Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок внеклассного чтения с использованием поэтических сочинений учащихся "Стучимся в ваши сердца" 2007

    Автор: Овсиенко Светлана Ивановна

    Представленный урок является уроком внеклассного чтения в 8-м классе. Учащиеся получают домашнее задание: написать стихотворение о войне. Черновики обрабатываются учителем, и на их основе составляется конспект урока. Наиболее эффективно использование мультимедийного проектирования военных картин на протяжении всего урока. Равноправное участие учителя и учащихся на уроке способствует самореализации учащихся, а также развитию их творческого потенциала. Этот урок желательно провести перед 9 Мая.

  • Учимся, познаем, мыслим, играя! 2007

    Авторы: Баусова Наталья Николаевна, Хаирова Лариса Дмитриевна, Чугунова Лариса Фёдоровна

    Должен ли быть современный урок весёлым, творческим, на котором учащиеся могут показать свою эрудицию? Да! "Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом" – это высказывание французского писателя Анатоля Франса. Эмоциональный, яркий урок-игра способствует снятию стресса, вызывает у учащихся желание учиться, показывать свои знания и быть успешными в глазах одноклассников. Применение информационных технологий даёт возможность реализовать подготовку и проведение интегрированных уроков-игр "Что? Где? Когда?" по разным предметам.

  • Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького) 2007

    Авторы: Гордеева Марина Леонидовна, Яковлева Марина Геннадьевна

    В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».

  • Тема урока: "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007

    Автор: Константинова Наталия Яковлевна

    Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» изучается в 5-м классе (программа И.А. Княжицкого). Первый урок (тема «Роль пейзажа») – попытка заглянуть в творческую мастерскую художника, работающего словом, на котором ученики должны получить представление об основных средствах художественной выразительности: эпитетах, метафорах, олицетворениях. Чтобы активизировать внутреннее зрение начинающих читателей, им предлагается побывать в роли иллюстраторов (рисунки к уроку могут быть выполнены на уроках рисования). На уроке большое внимание уделяется выразительному чтению (ребята учат наизусть предложенные учителем фрагменты). Работая с текстом, ребята учатся определять композиционную роль эпизода, его роль в художественном произведении.

  • Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева" 2007

    Авторы: Браткова Алла Павловна, Николаева Елена Васильевна

    Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"

  • Анализ стихотворения А.С. Пушкина "…Вновь я посетил…" 2007

    Автор: Кумицкая Надежда Борисовна

    Предлагаемый анализ лирического произведения ориентирован на учащихся старших классов и может быть включен либо в систему факультативных занятий, либо в одну из форм профильного обучения - элективные курсы. Изображая человеческое чувство, А.С. Пушкин пишет прежде всего о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано лично им. Это чувство несет в себе черты его времени, его эпохи.

  • Русско-якутские литературные связи. 9–11-й классы 2007

    Автор: Иванова Валентина Николаевна

    Якутия интересовала гениального Пушкина. Великий поэт интересовался судьбами якутского народа, а в последний год жизни начал писать работу о народах северо-востока Сибири и Камчатки. В Якутии отбывали ссылку представители трех поколений русских революционеров: декабристы, революционеры-разночинцы, народники и социал-демократы. Якутия нашла яркое отражение в произведениях писателей-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева-Марлинского, Н.А. Чижова. Немало страниц посвятили Якутии Н.Г. Чернышевский, А.И. Гончаров. На уроках литературы ведется целенаправленная работа по изучению русско-якутских литературных связей.


  • Урок литературы в 8-м классе на тему: "Из всех дарителей эти двое были мудрейшими" (по рассказу О.Генри "Дары волхвов") 2007

    Автор: Бекмухамбетова Айгуль Турысбековна

    Цель: познакомить детей с личностью писателя О.Генри, с содержанием рассказа "Дары волхвов"; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья; сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей; воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить; расширять лексикон нравственных понятий.

  • Литературная игра "Вьется по ветру веселый Роджер" (по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ" ) 2007

    Автор: Комогорцева Дина Сергеевна

    Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. "Остров сокровищ" – кто не читал это произведение? Морская стихия, парусники, романтика путешествий, таинственный остров, где зарыты сокровища. Стивенсон был уверен, что ребятам понравится его книга, ведь мальчишки любят играть в пиратов. А.Грин и К.Паустовский, Л.Кассиль и М.Горький испытывали в детстве влияние этой книги. И кто знает, может быть, именно эта книга послужила толчком к развитию их страстного, яркого и горячего воображения, которое и сделало их великими писателями. На уроке ожидает путешествие в удивительный мир "Острова сокровищ" и встреча с героями этой книги.

  • Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака "Звук и цвет" 2007

    Автор: Коновалова Ольга Юрьевна

    Слово – великое чудо. Это не только единица, наполненная лексическим смыслом, – слово способно вызвать различные ассоциации, эмоции, чувства. Постигая тайны поэзии, слово рассматривается на различных уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом. Данная статья предлагает еще одну интересную теорию – о цветовой символике, изложенную в книге А.П. Журавлева "Звук и смысл". Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака призвана активизировать учебную деятельность посредством применения теории цветовой символики звука, способствовать развитию ассоциативного восприятия и совершенствованию эстетического вкуса учащихся. Практический материал содержит примеры анализа стихотворений, формы работы, варианты перспективных заданий исследовательского характера.

  • Открытый урок для родителей по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" 2007

    Автор: Андреева Светлана Викторовна

    Часто родители мечтают побывать на уроке и понаблюдать со стороны, как обучаются их дети, как они развиваются и общаются с одноклассниками. А дети, в свою очередь, сгорают от любопытства, что же обсуждают родители на своих собраниях. И вот родители получают приглашение на открытый урок, а дети – на родительское собрание. Совместное обсуждение актуальных проблем сближает взрослых и детей, приводит к взаимопониманию.

  • Урок литературы И.С. Шмелев "Масленица". 5-й класс 2007

    Автор: Кокина Нина Порфирьевна

    По тематическому планированию время изучения совпало с Масленицей, поэтому урок был проведен в виде театрализованного представления. В проведении урока оказали помощь учащиеся 7-го класса (они выступили в роли ведущих) и родители, приготовившие кондитерские изделия для праздничного стола. Использование фольклорных традиций воспитывает у учащихся интерес к историческому прошлому своей Родины.

  • Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа) 2007

    Авторы: Ринчино Елена Аркадьевна, Тарасенко Татьяна Геннадьевна

    Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы...

  • Литературный вернисаж 2007

    Автор: Тарасенко Татьяна Геннадьевна

    Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы...


  • Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Гуси-лебеди" 2007

    Автор: Реутова Наталья Алексеевна

    Данный урок-дискуссия проводится после изучения программного раздела "Литература периода Великой Отечественной войны" в 11-м классе. Большое внимание на уроке уделяется анализу эпического текста, что способствует совершенствованию монологической и диалогической речи, развитию самостоятельного мышления обучающихся. Осуществляются на уроке межпредметные связи (русский язык, история, география), что важно при реализации комплексного подхода к руководству чтением.

  • Урок литературы по теме: "Муса Джалиль – поэт-герой". 5-й класс 2007

    Автор: Ядреева Розалия Клавдиевна

    Биография татарского поэта Мусы Джалиля, который смысл всей своей жизни видел в служении народу, имеет большое воспитательное значение. На уроке учащиеся знакомятся с яркими страницами жизни поэта, читают его бессмертные стихи, учатся анализировать лирическое произведение, находить художественные средства выразительности, раскрывать идею стихотворения. Урок воспитывает в учащихся чувство гордости, патриотизма, чувство уважения к старшему поколению, чья юность совпала с грозными годами войны.

  • "Суровая правда" Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Немец в валенках" 2007

    Автор: Арсеньева Надежда Алексеевна

    Урок нацелен на пробуждение чувства гуманизма, сострадания судьбе военнопленных. Анализируя рассказ, ученики понимают, что пленных и удерживающую их сторону связывают непростые отношения. Дети убеждаются, что К.Воробьев сумел показать и военнопленных, и их охранников не как однородную массу, а прежде всего как людей разных характеров с присущими только им индивидуальными чертами и поступками.

  • Исследовательская работа "Символика лунного света в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007

    Автор: Непомнящих Анна Мироновна

    Написание научно-исследовательской работы всегда вызывает трудности как у старшеклассников, так и у учителей. Вашему вниманию предоставляется исследовательская работа по литературе "Символика лунного света в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", в которой можно найти ответы на многие вопросы.

  • Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории" 2007

    Автор: Вахрушева Ольга Леонидовна

    Викторина в игровой форме позволяет проверить знание как программного, так и дополнительного материала. Викторина включает в себя вопросы по истории, литературе и истории костюма (образовательная область – технология) XVIII века. Игра проводится в 2 этапа: первый – командный, второй – личный.

  • Разработка урока по теме: "Образ красоты у И.А. Бунина" (на примере рассказа "Натали" из цикла рассказов "Темные аллеи") 2007

    Автор: Коженевская Елена Викторовна

    Художественное произведение – сложное структурно-семантическое единство, одним из стилистических элементов которого является портретная характеристика литературного героя, которая, в свою очередь, является одним из средств создания образа персонажа. Через внешний облик автор передает внутренний мир героя, выражает свое отношение к персонажу, свои чувства и мироощущение. Портретные характеристики принимают участие и в композиционном построении произведения. Важно научить детей анализировать художественный текст как единое целое, обращать внимание на детали. Правильно построенная работа на уроке помогает учащимся понять, что портрет – это важнейшая деталь в создании образа персонажа.

