Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Тема урока: "По страницам тургеневского романа "Отцы и дети" 2005

    Автор: Зубова Лидия Сергеевна

    Урок представлен в виде игры "Брейн-ринг". Урок-игра строится по трем уровням - от простого к сложному (репродуктивный, репродуктивно-поисковый, творческий). Цель урока: повторить, привести в систему ранее изученное, оценить степень художественной зрелости учащихся, развить познавательные интересы к уроку литературы.

  • Интегрированный урок в 10-м классе (литература + психология) по теме: "Евгений Онегин выбирает профессию" 2005

    Авторы: Елисеева Наталья Викторовна, Климова Людмила Анатольевна

    Предлагаемый урок проводится со старшеклассниками после изучения произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Он состоит из двух частей: первая часть - вопросы по содержанию данного романа (работа рассчитана на 40 минут, и в ней участвует учитель литературы); вторая часть - практическая работа учащихся в роли профконсультантов (работа в течение следующих 40 минут, в нее включается педагог-психолог). Разработка урока содержит подробное описание хода занятия (1 и 2 части), а также дополнительный материал в виде приложения.

  • Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" 2005

    Автор: Палкина Людмила Васильевна

    Урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" построен согласно проблемному методу, в основе которого лежит творческая учебная деятельность, являющаяся аналогом научного творчества. Поэтому этапы урока соответствуют этапам научной творческой деятельности: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта. Такое построение учебного материала обеспечивает творческое усвоение знаний, поэтому урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов"- это урок открытия нового знания, не только формирующий его, но и развивающий интеллект, творческие способности и воспитывающий активную личность.

  • Интегрированное мероприятие по литературе и английскому языку по теме: "Тропинка к храму" 2005

    Авторы: Нефедова Оксана Владимировна, Просекина Татьяна Викторовна

    Интегрированные мероприятия способствуют переносу знаний, умений, навыков из иностранного языка в литературу и из литературы в иностранный язык. Они расширяют предметно-содержательный план чтения, поднимают интерес к изучению иностранного языка, создавая стойкую мотивацию. Имеется твердая уверенность в том, что темы, затронутые на мероприятии, не оставили детей равнодушными, а посеяли зерно в душе каждого. Хочется верить, что зерно это попало в плодородную почву и даст свои плоды.

  • Литературное образование в школе. Тематические мероприятия по изучению творчества В.П. Астафьева 2005

    Авторы: Камина Светлана Владимировна, Кириллова Наталья Очировна

    Как научить ребят думать, высказываться свободно, грамотно, логично? Один из способов - проведение тематических декад, посвященных более глубокому изучению творчества писателей. Такой вид урочной и внеурочной деятельности обеспечивает методическое разнообразие, будоражит мысль, пробуждает творческую активность, способствует воспитанию художественного вкуса, помогает подготовиться и к экзаменам. Представленный тематический цикл мероприятий посвящен В.П. Астафьеву.

  • Творческая разработка по литературе на тему: "Ярче северного сияния" (поэзия земли Сибирской) 2005

    Автор: Нефедова Оксана Владимировна

    Поэзия земли Сибирской ярче неповторимого и разноцветного сияния севера и громче громовых ударов, потому что голос поэта, как эхо в горном ущелье, долог, бессмертен, вечен!

  • Три "памятника" в русской литературе. 9-й класс 2005

    Автор: Кованова Людмила Леонидовна

    Цель урока - сопоставить произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения); проследить, как развивается тема поэта и поэзии в их творчестве и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.


  • Урок-исследование по теме: Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание" 2005

    Автор: Фомичева Татьяна Васильевна

    Предлагаемая вашему вниманию разработка урока опробована в слабом классе. До изучения романа Ф.Достоевского "Преступление и наказание" ребята получили задание нарисовать Петербург таким, каким они его себе представляют. Все рисунки были нарисованы в красочных светлых тонах и поражали разнообразием. Проведенный урок-исследование удивил ребят самостоятельно сделанными открытиями и новыми образами Петербурга. Учащиеся с большим удовольствием работали на уроке. Атмосферу заинтересованности на уроке вызывало наличие большого количества наглядного материала, а также использование песен "Город, которого нет" (И.Корнелюк) и "Город" (группа "Танцы минус").

  • Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами 2005

    Автор: Ашурок Антонида Александровна

    В статье отражен опыт работы педагога по самообразованию, практические рекомендации и упражнения на развитие осознанного беглого безошибочного чтения.

  • Анализ мотивной организации и его место в системе уроков по пьесе А.Н.Островского "Гроза" 2005

    Автор: Баландина Алла Давидовна

    На уроке идет работа над системой персонажей пьесы, осуществляется анализ основных мотивов пьесы, обсуждаются основные положения статей А.А. Григорьева, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

  • Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Зимний дуб" 2005

    Автор: Цветкова Татьяна Михайловна

    Урок по рассказу Ю. Нагибина "Зимний дуб" формирует в сознании учеников нравственные категории добра и толерантности. Рассказ небольшой, но его текст насыщен философскими рассуждениями автора о смысле жизни, которые вполне доступны пониманию учащихся.

