Школьная психологическая служба
-
Программа развития и коррекции эмоционального мира детей дошкольного возраста "Азбука настроений" 2004
Так как, современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться как друг с другом как в саду, так и в семье, то будут очень уместными занятия с дошкольниками, которые обогащают чувственную сферу. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.
-
Программа занятий для детей 1-го класса по развитию сенсомоторных функций нервной системы 2004
разработанный тренинг предполагает использование игровых методов психо-коррекционного характера. Конечная цель-формирование положительной учебной мотивации.
-
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи и личности в условиях детского дома 2004
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для восстановления связей с миром людей через поиск скрытых ресурсов личности и семьи, опору на их собственные возможности.
-
Урок психологического развития в классе компенсирующего обучения 2004
В этом году мы открыли класс ККО (класс компенсирующего обучения), но чтобы это не сравнивалось, и не ассоциировалось с классом коррекции, мы называем этот класс - "класс педагогической поддержки". Нельзя было не учитывать, что ребята перешли из младшего звена в среднее. Поэтому уроки психологии направлены на адаптацию детей к 5 классу, но вместе с тем и на то, чтобы параллельно развивать и осуществлять сложные формы интеллектуальной деятельности. Но, на мой взгляд, такие уроки важно проводить не только в классе, со слабенькими детками, но и для общего развития любого ребенка. Приводится сценарий открытого урока, который был проведен при аттестации нашего учебного заведения.
-
Программа психокоррекционной помощи детям младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в эмоциональной сфере, в поведении и в общении 2004
В подростковом возрасте центральным психологическим процессом является развитие самосознания. Подростку очень важен процесс общения, при помощи которого как раз он формируется и развивается. Ребенок познает себя, оценивает себя и окружающих, устанавливает контакты. Весь этот процесс дает возможность развиваться ему как личности, и тут как раз важно, насколько он адекватен в своем становлении. Данная Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с младшими подростками с коммуникативными и эмоциональными проблемами с целью оказания содействия личностному росту и самоопределению ребенка, с целью оказания помощи в преодолении тех трудностей, которые присутствуют у него на данный момент.
-
Организация индивидуальной и групповой работы педагога-психолога с учащимися профильных классов 2004
Профильное обучение - внешняя, селективная форма дифференциации обучения, основанная на разделении учащихся старших классов по нескольким профилям, коррелируемых с предметными образовательными областями с учетом структуры рынка труда и занятости. На выбор профиля обучения влияют не только интересы, способности школьников и достигнутые ими успехи, но и ожидания родителей, социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона. Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога- психолога МОУ СОШ №2 с. Хурба по данному направлению, который осуществлялся под руководством руководителя эксперимента - Смирновой Ю.В. и директора школы Серой Л.В.
-
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь 2004
В школе нас учили основам грамматики. Но не учили, что слова имеют важное значение в нашей жизни и оказывают влияние на нас. Занятие рассчитано на участников, которые уже имеют некоторую психологическую подготовку.
-
Программа занятий по развитию внимания у младших школьников 2004
Разработка программы, цель которой формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.
-
Профессиональное самоопределение детей-сирот на "Неделе выпускника" 2004
Проблема социальной адаптации существует у большинства выпускников школ, но для воспитанников детских домов эта проблема является ключевой. Во многом это зависит от профессионального самоопределения детей-сирот.
-
Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем" 2004
Игра - это один из активных видов деятельности для ребенка, и одна из активных форм работы педагога-психолога с классом, коллективом учащихся. Игра позволяет получить каждому ребенку опыт, ценный для настоящей жизни. В психологии этот метод работы получил название play therapy или игротерапия. Игротерапия - это использование игровых ситуаций в терапевтической обстановке. В такой терапии применяется много сложных процедур, но самые главные из них - это диагностические и терапевтические (корректирующие). Мы представляем вам сегодня цикл игр, которые можно проводить как в школе, детском доме, так и в летнем лагере отдыха.
-
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях перехода на семейные формы устройства 2004
В Канской школе-интернате Красноярского края в образовательную практику работы вводятся семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СФУД). Организация СФУД невозможна без сопровождения ребёнка и семьи. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребёнка осуществляет психологическая служба школы, а в дальнейшем Центр по устройству детей в семью. Основное предназначение Центра - подготовка детей к помещению в семьи граждан, оказание практической помощи семье, мониторинг эффективности сопровождения семьи и ребёнка.
-
Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет 2004
Программа включает в себя комплекс интеллектуальных игр, которые могли бы быть использованы на уроках в средних классах. Комплекс интеллектуальных игр, представленных в данной программе, могут быть полезными для подростков, испытывающих трудности в учении: понимания и осмысления нового материала, его запоминания, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.
-
Методическое обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки детей-сирот, детей "группы риска" 2004
Одна из основных проблем в деятельности школьного психолога - методическое обеспечение психодиагностической и коррекционной работы. В статье представлены материалы по использованию проективных методик, терапевтических метафор, игротерапии в целях коррекции эмоционально-личностных проблем подростков. Диагностика не выступает как независимое направление в работе психолога. Она включена в более широкий психолого-педагогический контекст. Результатом этой работы является положительная социальная адаптация, интеграция выпускников в современном обществе.
-
Учет вида темперамента в школьной жизни 2004
При воспитании и обучении ребенка необходимо учитывать его темперамент, так как это помогает ребенку легче адаптироваться в детском коллективе, яснее понять свои возможности и способности, а педагогу лучше видна скорость выполнения работы и характер ребенка.
-
Использование положительных эмоций для развития способностей ученика при индивидуально-психологическом подходе 2004
Можно утверждать: без искусства общения учитель не сможет успешно работать в школе, даже если он прекрасно владеет методикой преподавания своего предмета. Умение организовать общение с учениками и на уроке, и вне его совершенно необходимо для реализации методических замыслов и учебных планов. Искусство общения - существенный и непременный элемент профессионализма учителя. Педагогически правильное общение вызывает всплеск эмоций. Какую же роль играют эмоции в учебе?
-
Интегрированный урок информатика + психология по теме: "Темперамент" 2004
Сегодня избежать проблемы компьютерной зависимости у подростков, проявляющих способности в области программирования и информационных технологий, по нашему мнению, возможно через создание комфортной коммуникативной среды там, где воспитанник проводит немало времени за компьютером. Для нас комфортная коммуникативная среда - это среда, в которой психологически каждому комфортно, действуют принципы гуманистических отношений, существует возможность для творческого самовыражения, компьютер выступает средством обеспечения содержательного взаимодействия людей, а не причиной их отчуждения. На проводимом занятии ребята обсуждают типы темперамента, в группах придумывают ситуации, в которых они проявляются особенно наглядно, и представляют эти ситуации в виде мультфильмов в графическом редакторе Flash. Ребята защищают свои проекты, проходят компьютерный тест для определения своего типа темперамента.
-
Диагностические процедуры с целью изучения успешности классного руководителя 2004
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться, в первую очередь, на ценностных основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально профессиональную роль (и то и другое можно делать вне ценностного отношения). С цель простороения верного пути рабаты проводиться диагностика изучения успешности классного руководителя.
-
Адаптированная программа курса для 11-го класса "Основы семейной психологии" 2004
Данная программа имеет своей целью знакомство юношей и девушек с основами знаний о семейных отношениях, формирование представлений о причинах внутрисемейных конфликтов, о воспитании будущих детей. Программа составлена на основе семейной циклограммы.
-
Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска "Преодоление" 2004
Настоящая комплексная программа предназначена для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком, имеющим проблемы в поведении. Индивидуальная программа может применяться тогда, когда работа с подростком в группе невозможна, когда проблемы носят индивидуальную особенность, а не межличностного характера, когда необходимо постоянное наблюдение психолога за процессом развития личности подростка. Индивидуальная психокоррекция обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая, что является наиболее эффективным методом воздействия на сознание подростка, которому необходима помощь взрослого, которому он доверяет.
