Литература
-
Урок литературы в 5-м классе. "К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". "Дети и война" 2010
Рассказ учителя о поэте не должен сводиться к перечислению фактов жизни, но должен быть эмоциональным, чтобы дети приблизились к душе поэта, жившего в определенное время, в определенном месте. Анализ произведения, позволят учащимся осмыслить и понять глубинный смысл стихотворного текста.
-
Разноуровневые задания по современной русской литературе (малый эпический жанр) в 10—11-х классах 2010
Очень продуктивным является разноуровневое обучение, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности. Автором были собраны материалы для изучения современной русской литературы (биографический материал о писателях, критические отзывы, составлены разноуровневые задания по определённым рассказам).
-
Проектная деятельность учащихся 11-го класса по литературе с использованием мультимедийных и интернет-ресурсов 2010
В данном проекте изучение художественной и критической литературы является для учеников отправной точкой на пути к постижению мира писателя, возможности же интернет-ресурсов, различные электронные издания позволяют создать целостную картину жизни и творчества М.А. Булгакова в контексте всемирного искусства.
-
Урок литературы в 11-м классе с использованием ИКТ "Поющее сердце России" (Жизнь, творчество, личность С.Есенина. Основные мотивы лирики поэта) 2010
В ходе урока комплексно решаются задачи формирования читательских компетенций учащихся на основе самостоятельной аналитической деятельности, результаты которой отражаются в технологической карте урока.
-
Тема милосердия в повести Троепольского "Белый Бим черное ухо" 2010
В наше время милосердие стало дефицитом. На уроках мы должны говорить о добром отношении к меньшим своим братьям, поэтому автор считает, что необходимо чтение такого произведения, как повесть Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Урок проведен в 7-м классе.
-
Музейный урок по рассказу А.П. Чехова "Свидание хотя и состоялось, но…" (в рамках общешкольного проекта "В гости к А.П. Чехову") 2010
Вступление знакомит читателей с предысторией подготовки музейного урока. Описание урока содержит традиционную формулировку темы, целей, задач урока, предлагает вниманию читателей конспект проведенного в музее урока. Заключение отмечает выигрышные достоинства подобной формы урока по сравнению с традиционным.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Реальное и фантастическое на страницах повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
На данном уроке весь процесс обучения осуществляется с помощью презентации PowerPoint. К концу урока учитель старается подвести ребят к выводу, что автор, рассказывая о самых обычных людях, высмеивает человеческие пороки или, изображая фантастических героев и ситуации, подчеркивает их достоинства.
-
Мастер-класс "Японская классическая поэзия хокку" (презентация) 2010
Учащимся 7–8-х классов трудно понять и принять японскую классическую поэзию при самостоятельном чтении. Их отталкивает отсутствие формы, краткость текстов, многие слова, реалии жизни им не понятны. Особое внимание при изучении хокку следует уделить работе воображения, созданию картины.
-
Литературная игра "На всякого мудреца довольно простоты" (по пьесам А.Н. Островского) 2010
Представленная литературная игра для 10-х классов включает ряд заданий, связанных со знанием биографии А.Н. Островского, умением работать с текстами произведений. Органичной составной частью игр являются инсценировки, т.к. сценическое искусство открывает блестящие возможности для самовыражения.
-
Образ русской женщины в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2010
Изучение произведения целесообразно проводить на основе сопоставительного анализа с повестями В.Распутина "Последний срок", "Прощание с Матёрой". Применение ИКТ позволяет качественнее анализировать произведения, выявить авторскую концепцию А.И. Солженицына, повышает мотивацию вдумчивого прочтения.
-
Постмодернизм в современной русской литературе. "Настоящая, яркая, интересная жизнь" (по рассказам Татьяны Толстой "Факир", "Соня", 11-й класс) 2010
Данный урок позволит учителю подготовиться к занятиям по новейшей современной литературе в 11-м классе. В содержании урока раскрываются понятия "постмодернизм", "реминисценция", "овеществление"; дан анализ рассказов Татьяны Толстой "Факир", "Соня", краткая биография автора.
-
Из опыта работы по сопоставительному анализу лирических произведений различных авторов: стихотворения А.С. Пушкина "К*" и стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе…" 2010
Сопоставительный анализ лирических произведений различных авторов - сложнейшая тема для учащихся средней школы. У ребят, когда они получают задание, возникает неуверенность в способности научиться этому виду работы. Но это интереснейшая работа, она существенно развивает мышление, способность анализировать, сопоставлять.
-
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин" (картины фронтовой жизни) 2010
Структура урока позволяет, опираясь на уже известные ученикам сведения о биографии и творчестве Твардовского, расширить и углубить их знания, проследить автобиографические черты поэта в образе Теркина, обосновать композиционное строение поэмы и ее социальную и художественную значимость.