  • Приемы создания ситуации диалога, как основного элемента эффективного процесса обучения на уроках литературы в старших классах 2005

    Автор: Переляева Вера Викторовна

    Последние два года занимаюсь созданием модели урока-диалога. Теперь я могу сказать, что у меня сложился собственный подход к преподаванию литературы, который можно назвать комбинаторной системой, представляющей сочетание уже известных методов преподавания и собственных творческих наработок. В чем я вижу новизну? В применении нетрадиционных приемов, форм и типов организации урока. Предпочтение отдано урокам креативного типа: урок-противоречие, урок-фантазия, поисковый урок, урок художественного моделирования, эвристический урок, деловая игра, урок-наоборот (ученик в роли учителя; сначала зачет по теме, потом ее изучение), урок защиты творческих работ, урок-диспут, урок-диалог. В этой работе сделана попытка систематизировать имеющиеся знания в области современных технологий по использованию методов и приемов, соединить с ними свой опыт и предпочтения в выборе содержания и техники преподавания последних двух лет.

  • Педагогическая мастерская по литературе в 11-м классе на тему: "Крайний" 2005

    Автор: Переляева Вера Викторовна

    Тип данной мастерской - мастерская самопознания. Имя Зинаиды Гиппиус учащимся было известно только в связке с именем Дмитрия Мережковского, стоявшего у истоков философии символистов: она – его жена и тоже из «серебряной» плеяды. Знакомясь со стихотворениями, содержащими парадоксальные, порой просто полярные мысли и ощущения, учащиеся наблюдали за состоянием души авторов, думая, что это разные поэты, пытались понять их философию. Хочется верить, что творчество З.Гиппиус стало им ближе и понятнее. С особым чувством я прочла их тексты, написанные во время рефлексии на мастерской. Некоторые из ребят впервые, мне показалось, взглянули на жизнь как воплощение себя в мире и мира в себе.

  • Разработка уроков по повести А. Алексина "Безумная Евдокия" 2005

    Автор: Бедрина Александра Михайловна

    Главной целью учителя при анализе произведения было довести до каждого ученика мысль о необходимости воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим людям. Работа с эпиграфом, анализ стихотворения Н.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц", подбор ключевых слов и словосочетаний, помогли учащимся определить тему разговора. Для того, чтобы привлечь внимание к тексту, детям было дано опережающее задание, на уроке работали творческие группы, велась работа с иллюстрациями.


  • Можно ли учить творчеству 2005

    Автор: Жукова Татьяна Михайловна

    "Учить творчеству" нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось необходимо. Можно и нужно давать на уроках и во внеурочное время такие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором художественного произведения, приобретает опыт "бывания в авторской позиции" (М.Бахтин). А задавая тему и средства работы, мы создаем те "предлагаемые обстоятельства", в которых развернется собственное творчество ребенка. Творческие задания ставят ребенка в позицию творца, подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных творческих замыслов. Внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию.

  • Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка". Тема урока: "Трудно быть человеком?" 2005

    Автор: Авдонина Галина Юрьевна

    Урок внеклассного чтения в 8-м классе знакомит учащихся с творчеством Рея Брэдбери. Анализируя рассказ "Улыбка", ученики стараются ответить на вопрос "Трудно ли быть человеком?"

  • Конспект урока литературы в 5-м классе по теме: "Рождественские гадания" 2005

    Автор: Раковская Валентина Васильевна

    Данный урок знакомит обучающихся с православным религиозным праздником Рождество. Как праздновали его в старину. Как гадали. Так как наша школа работает по программе "Традиция", то дети узнают обычаи и обряды своего родного села.

  • Критическое обозрение "Денисьевский цикл Ф.И.Тютчева" 2005

    Автор: Юдина Светлана Максимовна

    Имя Федора Ивановича Тютчева читатели-десятиклассники открывают для себя как новый мир, как новую планету. Поэт многогранен, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он - поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья. После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела, сохраняющие его жизнь и творчество: Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева - Нести и Леля.

  • Конспект открытого урока по литературе в 6-м классе по теме: "Николай Васильевич Гоголь — создатель "Вечеров на хуторе близ Диканьки" 2005

    Автор: Казаренко Людмила Александровна

    О творчестве Н.В.Гоголя, о создании "Вечеров на хуторе близ Диканьки", об отзывах известных писателей и литераторов узнаем из писем Гоголя.

  • Поэтический вечер "Тайна Черубины де Габриак" 2005

    Автор: Щелина Лидия Анатольевна

    Эпоха Серебряного века дала поэзии замечательные имена. Черубина де Габриак - одно из них. Явление Черубины, как и ее творчество, прекрасно, таинственно. Всего два месяца в 1909 году в журнале "Аполлон" появлялись ее стихи, но это было время, наполненное восхищением, поклонением, влюбленностью в творчество и в самое "бронзовокудрую" Черубину де Габриак. Мистификация, в результате которой в поэзию символистов было вписано новое имя, гениально разыграна Е.И.Дмитриевой под руководством М.Волошина. Эта история, судьба, стихи Черубины де Габриак - интересны, талантливы и, конечно, с ними надо знакомить наших учеников. Данный материал собран из воспоминаний участников событий и построен драматургично. Это дает большой простор для фантазии педагога и его учеников. Можно разыграть пьесу, организовать поэтическую гостиную и т.д. конечно, нужна музыка.

