Разработка урока "Метод координат" для 5-го класса

Разделы: Информатика


ЦЕЛИ УРОКА:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомить учащихся с методом координат;
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: разобрать числовой способ кодирования;
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать интерес к работе на компьютере.

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция, практическая работа.

ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

1) программы: ОС Windows, Мир информатики (3-4 год) компании “Кирилл и Мефодий”;

2) рабочая тетрадь “Л. Босова. Информатика. 5 класс”.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Босова Л.Л. “Информатика: Учебник для 5 класса”, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 г., § 1.8, стр. 30-33

2) Босова Л.Л. “Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 г., стр. 89-92.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент

а) Проверка списочного состава;

б) Цели и план урока

2. Объяснение новой темы

На предыдущих уроках мы выяснили, что информацию можно кодировать.

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, — гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.

Любая, в том числе и графическая, информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы “связать” числа и точки, используют системы координат. Простейшую их них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики.

Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Её также называют прямоугольной декартовой системой координат — в честь французского математика Рене Декарта.

Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси, точку их пересечения обозначим через 0. (см. рисунок 1)

рисунок 1

Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки. А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY).

Посмотрите на шахматную доску. Вдоль её нижнего края идет ряд букв, а вдоль левого — ряд цифр. С их помощью можно однозначно определять положение любой фигуры на шахматной доске.

1) Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Далее мы будем работать только в первой координатной четверти (см. рисунок 2)

рисунок 2

3. Закрепление новой темы

Рабочая тетрадь, вопрос 34 (вариант 1)

На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число — по оси ОХ, второе — по оси OY. После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.

рисунок 3

Отметьте точки:

1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6),

10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.

13 – 14 – 15 – 16 – 13.

Работа за компьютером (Практическая работа)

Работа на компьютере на этом уроке — практическая работа в программе “Мир информатики. 3-4 год обучения” (компании “Кирилл и Мефодий”) – 3 год – раздел Координаты)

Перед работой объяснить, как работать с программой.

Открыть программу “Мир информатики 3-4 год обучения” – выбрать 3 год обучения – выбрать раздел “Координаты” (см. рисунок 4)

Рисунок 4

Собрать фигуру из квадратиков, расположенных в правой части окна программы. Возле каждого квадратика указаны координаты его месторасположения на координатной плоскости.

Когда фигура будет собрана, щёлкнуть кнопку “Проверить”. Если фигура собрана правильно, то в овале, где ранее было записано задание (над рабочем полем) появиться надпись “Поздравляем! Всё правильно!” (см. рисунок 5). Тогда можно будет перейти на второе задание (щёлкнув мышкой по кнопке с цифрой 2). Если же какие-то квадратики были размещены неправильно, то они вновь переместятся в своё исходное состояние – в правую часть окна и надо будет исправить ошибку, разместив их на координатной плоскости правильно

Рисунок 5

Второе задание аналогичное (см. рисунок 6)

Рисунок 6

За практическую работу выставляются оценки:

– если рисунки получались сразу же после первой проверки – оценка “5”

– если было допущено 2-5 ошибки – оценка “4”

Практика показала, что дети очень редко допускали более пяти ошибок. Как правило ниже оценки “4” никто не получает. И самое главное – они очень увлечённо работают с данной программой.

5. Д/з

а) § 1.8 (ответить на вопросы: 1-5 (5 - письменно))

б) рабочая тетрадь 34 (вариант 2,3,6) (стр.33-34,37)

6. Итог урока Обобщение урока; выставление оценок

На втором уроке в качестве повторения можно провести проверочную работу по вариантам. Чтобы дети не тратили время на вычерчивание координатной плоскости, можно предложить им уже готовые распечатанные бланки. Ссылки на проверочную работу (2 варианта), бланк с результатом, который должен получиться, и готовая координатная плоскость приведены ниже.

Проверочная работа (Приложение 1)

Изображения для проверки (Приложение 2)

Бланк с готовой координатной плоскостью (Приложение 3)

Небольшое отступление от темы данного урока и несколько слов по поводу программы “Мир информатики (3-4 год обучения)” компании “Кирилл и Мефодий”.

Программа, используемая на уроке, а также “Мир информатики (1-2 год обучения)” используется мной не только на этом уроке.

Обращалась я к ней и при ведении уроков в 5-6 классах по программе Горячевой А.В. (хоть этот курс и считается безмашинным вариантом преподавания информатики). Например, в 5 классе при изучении тем “Ветвление”, “Цикл”, “Класс объектов” и некоторых других.

Её можно использовать при изучении многих тем курса информатики и даже в более старших классах. Например, при изучении темы “Исполнители алгоритмов” в 9 классе по программе И.Семакина.

Абсолютно в любых классах использование этой программы уместно при отработке навыков работы с мышью и клавиатурой.