-
Развитие речи учащихся средствами технологии критического мышления через чтение и письмо 2010
Задача учителя заключается не в передаче ученикам готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности, способной самой находить необходимые знания и умения и применять их в нестандартных ситуациях. Технология развития критического мышления через чтение и письмо является оптимальной методикой для решения данной задачи.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе "Путешествуем с Солженицыным" 2010
Урок внеклассного чтения проводится после изучения «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Он даёт возможность увидеть в путевых заметках А.И. Солженицына Россию XX века, нарисованную им в «Крохотках». Учащиеся смогут сравнить картины природы и жизни людей в разные столетия и попробовать написать свои миниатюры.
-
Открытый урок "Кто лучше напишет сказку, подобную народной?" 2010
Открытый урок является обобщающим и призван систематизировать знания учащихся в курсе "литературная сказка". При изучении двух литературных сказок ("Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина и "Спящая царевна" В.А. Жуковского) развить навык сравнительного анализа.
-
Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль". Система характеров. Отражение просветительских идей 2010
Урок рассматривает воспитание и образование как непременное условие к нравственным ценностям человека в наши дни. Поэтому на основе комедии "Недоросль" можно показать насколько это злободневно и сегодня.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Композиция стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога" 2010
Давно замечено, что уроки, проведенные в нетрадиционной форме, проходят более ярко, надолго запоминаются. Учащиеся с удовольствием готовятся к ним. Я хочу поделиться своими идеями по проведению урока-игры в 7-м классе по теме "Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога".
-
Интерактивная игра "Поле чудес" по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (6–7-е классы) 2010
Игровые технологии в преподавании литературы, примером которых является интерактивная игра "Поле чудес" по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
-
Крыловские места Санкт-Петербурга 2010
Урок-презентация в 7-м классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Обобщающий урок по творчеству великого русского баснописца построен в форме путешествия по местам Санкт-Петербурга, связанным с жизнью и творчеством И.А. Крылова.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Своя игра". 5-й класс 2010
Мероприятие проводилось в рамках «Недели русского языка и литературы». Задания активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают логическое мышление, память, внимание, сообразительность, общий кругозор, воспитывают интерес к предмету.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Жизнь и творчество А.С. Пушкина" 2010
Дети знакомятся с основными этапами жизни и творчества А.С. Пушкина. На уроке используется презентация.
-
Интегрированный урок литературы, истории и географии в 7-м классе "Петербург в истории и литературе" 2010
Интегрированный урок "Петербург в истории и литературе" задуман как урок обобщения. Знания, полученные на уроках истории и географии, способствуют более глубокому пониманию литературного образа Петербурга. Урок сопровождается компьютерной презентацией, позволяющей создавать наглядные образы Петербурга в различные исторические периоды.
-
Урок по теме "Пусть зацветет сакура" (В.Г. Шулбаева "Когда цвела сакура") 2010
Урок подготовлен на основе предшествующего материала. Десятиклассники изучали и анализировали драматические произведения Н.А. Некрасова, А.Н. Островского. Имя Шулбаевой В.Г. не всем знакомо, но учитель надеется, что в дальнейшем на уроках линия изучения творчества хакасского драматурга продолжится.
-
Сценарий литературной игры «За семью печатями» с использованием компьютерной презентации по феерии А.С. Грина «Алые паруса» 2010
Мероприятие по биографии А.Грина и его феерии "Алые паруса" помогает формировать у подростков интерес к чтению произведений этого автора. Проводится в форме литературной игры-викторины. Жюри оценивает ответы игроков, ставит за правильные ответы печати. Выигрывает тот, у кого к концу игры будет больше печатей.
-
Урок литературы в 7-м классе "Неповторимые движения души" (на материале средневековой японской поэзии хокку) 2010
Урок построен в форме поэтического состязания, в процессе которого учащиеся не только знакомятся с образцами и жанровыми особенностями хайку (хокку), историческими и культурными традициями Японии, но и, выполняя задания, приближаются к пониманию философии хайку, а затем и к созданию собственных произведений в этом жанре.
-
Урок литературы в 10-м классе "Цветы любимому писателю" 2010
На уроке юноши и девушки попытались рассказать о своих любимых поэтах и писателях: о Пушкине, Есенине, Тушновой, Гоголе, Шукшине, вступили в спор с Максимом Т., выпускником одной из московских школ, который считает, что книги не могут изменить жизнь к лучшему.
-
Урок по теме "А.С. Пушкин "Анчар". Философская проблематика стихотворения" 2010
Урок литературы в 9-м классе по стихотворению А.С. Пушкина "Анчар". На уроке используется интерактивная доска, учащиеся развивают навыки работы с поэтическим текстом, работают над развитием приемов словесного рисования.
-
По страницам "Слова о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова" 2010
Сценарий литературно-исторического конкурса для учащихся 9-го класса.
-
Литература в 10-м классе. М.Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города" 2010
Предлагаю урок по произведению Салтыкова-Щедрина «История одного города», сопровождаемый презентацией. В предоставленных уроках поставлена задача: углубить восприятие, показать, что творчество Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего.