Литература
-
Модельный урок по литературе на тему: "Истинные волхвы" 2010
Урок развивает навыки вдумчивого чтения, учит анализировать произведения, опираясь на свой опыт, развивает творческие способности учащихся. На уроке используются приемы: прогнозирование по названию, чтение с остановками, обращение к личному опыту, дерево предсказаний, в конце урока проводится творческая работа.
-
"Интегрированный урок (физика + литература) на тему: " Мы и физики, и лирики" 2010
Интегрированный урок, целью которого является повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела физики «Механика». Вопросы, предложенные для повторения, рассматриваются на примерах пословиц, поговорок, загадок и сказок.
-
Урок литературы в 5-м классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Как активизировать внимание учащихся на уроке? Как вовлечь каждого в активную мыслительную деятельность? Решению этих вопросов способствуют уроки по составлению логических схем на примере урока по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Такие уроки решают задачи развития образного мышления, логики, дают возможность проанализировать идейное содержание и систему образов в доступной форме.
-
Патриотический дух в произведениях поэта-земляка Винникова Анатолия Алексеевича 2010
Формой изучения литературы родного края мы избрали факультативные занятия. Цель факультативного курса: через народное творчество, через литературу Бурятии помочь учащимся "открыть мир" родного края. Один раздел программы курса отведён изучению творчеству местных авторов, непосредственно нашим землякам-онохойцам.
-
Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского". Анализ эпизодов "Шабашкин у Троекурова", "Суд". 6-й класс 2010
Эпизоды, взятые для анализа на данном уроке, взаимосвязаны и являются важными для понимания особенностей конфликта К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского, взаимоотношений героев, их характеров. Урок построен по технологии проблемного обучения. В ходе урока учащимся предлагается провести анализ проблемного вопроса, исследовательскую работу, составить устное монологическое высказывание.
-
Урок литературы по теме: "Уроки доброты (по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского") 2010
Данное занятие ставит своей целью показать на примере повести, как входит в жизнь главного героя доброта, какое значение она имеет в жизни ребёнка, как влияет на его формирование и развитие, понимание незыблемых ценностей. Заключительный этап – написание сочинения-рассуждения.
-
Литературное творчество школьников как особый социальный процесс 2010
Деятельность школьников по созданию собственных художественных текстов и связанную с ней рефлексию можно понимать как социальные процессы. Социально-психологические исследования показывают, что сочинительство является не только способом выражения чувств и мыслей, но и эффективным путем личностного и социального развития учащихся.
-
Урок-диспут по литературе в 10-м классе "Ф.Достоевский и современность" 2010
Данный урок - один из уроков по работе над эффективным общением в споре. Он поможет оценить речевые умения старшеклассников, умение формулировать основную авторскую идею, умение структурировать небольшой текст, высказывать личную точку зрения о прочитанном произведении.
-
Контраст как средство раскрытия идеи повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2010
Прием контраста является одним из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Урок литературы в 10-м классе рассматривает использование этого приема в литературе на примере произведения Гоголя.
-
Урок: "Размышление о судьбе Родины в лирике А.Блока" 2010
Урок помогает совершенствовать навыки анализа лирического произведения. На примере анализа художественных особенностей стихотворения можно почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины.
-
"Дети войны". Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова "Последние холода" 2010
Данный урок способствует развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой, помогает совершенствовать монологическую речь, воспитывает вдумчивого читателя, пробуждает глубокое сочувствие к каждому человеку, учит не только выражать свои мысли, но и развивать творческие способности.
-
Бинарный урок в 5-м классе "Простое и сложное предложение. Грамматический разбор" (Ф.И. Тютчев. "Еще в полях белеет снег… 2010
Данный урок - один из серии бинарных уроков о родном крае и временах года. На нем решаются важные грамматические задачи: разбор предложения по членам, через выделение грамматических основ, определение его сложности; закрепляются навыки постановки знаков препинания в сложном и простом предложении с однородными членами, в том числе и с обобщающим словом при них.
-
Урок-спектакль по роману У.Голдинга "Повелитель мух" "Темна человеческая душа…" 2010
Цель урока: задачей У.Голдинга было показать, как легко разрушается "тонкая культурная плёнка" человека и он становится под влиянием обстоятельств жестоким, безжалостным. Как убить "зверя в себе"? Как остаться Человеком при любых жизненных испытаниях?
-
Урок литературного чтения: "Н.И. Сладков. "Дед Мороз" 2010
Урок литературного чтения на тему прощания с зимой. Дети больше узнают о временах года, расширяется кругозор, развивается речь, мышление.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме: "Мы в ответе за тех, кого приручили" 2010
Основной целью урока является формирование гуманного отношения к домашним животным. Содержание урока построено на изучении рассказов М.Осоргина «Мумка», Е.Носова «Трудный хлеб» и стихотворения О.Дмитриевой «Квартал перед сносом». Урок построен по технологии критического мышления.
-
Интегрированный урок литературы и немецкого языка: "Диалог культур" 2010
Задачи урока: дать представление о творческом переводе; показать богатство немецкого и русского языков, обогатить словарный запас учащихся. В течение урока учащиеся получают представление о жизни и творчестве Г. Гейне, а также об искусстве перевода. Сравнивая два поэтических перевода стихотворения Гейне «Лорелея», дети учатся понимать авторский замысел, вырабатывают умение использовать наиболее точные лексические соответствия, видеть слово в контексте. Основной вывод урока может быть сформулирован так: если хочешь научиться переводить с иностранного – учи свой родной язык.
-
Урок: "Печорин в отношениях с Вернером, Верой, княжной Мери" 2010
Урок может помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного "истощения жара души".
-
"Сопоставительный анализ лирических произведений". Урок литературы в 9-м классе 2010
Основной замысел моего урока заключается в формировании умений и навыков сопоставительного анализа лирических произведений. Для сравнения мы взяли произведение "Лесной царь" И.В. Гёте и В.А. Жуковского. Содержанию учебного материала соответствует тип урока (формирование умений и навыков) и форма урока (творческая мастерская). Способы организации учебного взаимодействия соответствуют принципам личностно-ориентированного подхода и задачам урока.
-
Игра-путешествие по литературе: "В поисках капитана Гранта" 2010
Игра "В поисках капитана Гранта" по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" была разработана к уроку чтения. Выбор темы был не случаен: эта книга отметила свой юбилей. Для проведения игры класс был разделен на 2 команды, а трое заранее подготовленных учеников стали членами жюри. В ходе игры учащиеся, выполняя занимательные задания в игровой форме, показывают знания текста.
-
Развитие критического мышления через интеграцию технологий 2010
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Для реализации этой цели необходимо внедрение современных педагогических технологий, учитывая возрастные, индивидуальные, личностные качества и особенности ученика. Для решения вышеперечисленных проблем считаем перспективным развитие критического мышления через интеграцию технологий. И данную методическую разработку можно поставить в ряд актуальных педагогических инноваций.
-
Урок "Гражданская лирика Анны Ахматовой" 2010
Основной целью урока является развитие представления о гражданской поэзии Ахматовой, определение гражданской позицию лирической героини Ахматовой, повторение литературоведческих понятий, их роли в поэтическом тексте, формирование навыков анализа лирического стихотворения.
-
Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения А.В. Кольцова (5-й класс) 2010
На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.В. Кольцова. Подробно рассматривается творческая жизнь поэта. Для наглядности используется презентация.
-
Читательская конференция "Всем воевавшим, живым и мертвым, посвящается…" 2010
Материал конференции можно использовать во внеклассной работе при проведении мероприятий, посвященных Дню Победы.
-
Урок-исследование: "Особенности пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»" (5-й класс) 2010
В данной работе особое внимание уделено эмоциональному восприятию детьми стихотворения о природе «Зимнее утро», соотнесению ими красоты зимнего утра и красоты чувств, которые переживает лирический герой в стихотворении А.С. Пушкина. Развитие исследовательских навыков идет во время анализа лирического произведения.
-
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы 2010
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.
-
Урок литературы по теме: "Эпистолярный жанр в творческом наследии Ф.М. Достоевского" 2010
Данный урок – итоговый при изучении творчества Ф.М.Достоевского. Основа урока – умение учеников сопоставлять биографический материал с имеющимися знаниями по изученным произведениям автора. Первый этап урока – знакомство с эпистолярным жанром вообще и в творческом наследии Достоевского в частности. Второй – аналитическая беседа с учениками.
-
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса (предпрофильная школа): "Человек и война" 2010
Цели: познакомить учеников с наиболее значительными явлениями современной литературы; повысить интерес к чтению современных художественных произведений; воспитывать нравственную позицию, гражданское самосознание учащихся; совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного текста; формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
-
Литературный урок на тему: "Имя и душа" 2010
Урок посвящен русской поэтессе М.И. Цветаевой. Детям рассказывается о тяжелой судьбе поэтессы, воспитывается любовь к русской поэзии.
-
Открытый урок по теме: "Живи, письмо!" 2010
Дети учатся грамотно излагать свои мысли, возрождаются традиции эпистолярного жанра, концентрируется внимание на ценностях родного языка.
-
"Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова" (по роману М.Шолохова "Тихий Дон") 2010
В данной статье предлагается материал к уроку «Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова». На урок отводится 2 часа.