Урок окружающего мира. Система-2100. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Через систему познавательных задач сформировать знание о свойстве воды, актуализировать знания о воде – как источнике жизни.
  2. Формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность.
  3. Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над сутью, причинами изменений. анализировать.

Обеспечение занятия:

  1. Глобус (появляется глобус под черной вуалью и на нем кран с табличкой “Воды нет”).
  2. Фонтан.
  3. Вода, сосуды, соль, марганец, медный купорос, таблички со словами.
  4. Горшок с цветком.

1. Организация класса.

Создание эмоционального настроения (появляется глобус под черной вуалью и на нем кран с табличкой “Воды нет”).

- Что бы это значило? (Снимаю табличку.)

- Да, воде была дана волшебная сила стать соком жизни на Земле.

2. Объявление темы и цели урока.

- Давайте исправим положение (поворачиваю глобус без вуали и будем познавать вещество, которое создало нашу планету – пусть это будет нашим девизом.

- Вода у народов Древней Руси служила источником для создания легенд, преданий и сказок (русалки, водяные…).

И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – ВОДИЦА.

(На доске появляется слово “ВОДА”.)

- И так, отправляемся в путь исследования!

- Кто такой исследователь?

(Тот, кто наблюдает, устанавливает определенные закономерности и делает выводы.)

- Мы исследователи, а значит:

  • наблюдаем;
  • устанавливаем закономерности;
  • делаем выводы.

3. Работа над темой урока.

- Вода в природе обладает определенными свойствами. Какими?

- Сегодня мы будем ИССЛЕДОВАТЬ ВОДУ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ.

- Исследование начинаем!

ИССЛЕДОВАНИЕ. Фонтан, бьющий из под Земли, вода растекается.

- Какое свойство воды можно наблюдать?

(Вода течет, растекается.)

- Можно сделать вывод: ВОДА ТЕЧЕТ, РАСТЕКАЕТСЯ.

(На доске появляется табличка со словами “течет, растекается”)

- Где в природе вы это наблюдали?

- Какую роль играет в природе? Ручей, река выходят из берегов.

- Продолжаем ИССЛЕДОВАНИЕ.

Опыт 1: берем одинаковое количество воды и разливаем в разные по форме сосуды.

- Какой формы вода сейчас? О каком свойстве рассказал этот опыт? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Вода занимает весь представленный объем.

(На доске появляется табличка со словами “занимает весь предоставленный объем”)

- Где в природе вы это наблюдали?

Русло реки, озеро, пруд, человек на 80% состоит из воды, средняя ель весит 100 кг, из них 80 кг – вода; нарцисс – 100 гр, из них 85 гр – вода, лосось весит 2 кг, из которых 1,5 кг приходится на воду.

ИССЛЕДОВАНИЕ. Вода – растворитель.

Опыт 2: в воде будем растворять марганец, соль, медный купорос (для работы нужны 2 помощника – лаборанта).

- Мы проводим опыт, а вы наблюдаете.

1. Растворяет соль. Наблюдаем, делаем вывод – ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О СВОЙСТВЕ ВОДЫ?

Вывод: Вода – растворитель.

2. Растворяет марганец. Наблюдаем, какой вывод можно сделать в этом случае?

Вывод: Вода – растворитель.

3. Растворяет медный купорос. Какое свойство воды наблюдаем?

Вывод: Вода – растворитель.

(На доске появляется табличка со словами “растворитель”)

- О воде еще можно очень много сказать.

- Где это свойство работает в природе?

- Вода – важнейшее условие существования жизни. Растениям вода необходима для роста, для усвоения растворенных в ней минеральных солей, для образования сочных плодов с семенами, для набухания и прорастания семян, для распространения семян водным путем. ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ ДЛЯ РАССТЕНИЙ, а растения и их плоды – едоками. Отсюда следует.

- Для чего нужна вода?

Вывод: Вода нужна для того, чтобы жить.

“Сок жизни – так назвал воду итальянский художник Леонардо да Винчи”. Это определение соответствует действительности.

Вода – источник питания для растений.

4. Подводим итог о свойствах воды.

(Ода воде Антуан Сент –Экзюпери. Сообщение ученика.)

Ода воде

“Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются неведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились”.

С темой “вода” связана актуальная проблема охраны и защиты водоемов, но об этом мы будем говорить на следующих уроках. 23 марта – день защиты воды.

Итог. Рефлексия. Оценка деятельности класса.

- В ходе урока мы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, т.е. проводить ИССЛЕДОВАНИЕ.

- Какую роль играет вода в природе?

ВОДА – ЖИЗНЬ
Пожелание

Я ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ ВАМ СВОЕ ПОЖЕЛАНИЕ, ЧТОБЫ ВЫ МОГЛИ С ЧЕСТЬЮ ВЫДЕРЖАТЬ СРАВНЕНИЕ С ЧИСТЫМ РОДНИКОМ.