Коррекционная педагогика
-
Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 2013
Цель работы: разработать оптимальные способы и эффективные приемы коррекции недоразвития лексико-грамматического строя речи и профилактика нарушений письма у детей с ОНР, апробировать их на коррекционно-развивающих занятиях.
-
Формирование личностных качеств: самостоятельности, творчества при обучении детей с нарушениями слуха 2020
В статье рассказывается о необходимости целеноправленной работы над формированием личностных качеств: самостоятельности, творчества при обучении детей с нарушениями слуха. Рассматриваются виды работ с картинками, которые помогают создать обстановку поиска на уроке, учат наблюдать, сравнивать, делать выводы. Они могут быть использованы педагогами детского сада и школы на занятиях и уроках по развитию речи, а также других видах деятельности.
-
Формирование логических универсальных действий на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ 2020
Обучающимся с ЗПР могут быть предложены задания с примерами, понятными для обучающихся, связанными с их личным опытом. Для обучающихся с нарушениями речи учитель обращает внимание на звуковую сторону и проговаривает задание, разъясняет его содержание. Обучающимся с нарушением слуха учитель дает задания на экране. Для слабовидящих обучающихся важно делать шрифт максимально крупным и проговаривать слова. Кроме того, учителю важно провести подготовительную работу, чтобы заинтересовать обучающихся. Рассмотрим примеры использования заданий на уроках русского языка, направленные на формирование логических действий.
-
Формирование математических представлений (временные понятия) и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности у детей с ОНР 2023
Автор предлагает некоторые упражнения, задания, рифмовки, игры на развитие и уточнение временных представлений у школьников с ОНР.
-
Формирование математических представлений у детей с ЗПР в моделирующей деятельности 2012
Моделирование формирует логическое и конструктивное мышление. Систематическая работа исправляет и компенсирует нарушения: целостное восприятие, зрительно-моторную координацию, пространственную ориентацию, мелкую моторику.
-
Формирование межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста 2021
Статья раскрывает проблему о необходимости развития межполушарного взаимодействия у детей с ТНР (тяжёлым нарушением речи). Приведены примеры упражнений по развитию межполушарных связей. Данный материал может быть успешно реализован как педагогами, так и родителями
-
Формирование мелкой моторики у детей раннего возраста в условиях Дома ребенка 2014
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
-
Формирование навыка осознанного чтения у школьников с умственной отсталостью (на примере ГОБОУ Мончегорская коррекционная школа) 2019
Чтение – это то, чему обучают младших школьников с нарушением интеллекта, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками с нарушением интеллекта при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.
-
Формирование навыка правильного письма через использование игр и игровых упражнений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 2013
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
-
Формирование навыка сознательного чтения у учащихся с недостатками умственного развития 2020
В статье рассматриваются трудности и специфические черты формирования сознательного чтения у детей с нарушениями интеллекта, проводится анализ проблемных моментов и выявляются способы и методы коррекционного воздействия, которые позволят педагогу повысить эффективность работы и будут содействовать решению данной задачи.
-
Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ 2020
Статья посвящена актуальным вопросам коррекционного обучения. На основе педагогического опыта описывается методика формирования чтения и речевых навыков, развития речевых умения.
-
Формирование навыка чтения. Методические рекомендации для учителей, работающих в коррекционных классах VII–VIII-го вида 2012
В статье рассказывается, как сформировать у ребенка навык правильного и беглого чтения.
-
Формирование навыков делового письма у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 2011
В уроки по теме автор включает специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся 5–9-х классов школы VIII типа.
-
Формирование навыков звукового анализа у детей с задержкой психического развития 2011
Данный опыт является обобщением и переосмыслением опыта других педагогов, обработкой педагогической периодики с целью накопления достаточного количества материала, с которым можно ежедневно работать на занятиях. Сущность представленного опыта – в попытке систематизации заданий, хорошо знакомых многим педагогам. Доступность проявляется в том, что педагогические приемы могут быть использованы в практике работы педагогов и не являются чрезмерно трудоемкими ни для педагога, ни для ребенка.
-
Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2012
Дается представление о предлогах, ошибках, допускаемых детьми дошкольного возраста с ОНР при употреблении предложно-падежных конструкций, основные направления при обследовании. Предоставлены программные требования к поэтапному изучению предлогов в падежных конструкциях в старшей и подготовительной группах.
-
Формирование навыков рефлексии у первоклассников в период адаптации на основе личностно-ориентированного подхода 2011
В статье проблема развития рефлексии рассмотрена в аспекте последовательного становления в условиях учебной деятельности таких качеств, которые делают ее личностно-направленным действием самопознания. Эти изменения в рефлексии констатируются как новообразование младшего школьного возраста. Выявлены «пункты» перехода от когнитивно-направленной к личностно-направленной рефлексии.