-
Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников 2004
Нами разработана и применяется программа в работе с учащимися 1-4-х классов. Это цикл занятий, в проведении которых используется ряд психологических тренинговых методик, информирование детей о вредных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков. Завершается работа по данной программе спектаклем по обозначенной тематике. Программа была награждена на областном конкурсе "В ХХI век возьмем самое лучшее".
-
Комплексная помощь ребенку шестилетнего возраста с трудностями в обучении и воспитании в условиях речевой школы-интерната 2004
Система работы специальных школ-интернатов нуждается в изменениях, которые помогли бы обеспечить эффективную интеграцию детей в общество. В Корочанской речевой школе-интернате создана "Программа психолого-медико-педагогической реабилитации детей подготовительной группы в условиях школы-интерната и подготовки их к школе". Программа координирует усилия всех школьных служб, составлен особый режим первой половины дня для шестилеток: "Учить, играя". Работа над совершенствованием Программы продолжается.
-
Контрольная работа для выпускников начальной школы "Что я жду от 5-го класса?" 2004
Как измерить достижения учащихся при переходе из начальной в основную школу? Можно провести традиционные контрольные работы, и мы получим информацию об уровне сформированности знаний, умений, навыков. Но только ли это должно нас интересовать? Контрольная работа "Что я жду от пятого класса" позволяет оценить уровень психологической готовности учащихся к переходу на новую ступень обучения, выявить уровень социальной зрелости выпускников начальной школы.
-
Родительское собрание "Знаю ли я своего ребенка?" (Ученик глазами педагогов и родителей) 2004
Представленная схема родительского собрания позволяет классным руководителям проанализировать суть имеющихся в классе проблем, родителям - расширить представления о характере детей, получить конструктивную обратную связь.
-
Программа развития рефлексивных навыков подростков 2004
Существует множество программ и тренингов, в которых один из этапов занятия - рефлексия (обсуждение итогов занятия). Данная же программа для 6-7-х классов направлена на развитие рефлексивных навыков в течение всего занятия. Цели программы: расширение знаний о себе и других людях, развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе, развитие критического мышления. В результате занятий учащиеся повышают свою психологическую культуру, позитивное самоотношение, способность к рефлексии.
-
Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся 2004
Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся. Цель статьи - ознакомление психологов и педагогов с особенностями одного из способов организации взаимодействия учащихся на основе сотрудничества. Автор, опираясь на собственный опыт работы, даёт описание условий эффективной работы учащихся в группе, основных приёмов организации групповой работы. В статье содержится методика диагностики уровня сформированности мотивации совместной деятельности учащихся в группе.
-
От увиденного в Великобритании 2004
В статье, написанной после посещения Великобритании, автор обращает внимание на нестандартные элементы воспитания обучающихся в английских учебных заведениях.
-
Социально-психологические аспекты стиля педагогического общения 2004
В данной работе предлагается методика проведения исследований в педагогическом коллективе на выявление преобладающего стиля педагогического общения, а также факторов, оказывающих влияние на становление определенного стиля общения учителя. Полученные результаты послужат основой эффективной психологической помощи учителям в профилактике конфликтов учитель - ученик.
-
Школьная психологическая служба-программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей 2004
Школьная психологическая служба является активным звеном педагогического процесса школы. Её деятельность направлена на реализацию образовательной программы школы как целостной системы мер по гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания в школе, учитывающей потребности обучаемых, их родителей, педагогов и социума.
-
Характер и здоровье 2004
Цикл уроков-тренингов по здоровью проводится с целю развития у учащихся сознательного отношения к своему физическому и психическому здоровью, побуждения у учащихся внутреннего потенциала к формированию здорового образа жизни. Занятия можно провести во всех классах (1-11 кл.), учитывая возрастные особенности.
-
Занятие по программе "Навыки жизни". Тема: "Критика. Навыки критического мышления" 2004
Цели тренингового занятия: выработка навыков поведения при обращенной критике; умение критиковать; формирование навыков критического мышления; сформировать критическое отношение к товарам, продуктам питания, рекламе; выявить причины критики и уметь критиковать другого, применяя метод "Я-отношения"