  • Литературная гостиная "Мы жили тогда на планете другой…" 2005

    Автор: Кононова Светлана Николаевна

    Совершенно случайно несколько лет назад попал мне в руки двухтомник "Мы жили тогда на планете другой", включающий стихотворения поэтов-эмигрантов, хорошо знакомых и почти или совсем неизвестных. И родилась идея литературной гостиной, рассказывающей о трагедии русской эмиграции, масштабы которой одиннадцатиклассники не представляют.


  • Сопоставительный анализ на уроках литературного краеведения 2005

    Автор: Щербинина Елена Васильевна

    Часто испытывая нехватку учебного времени, учителя, особенно молодые, недостаточное внимание уделяют литературному краеведению. Чтобы этого не произошло, предлагается проводить сопоставительный анализ тем, идей, образов, эпизодов произведений общеизвестных и местных авторов, рассматривая сначала обобщенный взгляд на проблему у классика, затем более частное восприятие у местного автора. В качестве примера предлагаются схемы анализа прозаических и поэтических текстов.

  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Загадка Шекспира. Сонеты" 2005

    Автор: Лиджиева Татьяна Викторовна

    Ренессанс... Что это за эпоха, в которую суждено было жить великому Шекспиру? Кто скрывается под именем Уильям Шекспир: сын разорившегося перчаточника, "полуобразованный дикарь" и "нутряной поэт", творящий шедевры по внутреннему наитию, или один из учёнейших людей того времени с университетским образованием? Кто автор произведений, требующих не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний? Каковы адресаты сонетов Шекспира?.. На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить на уроке литературы "Загадка Шекспира. Сонеты".

  • Интегрированный урок по русскому языку, литературе, информатике по теме: "Памяти Бунина" 2005

    Авторы: Студеникина Валентина Ильинична, Сурина Людмила Ивановна

    Урок посвящен жизни и творчеству нашего земляка Ивана Алексеевича Бунина и проводился в 11-м классе. Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам русского языка, литературы и информатики и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки. Урок – информационно-насыщенный, одна из главных его особенностей - совместное творчество учителя и учеников при его подготовке. Найденная учителями форма проведения урока была использована при подготовке и проведении уроков, посвященных творчеству Ф. Тютчева, А. Твардовского.

  • Лев Толстой и Казанский край (Умники и умницы — викторина по материалам литературного краеведения) 2005

    Автор: Смирнов Иван Андреевич

    Урок-игра "Умники и умницы" для учащихся 10–11-х классов проводится по материалам литературного краеведения.

    умники и умницы

  • Тема урока: "Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия" 2005

    Автор: Шевченко Алена Михайловна

    Знакомя учащихся со сказками Салтыкова-Щедрина, наша задача донести до детей мысль о том, что сказки - это не только развлекательный жанр, содержащий в себе народную мудрость, но и политическая сатира на современное общество и государственное устройство. На примере сказок "Дикий помещик" и "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил" мы рассматриваем особенности изображения действительности, знакомимся с сатирическим изображением персонажей.

  • Литературная композиция "Дух мой высок…" (о творчестве Зинаиды Гиппиус) 2005

    Автор: Домина Наталья Валентиновна

    Литературная композиция рассказывает о творчестве прекраснейшей поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппиус. После Октябрьской революции 1917 года, многие поэты и писатели были незаслуженно забыты, творчество других вообще было под запретом. Сейчас настало время вспоминать о них. Жизнь и творчество З.Гиппиус являются для нас примером гражданского мужества и патриотизма.

  • Интегрированный урок литературы и истории "Вышел я на страшный бой, на последний бой!" ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова") 2005

    Автор: Лобода Людмила Владимировна

    Интеграция истории и литературы призвана обеспечить более глубокое понимание поэмы. Особый вид мотивации - проблемная ситуация - развивает умение видеть в отдельных фактах проявления исторических закономерностей, заставляя размышлять над вечными проблемамии, воспринимать художественный текст не только как литературную условность, но и как отражение реальной жизни.


  • Житие Сергия Радонежского. Историческая реальность. Урок литературы в 7-м классе 2005

    Автор: Ткачева Тамара Сергеевна

    Учащиеся становятся в позицию открывателей. Они могут сравнить несколько источников о жизни св. Сергия. Путешествие по галерее рисунков учащихся делает урок увлекательным. Учащиеся сами являются экскурсоводами, они рассказывают об иллюстрациях к любимым эпизодам. У меня есть возможность продолжить работу, начатую на уроке, на кружке "Основы православной культуры".

  • "О вы, служительницы Муз!". Женские образы в литературе, живописи, музыке 2005

    Авторы: Гилязтдинова Дина Вазыховна, Досова Любовь Николаевна

    Уже несколько лет действует МАИ "Гармония", которая предусматривает нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие учащихся. Творчество является одной из форм самовыражения личности. Члены содружества самосовершенствуются через познание и усвоение духовной культуры.