Русский язык
-
Как учить правописанию 2003
Данная статья знакомит с системой работы по формированию грамотного письма. Она включает в себя использование алгоритмизированных таблиц вместо правил; решение орфографических задач; обязательные "разминки", позволяющие держать в оперативной памяти орфографическую информацию.
-
Урок русского языка по теме: "Текст - что это такое" 2003
Предложен конспект урока русского языка во 2-м классе по образовательной программе "Школа 2100"
-
Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний. (Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Разбор слова по составу") 2003
Кроме технических средств обучения на уроках русского языка учитель может успешно использовать самодельные пособия, рисунки, позволяющие эффективней изучать материал школьной программы. Предлагаемые рисунки - это картинки не для забавы, не для развлечения на уроках русского языка. Они помогают понять сложный мир языкознания, учат думать не только головой, но и "глазами". Пусть дети видят в обыкновенном необычное, новое! Предлагаем конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Разбор слова по составу", где используются такие рисунки.
-
Согласные звуки [ф], [ф'], буква ф 2003
На уроке реализуется основной дидактический принцип Общеобразовательной программы "Школа 2100": деятельностный подход в обучении.
-
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы 2003
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности необходимо, чтобы лучше понять связь поколений, культуру и обычаи народов, рядом с которыми мы живем. Тогда, возможно, не будет у нас потерянного поколения.
-
Начало работы на неосвоенной школьной территории. (Поиски путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе) 2003
Начало работы на неосвоенной школьной территории. (Поиски путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе). Что-то недопустимо неправильное происходит в нашей школе XXI века, если русский язык как учебный предмет становится проблемой в образовании детей-мигрантов. Очевидность происходящего в обычных школах Севера ясна всем. Изменить же ситуацию можно только на основе пакета правовых документов. А их нет! На свой страх и риск изо дня в день решаю эту проблему в своем многонациональном 7-м д классе (и небезуспешно!). Но я задыхаюсь от нехватки нужной информации.
-
Урок: "Морфемный разбор слова". 5-й класс 2003
Урок начинается с психологического настроя и разминки, необходимых на уроках. Материал заданий позволяет в игровой форме повторить полученные ранее знания и умения. На уроке отрабатывается навык морфемного разбора. Формируется умение работать в группе и самостоятельно. Все задания направлены на развитие мышления, внимания, памяти и быстроты реакции.
-
Урок обобщения изученного по теме: "Причастие" 2003
Проводится в форме практикума и может быть применен на обобщающих уроках по любой изучаемой теме. Использование папки заданий очень нравится ученикам, активизирует их работу, пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным и нужным. А чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Род имени существительных" 2003
Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Род имени существительного. Помогая учащимся овладеть грамматическими приемами литературного языка, мы готовим их к жизни. Методы и приемы, использованные на уроке, подобраны с учетом синтаксического признака рода как основного.
-
Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). 5-й класс, русский язык 2003
Разработка урока в технологии деятельностного подхода в развивающей системе "Школа - 2100". Цель - показать совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем.
-
Сокровища русского изобразительного искусства в пространстве школьного урока 2003
Велики воспитательные возможности предметов "Русский язык" и "Литература". В пространство этих уроков включаю знакомство с сокровищами русского изобразительного искусства. Предлагаю конспект урока русского языка в 7-м классе, на котором изучали частицу как часть речи с использованием репродукции картины И. Левитана "Март".
-
Домашняя работа по русскому языку (из опыта работы) 2003
Домашнее задание как структурный элемент учебного процесса заключает в себе широкие возможности для активизации аналитической деятельности учащихся, развития их познавательной самостоятельности и является не использованным в полной мере резервом повышения эффективности изучения предмета в школе.
-
Урок по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных единственного числа" 2003
Представлен конспект урока русского языка, проведённого в 5-м классе. Методическая тема урока: "Разноуровневое обучение учащихся на уроке".
-
Праздник, посвященный Дню славянской письменности 2003
В современных условиях , когда назрела необходимость исторического и культурного возрождения России , данное мероприятие занимает важное место в решении задачи духовного становления личности школьника. Оно может быть проведено в форме устного журнала как на уроке русского языка, так и на внеклассном занятии.
-
Утраченный школьным курсом раздел лингвистики 2003
Стремление к успешности в обучении пятиклассников русскому языку требует вернуть исчезнувший со страниц базового учебника курс "Словообразование" и предварить им изучение "Морфемики". Знание механизмов образования слов, словообразовательный анализ, предшествующий морфемному, позволит детям избежать ошибок. Внесенные в традиционные формулировки изменения, носящие принципиальный характер, устранят неточности, затрудняющие воприятие учебного материала.
