Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе с применением коллективных способов обучения и информационных технологий

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - астрономии, географии, истории, экологии,
  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы,
  • развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей,
  • развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать.

Оборудование: Физическая карта мира; предметы старины; кроссворд; раздаточный материал для каждого этапа урока; мультимедийный проектор с компьютером для проверки.

Ход урока:

Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. План урока и форма проведения. (5 мин.)

Мы с вами закончили изучать большой раздел учебника. Как он называется? Сегодня на уроке мы обобщим основные сведения об окружающем мире. А зачем нам необходимы все эти знания, в чем они могут быть полезны для нас?

(От нас зависит каким этот мир будет в будущем. Чем больше мы будем знать о мире нас окружающем, тем понятнее будут его проблемы, тем внимательнее мы будем относиться ко всему, что нас окружает, тем быстрее научимся любить и беречь этот мир, чтобы сохранить его для будущих поколений.)

Для работы мы разделились на группы: 4 группы по 6-7 человек.

Сегодня урок будет состоять из 4 основных этапов:

1- вопросы на знание изученных терминов;

2- практические задания;

3- кроссворд;

4- подведение итогов уроков и оценка своей работы.

Прежде чем приступим к заданиям, возьмите, пожалуйста, листок для оценок и поставьте себе ту отметку, которая, по вашему мнению, отражает ваши знания по пройденным разделам: астрономия, география, история и экология. (Приложение № 1)

В конце урока вы снова попробуете оценить свои знания, интересно, станут ли они лучше?

Для работы нам понадобится еще одна табличка для записи баллов, переверните первую табличку. (Приложение № 1) Сюда вы будете заносить те баллы, которые заработаете на уроке. Если команда будет работать дружно и слаженно, и вы закончите выполнять задания быстрее других групп, то можете решать дополнительные задания, которые есть в специальном конверте. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. (В конверте различные загадки и ребусы по теме урока)

ЭТАП 1. «Термины». (5 мин.)

За время изучения этой большой и интересной темы, нам встретилось много новых научных слов, давайте вспомним, что они значат.

(Каждый ребенок в группе работает самостоятельно, затем ответы сверяются, выбирается правильное решение. Ответ озвучивает представитель группы. Максимальный балл - 4)

Задания для каждой группы:

Группа № 1 Группа № 2
Соедините линией слово и его
лексическое значение
Запишите одним словом выражение
Наука, изучающая небесные тела История 1б. Запись событий год за годом ____________________________________1б.
Наука, изучающая прошлое Астрономия 1б. Ученый, выкапывающий из земли
удивительные находки. _________________________________1б.
Хранилище документов Красная книга 1б. Старинные сооружения, древняя рукопись,
старая монета, печать. Все это________________________________ ____________________________________2б.
Книга, в которую внесены редкие, исчезающие животные Архив 1б.  
Группа № 3 Группа № 4
Продолжите выражения: Отгадайте загадку
От вращения Земли вокруг своей оси зависит смена _____________________. Этот промежуток времени называется ___________________________. 2б. От вращения Земли вокруг Солнца зависит смена _____________________. Этот промежуток времени называется ___________________________. 2б. Дорога есть - ехать нельзя, Земля есть -
пахать нельзя. Луга есть - косить нельзя,
В реках и морях воды нет. 2б.

Вставьте правильно недостающее
слово:
_________________ показывает,
какое расстояние на местности
соответствует каждому сантиметру
на карте. 2б.

ЭТАП 2. Практическая работа (с последующей проверкой каждого задания). (20 мин.)

Задание № 1.

Группа 1

Соберите модель Солнечной системы.
Расположите планеты по порядку и подпишите их. (4 б.)

Задание № 1.

Группа 2.

Подпишите созвездия, выбрав названия из списка:
Орион, Малая Медведица, Кассиопея, Телец, Большой Пес. (2б.)
Подпиши самую яркую звезду созвездия. (2б.)
Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.

            

Задание № 1.

Группа 3.

1. Укажите стрелками, какая звезда, какому созвездию принадлежит. (1б.)

Сириус Телец

Полярная звезда Большой Пес

Альдебаран Малая Медведица.

2. Ответьте на вопросы:
Какое небесное тело само светится?__________________________ 1б.
Как называется естественный спутник Земли?___________________ 1б.
Как называется пространство, окружающее Землю, включающее звезды и
планеты?___________________________________ 1б.

Задание № 1.

Группа 4.

По тексту узнайте, о какой планете идет речь. Дополните свой ответ дополнительными знаниями о планете.

Это ближайшая к Солнцу планета. Она получила свое название в честь римского бога торговли. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. ___________________ 1б

Эта планета, названа в честь римского бога войны. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Она меньше Земли, но у нее есть два спутника - Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас - так звали сыновей бога войны).___________________ 1б.

Эта планета самая большая. Состоит главным образом из газов, имеет цветастую атмосферу, в ней постоянно бушуют мощные ураганы.______________________ 1б.

Эта планета носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, ее еще называют «утренней звездой».Она окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты.___________________ 1б.

Практическая работа

Задание № 2.

Группа 1.

Соберите карту полушарий. Приклейте материки, подпишите океаны.

