Мария Витальевна Гай

Место работы:
ГБОУ Школа №171, Москва,
Должность:
учитель русского языка и литературы

Темы Открытых уроков автора

  • К проблеме преподавания произведений русской и зарубежной литературы в старших классах 2023

    Литература – один из немногих предметов в курсе школьного образования, который касается души, учит сопереживать, помогать понять и простить, развить качества гуманной личности. Иными словами, литература — единственный предмет в школьном курсе, который говорит о душе и для души. И именно литература и её преподавание требует тщательной разработки общей концепции, определяющей направление развития методической науки, способствующей реализации стандарта образования. Согласно стандарту образования, приоритетными направлениями в методике преподавания литературы считают формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса и т.д. Прежде всего, эти направления касаются школьного курса литературы старших классов. При всем многообразии программ, методических пособий и рекомендаций трудно отдать предпочтение какому-либо из этих направлений. Но неизменным остается изучение отечественной литературы в курсе мирового литературного процесса. И это очень важно, так как для старшеклассника особенно ценно восприятие художественного произведения как целостной системы, базирующейся на единстве содержания и формы. Вспомним, что на этом пастулате базируется художественно-исторический метод, предложенный В.М.Жирмунским, который предполагает раскрытие социальной обусловленности событий и характеров, отношение к действительности как к факту социальному, и тем самым историческому.

  • Формирование исследовательских умений и навыков через понимание смысла текста и авторской позиции (на материале притчи Пауло Коэльо «Секрет счастья») 2023

    Литература – один из немногих предметов в курсе школьного образования, который касается души, учит сопереживать, помогать понять и простить, развить качества гуманной личности. И именно литература и её преподавание требуют тщательной разработки общей концепции, определяющей направление развития методической науки, способствующей реализации стандарта образования. Согласно стандарту образования, приоритетными направлениями в методике преподавания литературы считают формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, что, в свою очередь, обеспечивает метапредметный подход к преподаванию. Поэтому изучение художественного произведения в средней школе требует особенно тщательной методической подготовки, избирательности, индивидуальности, так как современные школьники не готовы к поверхностному осмыслению событий прошлого, восприятию культурных традиций и нравов.