коммерческий” (изучение основ предпринимательства, экономики и менеджмента, организации торговли и товароведения).

Переход на предпрофильную подготовку и профильное обучение расширяет наши возможности по формированию у обучающихся профессиональных умений и навыков, получению ими первоначальных профессиональных знаний по выбранному направлению. Элективные курсы и профессиональные пробы позволяют каждому ученику получить в должной мере полноценную информацию о мире профессий и специальностей, испытать себя в различных видах деятельности и определиться с очень важным выбором своего профессионального пути.

С этого учебного года нами были разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс элективные курсы практически по всем профилям:

  • в информационно-технологическом профиле – это компьютерные технологии и АСУ; основы компьютерных знаний; технологии презентаций и Web-дизайн; работа в среде Microsoft Office;
  • в индустриально-технологическом – это автослесарное производство; электротехника с основами промышленной электроники; основы электромонтажного производства;
  • в физико-химическом профиле – это лаборантский химический анализ;
  • в социально-экономическом профиле – это основы экономических знаний; основы менеджмента и маркетинга; основы правовых знаний;
  • в социально-гуманитарном профиле – основы социологии и социологических исследований;
  • в художественно-эстетическом профиле – это творчество современного дизайна.

Также нововведением этого учебного года, помимо технологической подготовки старшеклассников, стало обучение учащихся среднего звена, а именно совместное со школами обучение программам “Информатика” и “ИЗО”, а также обучение предмету “Технология” в 7-8 классах.

Межшкольный учебный комбинат в своей деятельности тесно сотрудничает с промышленными и торговыми предприятиями города, учреждениями высшего профессионального и дополнительного образования.

Нами заключены договора о сотрудничестве и совместной образовательной деятельности со следующими организациями нашего города:

- промышленными и торговыми предприятиями: ОАО “Нижнекамскшина” (завод массовых шин, завод грузовых шин), ОАО “Завод Эластик”, Нижнекамским монтажным управлением ОАО “Татэлектромонтаж”, ООО Научно-производственной фирмой “Прис”, ОАО “Нижнекамскпродмаркет”.

- учреждениями высшего профессионального образования: Нижнекамским химико-технологическим институтом КГТУ, Нижнекамским филиалом Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева (КАИ), Нижнекамским муниципальным институтом;

- учреждениями дополнительного образования: Автошколой ОСТО РТ (ДОССАФ).

II.Второй блок структуры деятельности Межшкольного учебного комбината:

  1. организация дополнительного профессионального образования.

Система ДПО Межшкольного учебного комбината состоит из двух направлений:

  1. Профессиональное обучение и переподготовка кадров через отдел ДПО НФ КГТУ им.Туполева (КАИ), а именно совместная профориентационная работа, подготовка и переподготовка кадров по специальностям – токарь, монтажник электрических и осветительных сетей, оператор ЭВМ и вычислительных машин.
  2. Организация платных профессиональных курсов по программам дополнительного профессионального образования на базе МУК: пользователь ПК (с работой в сети Интернет), оператор ЭВМ, продавец продовольственных товаров, электрик.

III.Третий блок структуры деятельности Межшкольного учебного комбината: дополнительное профессиональное педагогическое образование.

По инициативе и непосредственной поддержке начальника управления образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Шакирова Р.М. - на базе МУК был создан Зональный научно-методический Центр Института развития образования Республики Татарстан, который является общественной структурой системы дополнительного профессионального педагогического образования, выполняя функции филиала (представительства) ИРО РТ в г.Нижнекамске, Нижнекамском районе и северо-восточном регионе Республики Татарстан. Между межшкольным учебным комбинатом и Институтом развития образования РТ заключен договор о сотрудничестве в области последипломного педагогического образования.

Данный Центр в сфере своей деятельности будет реализовать научно-исследовательскую, методическую, образовательную, информационно-консультационную функции. Центр создан в целях содействия развитию в регионе непрерывного последипломного педагогического образования, проведению профессиональных курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Основными задачами Центра являются:

  • приближение дополнительного (профессионального) образования к потребителю;
  • содействие делу повышения профессионального уровня работников образования региона, их методического мастерства;
  • научно-методическое, информационно-техническое, консультационное сопровождение деятельности образовательных учреждений города;
  • содействие образовательным учреждениям, заинтересованным лицам в организации научно-экспериментальных и исследовательских работ, в подготовке к государственным аттестациям, квалификационным испытаниям, в публикации научно-педагогических трудов и методических разработок;
  • содействие созданию в регионе организационных и методических условий для непрерывного последипломного педагогического образования, повышения профессионального уровня педагогических кадров, их профессиональной мобильности и адаптации. Реализация в регионе дополнительных профессиональных образовательных программ повышения и профессиональной переподготовки работников образования.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что межшкольные учебные комбинаты в системе общего образования остаются одной из самых эффективных форм организации технологической и профессиональной подготовки, трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Учебно-материальная база комбинатов, сложившиеся деловые отношения с учреждениями профессионального образования и шефствующими промышленными предприятиями, способны оказать существенную помощь общеобразовательным учреждениям в осуществлении предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечении преемственности между общим и профессиональном образованием. В новых сложившихся условиях, межшкольным учебным комбинатам можно расширять структуру своей деятельности по организации дополнительного профессионального образования, в том числе и педагогического.

Таким образом, межшкольный учебный комбинат в системе общего и профессионального образования является многофункциональным учреждением, способствующим развитию образовательных технологий и внедрению передовых инновационных программ.