  • Урок литературы в 6-м классе по теме: "Природа родного края в творчестве поэта-земляка Михаила Михайловича Мокшина" 2007

    Автор: Петрушина Юлия Викторовна

    Одна из немаловажных целей уроков литературы в школе – приобщение детей к духовной культуре родного края, формирование чувства гордости за свою родину. Достичь этой цели можно посредством ознакомления учащихся с достопримечательностями родного села, города, района, а также с достойными людьми своей земли. Представленный мною урок был проведён в 2005/2006 уч. году на базе 6-го класса и позволил не только закрепить умение анализировать и выразительно читать лирическое произведение, но и познакомить ребят с творчеством современника, замечательного поэта Алтайского края.


  • Война и эмиграция 2007

    Автор: Качева Елена Валерьевна

    Наиболее неизвестные страницы истории русского литературного зарубежья – позиция, судьбы русской эмиграции во время Второй мировой войны. Все они оказались перед сложнейшим выбором: поддержать фашистов, чтобы избавить Россию от большевизма, или поддержать СССР в борьбе с фашизмом, чтобы оставить Россию на мировой карте.

    элективный курс, современная литература, литература XX века, история русской литературы

  • Концепт "совесть" в русских пословицах и поговорках 2007

    Автор: Хайдарова Райса Мауткалиевна

    Наблюдения показывают, что в речи учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам, что связано, по-видимому, с утратой элементов разговорного и народно-поэтического стилей, с влиянием письменно-книжных стилей. Предложенный материал можно использовать в обучении на уроках литературы как с воспитательной целью, так и для развития речи, для анализа синтаксических конструкций, образов.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба человека в годы Великой Отечественной войны" 2007

    Автор: Шлыкова Тамара Давидовна

    Урок разработан с использованием технологии диалога. Существует множество подходов к оценке уроков-диалогов. Мною представлен один из вариантов урока-диалога.

  • Урок литературы в 10-м классе по теме "Был ли иной путь у Катерины?" 2007

    Автор: Антипина Людмила Михайловна

    Урок развивает общие умений коммуникации, воспитывает культуру толерантности и уважения к человеческому достоинству.

  • Урок риторики на тему "Отзыв". 5-й класс 2007

    Автор: Азитова Гульсум Шариповна

    Урок научит давать отзыв по прочитанному произведению, просмотренному фильму, телепередаче, кинофильму и т.д. Поможет научить умело, искусно, успешно говорить и писать.

  • Урок анализа поэтического текста "Тайна поэтического слова" 2007

    Автор: Клочева Светлана Николаевна

    Урок исследования поэтического текста стихотворения И.А. Бунина "Без имени" был проведён в 7-м классе. Он представляет собой обобщение знаний учащихся об анализе поэтического текста, попытку проникнуть в тайну поэзии, читать не только глазами, но и сердцем и душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.

  • Урок-размышление "Есть ли чудо в рассказе А.Куприна "Чудесный доктор"?. 5-й класс 2007

    Авторы: Безродных Галина Ивановна, Левковская Наталья Николаевна

    Урок позволяет закрепить понятие "милосердие", дает оценку таким нравственным понятиям, как сочувствие, сострадание, вера, долг, понимание которых искажено в наше время. Чудо может исходить от участия обыкновенного человека в судьбе обездоленных. Дети приходят к пониманию того, в чем состоит святость.


  • "Учимся разгадывать и сочинять загадки" 2007

    Автор: Полякова Татьяна Викторовна

    Урок проводился в 1-м классе, обучаемом по системе Л.В. Занкова (развивающее обучение). Урок построен в форме игры. Но для того, чтобы начать играть в загадки, нужно вспомнить, что мы знаем о них, зачем они необходимы человеку, т.е. обобщить наши знания. Урок соответствует содержанию программы. Подобные занятия можно проводить в любое время, так как они полностью отвечают цели развивающего обучения – развивать. Именно поэтому в учебнике "Литературное чтение" Виктории Юрьевны Свиридовой так часто и неожиданно возникают странички с загадками.

  • Урок – презентация книги "Подснежник" 2007

    Автор: Трофимова Нина Родионовна

    Предоставлена стенограмма открытого урока – презентация книги "Подснежник". Урок познакомит с содержанием книги "Подснежник", повысит интерес учащихся к творческой деятельности, научит детей делать фото, видеозаписи.