-
Формирование навыков речевой коммуникации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра 2021
Обучение в школе требует от обучающегося налаживания контактов со взрослыми и сверстниками. Наиболее проблемной с точки зрения социальной адаптации, является группа детей с ограниченными возможностями, особенно детей с РАС. РАС может сочетаться с органическими нарушениями нервной системы, с умственной отсталостью. Но также могут быть и случаи, когда интеллектуальная сфера детей остается в норме или даже проявляться в особой одаренности, как правило, в необычных сферах. Но даже этим особо одаренным людям, страдающим аутизмом (синдромом Аспергера), приходится очень трудно — в детстве их не понимают, им очень тяжело находиться в обществе, сложно выразить свои чувства и понять чувства и эмоции других людей. Из-за этого они ощущают себя изолированными и одинокими. Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.
-
Формирование навыков самоконтроля над произносительной стороной речи как средство повышения внятности речи детей с ОВЗ 2023
Одной из главных задач коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, является формирование устной речи. От успешного решения этой задачи во многом зависит достижение глухими определенного общеобразовательного и профессионального уровня, их социальная реабилитация.
-
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) (из опыта работы) 2022
Это достаточно длительный и трудоемкий процесс, успех которого заключен, исключительно, в создании атмосферы повседневного разумного человеческого труда на пользу себе и окружающим на основе подражания, наблюдения, образца.
-
Формирование нравственно-художественной культуры в условиях школы-интерната 2011
Данная программа рассчитана на три года обучения воспитанников в возрасте от 7 до 12 лет, служит формированию средствами лепки нравственно-эстетической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.
-
Формирование орфографической зоркости у слабовидящих детей 2012
В статье представлены методические рекомендациями для формирования орфографических навыков у слабовидящих детей. Цель: использовать остаточное зрение и сохранить анализаторы – слуховой, тактильный, двигательный как эффективное средство коррекции и компенсации зрительной недостаточности у детей с нарушенным зрением.
-
Формирование осознанной потребности в ЗОЖ через систему занятий по СБО 2012
В статье описывается опыт работы по введению курса "Я выбираю ЗОЖ" в программу СБО в специальной коррекционной школе VIII вида г. Котельнича. Раскрываются проблемы, которые побудили ввести данный курс в школе. Излагается содержание курса, его цели и наиболее эффективные формы работы с учащимися в этом направлении. Показано отношение учащихся к новому курсу и первые положительные результаты.
-
Формирование патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста 2023
В дошкольном возрасте – важном этапе развития личности – закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, городу, где родился, с улицы, где живёшь. Ознакомление детей с родным городом можно считать основой патриотического воспитания.
-
Формирование первичных представлений у детей с ОВЗ о малой Родине и Отечестве посредством современных технологий 2019
Первичные представления о малой Родине и Отечестве формировались при участии в проекте «Дом, в котором я живу» где с воспитанниками проведена объёмная работа по воспитанию любви к родному городу, краю, умению видеть прекрасное, гордиться им. Даны знания о родном городе и его истории, о достопримечательностях и культурных ценностях.
-
Формирование предложно-падежных конструкций у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии 2012
Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений – необходимое условие для усвоения зрительных образов букв. У детей с ОНР к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Особый раздел составляет работа над предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.
-
Формирование предпосылок развития устной связной речи у детей с нарушениями интеллекта на уроках биологии 2017
Соответственно разработанной методики в ход урока включались разные виды работ: неполный диалог, диалог по типу «учитель–ученик», диалог по типу «ученик–учитель», диалог по типу «ученик–ученик», составление рассказа по плану урока с опорой на натуральную наглядность, с опорой на графическую наглядность, пересказ текста, составление рассказа путем сравнения биологических объектов, работа с деформированным текстом.
-
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ОВЗ 2018
Одним способов формирования предпосылок личностных УУД является сюжетно-ролевая игра. Эффективным способом формирования предпосылок коммуникативных УУД являются коллективные работы по изодеятельности, конструированию. Результативным способом формирования предпосылок познавательных УУД является действие по плану, сравнительное описание предметов. Развитие предпосылок регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.
-
Формирование представлений и понятий исторического времени (из опыта работы) 2017
Трудным является установление возрастных отношений, выходящих за пределы личной жизни, когда сравнение принимает характер ориентации по датам. Мой опыт работы показал, что временная основа не нарушена у детей с ограниченными возможностями здоровья, но временные представления и понятия формируются с большой задержкой и с рядом провалов в памяти. Особенно трудным для детей являются представления отдалённости исторических событий, и локализация их во времени.
-
Формирование представлений о величине предметов у детей с ОВЗ 2015
Статья посвящена особенностям формирования представлений о величине у детей с умеренной умственной отсталостью в подготовительном классе на уроках математики. Практические задания проводятся в игровой форме с применением наглядного и раздаточного материала. Для предотвращения смешения представлений о величине для каждой пары антонимов отводится отдельный урок и проводятся повторительно-обобщающие уроки для закрепления 2–3-х пар.
-
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью 2015
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Важно научиться быть здоровым, готовым защитить себя и других, уметь противостоять отрицательному влиянию социальной среды, уметь организовать свое свободное время, не просто выжить в столь сложных условиях и адаптироваться к социуму.