Подпишите западное и восточное полушария. (5б.)

Задание № 2.

Группа 2.

Обозначьте на контурной карте буквами: (5б.)
  • Экватор - Э;
  • Северный тропик - СТ;
  • Южный тропик - ЮТ;
  • Северный полярный круг - СПК;

Задание № 2.

Группа 3.

Закрасьте на контурной карте: (5б.)
  • Полярные пояса - синим цветом;
  • Умеренные пояса - зеленым цветом;
  • Тропический пояс - красным цветом.

Задание № 2.

Группа 4.

Восстановите текст: (5б.)

Модель Земли называют _______________. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют __________________. Существует много видов географических карт, например, __________________________________________. На физической карте синим цветом обозначена ____________, коричневым ____________, зеленым _____________________, а белым ___________. Каждая карта имеет свой ________________.

Практическая работа.

Задание № 3:

Группа 1.

Выберите среди предметов исторические источники. Вспомните их названия и расскажите, для чего их использовали.

Задание № 3:

Группа 2.

Заполните пропуски на «ленте времени».

годы 1-100   201-300 301-400 401-500 501-600 601-700 701-800 801- 900 901-1000
века I II III IV   VI VII VIII IX  
 
1001-1100 1101-1200   1301-1400 1401-1500 1501-1600 1601-1700 1701-1800   1901-2000 2001-2100
XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX   XXI

Задание № 3:

Группа 3.

Найдите правильный ответ и соедините линией с вопросом.

Как называются древние записи, которые велись год за годом? Архив
  Кунсткамера
Хранилище документов? Музей
Где бережно хранятся предметы старины? Летоисчисление
  Книга
Как назывался первый музей в России? Летопись

Задание № 3:

Группа 4.

По году определите историческое событие, подпишите век. Подберите иллюстрации к этому событию на открытках и расскажите о нем.

ВЕК ГОД СОБЫТИЕ
  1147 Великая Отечественная война
  1812 Первое упоминание о Москве
  1941-1945 Отечественная война с войсками Наполеона

Практическая работа.

Задание №4.

Группа 1.

Распределите на карте полушарий объекты природного и культурного наследия: водопад Виктория, Большой Барьерный риф, Мемфис, Московский Кремль, водопад Игуасу, статуя Свободы. Рисунок 5. Рисунок 6. Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9. Рисунок 10.

            

 

Задание №4.

Группа 2.

Приведи примеры объектов Всемирного наследия.

Всемирное природное наследие _______________________________________

______________________________________________________________________

Всемирное культурное наследие: ______________________________________

______________________________________________________________________

Дорисуйте эмблему Всемирного наследия.

Рисунок 11.

Задание №4.

Группа 3.

Подпишите названия животных из международной Красной книги.

 

Рисунок 12. Рисунок 13.

 

Задание №4.

Группа 4.

Попробуйте ответить на данные вопросы:

О какой экологической проблеме говорится в этом тексте?

 

Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходы различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефти гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. (1 б.)

_____________________________________________________________________________

О каких мерах защиты океана вы знаете? (2б.) _________________________

_____________________________________________________________________________

Какие международные экологические организации вы знаете? Назовите их. (2б.) _________________________________________________________________________

 

Этап 3. Разгадайте кроссворд.

(Каждая группа получает свои вопросы.) Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 

Группа 1.

1- Самый большой по площади материк

             

5 - Планета, на которой есть жизнь

         

10 - Модель Земли

           

11 - Хранилище документов

         

 

Группа 2.

4 - Половина земного шара

                 

6 - Древние записи о событиях, которые велись год за годом

               

8 - Небесное тело, которое само светится

           

16 - Изображение земной поверхности на плоскости

         

 

Группа 3.

7 - Десять веков

                     

15 - Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное …

               

17 - Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и Южное полушария

             

18 - Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.

         

 

Группа 4.

2 - Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому.

               

12 - Планета, названная в честь бога торговли (самая «быстрая» планета)

               

13 - Счет лет называется…

                           

14 - Небесное тело, вращающееся вокруг звезды

             

(Проверка кроссворда идет с помощью мультимедийного проектора и компьютера. Команды по очереди называют свои ответы. Два слова из кроссворда, Кремль и Байкал, дети отгадывают все вместе, т.к. вопросов 18.)

В итоге должна получиться тема урока «Земля и человечество»

 

Этап 4. Подведение итогов

Вот и подходит к концу наш урок. Все хорошо потрудились, повторяли, применяли знания на практике. А зачем же нам так много нужно знать о Земле и человечестве? (Размышления детей.)

Давайте подсчитаем те баллы, которые вы сегодня заработали. (Дети подсчитывают баллы за урок, определяют свою отметку за урок)

А теперь мы снова вернемся к нашей первой табличке, где вы еще раз оцените свое знание и понимание изученной темы. (Сравнение результатов начала урока и конца, рефлексия.)

Домашнее задание будет для вас творческое на выбор. На тему: «Какой бы я хотел видеть Землю в будущем» нужно нарисовать плакат или написать сочинение. Лучшие работы будут переданы в общешкольную копилку творческих работ, и их увидит вся школа.

Приложение.