-
Работа с текстом официально-делового стиля при закреплении орфографических правил "Мягкий знак в числительных". 6-й класс 2003
Главной особенностью текста является отражение фактов из истории школы, что позволяет реализовать воспитательные задачи: формирование уважительного отношения к истории школы, к ее настоящему; содействие осознанию учащимися себя частью единого коллектива школы.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Повторение по теме "Словообразование" 2003
Целями урока являются: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова; развитие орфографической зоркости; воспитание любви и уважения к русскому языку.
-
Индивидуальная карта самоконтроля - одно из средств создания условий для индивидуализации работы с учащимися на уроках русского языка 2003
Карта самоконтроля является эффективным способом развития умения самооценки, самоконтроля, самопроверки, творческой самостоятельности в самоопределении последующего выбора шагов деятельности в языковом умении с целью роста и совершенствования языковых знаний, культуры речи, что способствует в перспективе организации самообразования учащегося.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Словообразовательные типы" 2003
Урок русского языка в 6-м классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Тип урока - урок постановки учебной задачи. Тема урока: "Словообразовательные типы". Логика развертывания содержания учебного материала позволяет учащимся самим ответить на поставленные вопросы.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Имя числительное" 2003
Основной педагогической идеей является то, что учащиеся получают знания не в готовом виде, а в результате совместной деятельности, где дети являются участниками процесса и находятся в поиске решения учебной задачи, включаясь в содержание материала.
-
Однородные и неоднородные определения (урок-исследование в 8-м классе) 2003
На уроке формируется умение различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их. Данный урок является первым при изучении этой темы.
-
Пресс-конференция по русскому языку 2003
-
Урок русского языка в 3-м классе: "Изменение глаголов по временам" 2003
Урок проведен в 3 кл. (1-4) традиционной системы обучения, построен по технологии проблемно-поискового метода на уроках русского языка при изучении нового материала. Использован учебник Т.Г.Рамзаевой для 3 кл. четырехлетней начальной школы, 2001г.
-
Род имен существительных 2003
Предлагаемый урок русского языка в классе выстроен в чётком соответствии с методическими принципами технолгии проблемного обучения. На уроке используется групповая форма работы. Учащиеся самостоятельно при направляющей инструкции учителя "открывают" новое знание. Ученикам предлагаются разного вида задания для закрепления полученного знания. Все этапы связаны друг с другом, - подчинены строгой логике изучаемой темы.
-
Лингвистический КВН. Игра "Умники и умницы" (по творчеству А.С. Пушкина) 2003
Интеллектуальная игра по литературе "Умники и умницы" для учащихся 6-го класса по творчеству А.С. Пушкина. Отборочный тур проводится по теме "Пушкин в Лицее".
-
Заключительный, обобщающий урок-путешествие по русскому языку в 4-м классе 2003
В своем опыте работы я использую разные виды уроков. Урок - путешествие - один из интересных средств обучения, так как он формирует устойчивый интерес к учебе, снимает скованность и напряжение во время урока. И оказывает глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируется более прочные и глубокие знания. При обобщении изученного материала целесообразнее использовать игровую методику, так дети быстрее вспоминают, применяют пройденный материал. В карточке использованы тексты из прочитанных программных произведений.
-
Модульный урок "Учимся писать рецензию" 2003
В условиях перехода школы на систему ЕГЭ особую актуальность приобретает обучение школьников написанию сочинения - рецензии, так как самостоятельно созданный текст позволяет оценить уровень речевого развития учащегося. Модульный урок "Учимся писать рецензию" основан на принципе учебного сотрудничества и предполагает сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
-
Урок-лекция "Однородные члены предложения. Знаки препинания при них". 5-й класс 2003
Составление дидактического материала по правилам постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и использование его на последующих уроках.
-
"Язык снега" комбинированно-интегрированный урок в 6-ом классе по развитию речи и географии 2003
Углубление знаний о явлениях природы, умение объяснить их, выработка умения понимать красоты природы, создавать связный, цельный текст.
-
Технологии РТВ и ТРИЗ на уроках русского языка 2003
Данная работа является обобщением педагогического опыта по применению инновационной системы ТРИЗ-педагогики на уроках русского языка. В работе обоснован и описан ряд подходов к формированию у учащихся творческого мышления на основе методов РТВ и ТРИЗ.