Материалы к элективному курсу "Загадочный XVIII век"

Разделы: История и обществознание


Содержание элективного курса “ Загадочный XVIII век”

Данная программа предусматривает различные формы проведения занятий.

Авторы предлагают следующую организацию уроков

Таблица 1

Тема занятия Форма занятия
1. Введение викторина
2. Упущенная победа? урок – исследование
3. Отдайте все… игра
4. Самозванство в XVIII веке семинар
5. Почему была распущена Уложенная комиссия? лабораторная работа
6. Где архив М.В.Ломоносова? проблемный урок
7. Архитектор В. Баженов и загадки его судьбы. урок – экскурсия.
8.Заключительный урок тестирование

Занятие 1. Введение

Ход урока

Учитель: Я приглашаю вас в “ Блеф – клуб”, давайте проверим, знаете ли вы историю России XVIII века. На вопрос отвечаем “верю” или “ не верю”, а за правильный ответ получаем жетон удачи.

  1. Верите ли вы, что одну российскую императрицу звали Софья – Шарлота- Августа – Фредерика Ангальт – Цербская? ( Верю. (Это Екатерина II.)
  2. Верите ли вы, что один из известнейших государственных деятелей России XVIII века был неграмотным, но умудрился стать действительным членом Английского королевского общества наук? ( Верю.) (Это А.Д. Меньшиков.)
  3. Верите ли вы, что российским императором был гроссмейстер ордена мальтийских рыцарей? ( Верю). Это Павел I)
  4. Верите ли вы, что в России в XVIII веке крепостной крестьянин мог иметь крепостных? ( Верю. Это были крестьяне отходники, сумевшие накопить денег и открыть мануфактуру)
  5. Верите ли вы, что знаменитый барон Мюнхгаузен имеет отношение к России? ( Верю. Он служил в Кирасирском полку во времена Елизаветы Петровны, вышел в отставку и уехал в Ганновер.)
  6. Верите ли вы, что в 1699г. был самым коротким в истории России? ( Верю. Так как согласно указу Петра I в России новый год стали отмечать не в сентябре, а 1 января.)
  7. Верите ли вы, что Москву стали называть Дворянской республикой? ( Верю. После выхода в свет указа “ О вольности дворянской” 1862г. Москва стала местом, где проживало большое количество дворян, вышедших в отставку.)
  8. Верите ли вы, что по приказу Екатерины II были построены в1878 году “потемкинские деревни”? ( Нет. Эти деревни – декорации, были возведены по приказу Г.А. Потемкина)
  9. Верите ли вы, что при Петре I тот, кто прочтет газету “ведомости” от начала до конца имел право на бесплатный обед в ресторане “ Астория” на красной площади? ( Верю. Так Петр I насаждал европейский обычай, и кто прочтет газету, получал бесплатный обед)
  10. Верите ли вы, что солдаты Преображенского полка носили зеленые чулки? ( Не верю. После битвы по Нарвой они стали носить красные чулки, тем самым хотели подчеркнуть их храбрость и стойкость.)
  11. Верите ли вы, что были знакомы Е.И. Пугачев и А.В.Суворов? ( Верю. А. В Суворов привез Пугачева в клетке в Москву.)
  12. Верите ли вы, что русско-турецкие войны в XVIII веке повлияли на русские фамилии? (Верю. А.В. Суворов - Рымникский, Г.А. Потемкин- Таврический, П.А. Румянцев – Задунайский.)
  13. Верите ли вы, что в 1773–1775 гг. Петербург и Москва оказались в Поволжье? ( Верю. В окрестностях Оренбурга Пугачев захватил небольшой форт и назвал его Москва, соседний - Петербург. Он играл роль Петра Ш, устраивал там учения, приемы и т. д. )
  14. Верите ли вы, что жена Петра I Екатерина была немецкой принцессой? ( Не верю. Это Марта Скавронская. Одно время она была прачкой.)
  15. Верите ли вы, что царевич Алексей был сыном Екатерины II? ( Не верю. Он сын первой жены Петра – Евдокии Лопухиной.)
  16. Верите ли вы, что великое посольство отправилось в Европу, чтобы поискать союзников для войны со Швецией? ( Не верю. ПетрI хотел найти союзников для продолжения войны с Турцией)
  17. Верите ли вы, что в XVIII веке на русском престоле оказался младенец? ( Верю. Это Иван Антонович. Иван VI)
  18. Верите ли вы, что Иван Антонович был внуком Петра I (Не верю.)
  19. Верите ли вы, что возвращение этого ключа было отмечено первым официальным парадом? (Верю. Речь идет о Шлиссельбурге. Ключ – город)
  20. Верите ли вы, что княжна Тараканова была дочерью Елизаветы I (Не верю)
  21. Верите ли вы, что бывший император содержался 23 года в заключении и был убит, при попытке заговорщиков его освободить? ( Верю. Это Иван Антонович.)
  22. Верите ли вы, что ПетрI удостаивал придворных особого внимания - собственноручно удалял больные зубы? ( Верю. Делал это с большим удовольствием.)
  23. Верите ли вы, что Меньшиков А.Д. умер в ссылке? (Верю. Он умер в городе Березове.)
  24. Вверите ли вы , что Дж. Байрон описал взятие Шлиссельбурга в поэме “ Дон Жуан” ( Не верю. Речь идет об Измаиле 1790г. )
  25. Верите ли вы, что в честь победы у мыса Гангут в России была выпущена серебряная медаль с коротким словом “ Был”.? ( Не верю. Это про изошло после Чесменской битвы 1770 г.)

Подведение итогов, награда победителю викторины.

Определение целей и задач курса.

Занятие 2 . Упущенная победа?

Ход урока

  1. Сообщение темы урока, совместная формулировка цели, постановка вопросов для исследования.
  2. Класс делится на 4 группы, два ученика играют роли Петра I и Карла XII.
  3. Вступительное слово учителя о причинах Северной войны, об участниках и начале войны
  4. Группы работают с литературой, картами и готовят сообщения
  5. 1 – я группа представляет итоги своего исследования (все участники группы)
    2 - я группа представляет итоги своего исследования,
    3 – я группа, кроме сообщения, готовит вопросы к Петру I .
    4 – я группа готовит вопросы к Карлу XII.

  6. Сообщения и вопросы к Петру I и КарлуXII.
  7. Слово участникам, исполняющим роли ПетраI и КарлаXII.
  8. Заключительное слово учителя

Под Нарвой (1700г.) Петр I потерпел жестокое поражение. Но историки говорят, что сражение под Нарвой - путь к победе. Правильно ли это? Как вы думаете? И далее рассказ о преобразованиях в армии.

Занятие 3. Отдайте все….

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя
  2. Подходит к концу царствование ПетраI. Умер приговоренный Сенатом к смертной казни его сын – царевич, ставший знаменем всех консервативных сил. Издается указ о том, что царь сам назначает себе преемника. Кажется, все в порядке. Но два года спустя умер младший сын Петра I и Екатерины, а27 января 1725 в своей маленькой спальне в Петербурге умирал и сам ПетрI Днем он потребовал бумагу и перо, начал было писать, но перо выпало из его рук и на бумаге остались лишь два слова: “ Отдайте все….”Язык ему уже не повиновался. А ночью наступила смерть. “ Отдайте все…” Кому, в чьи руки собирался отдать все им созданное? На первый взгляд может показаться, что эту загадку решить не так уж и сложно. Ведь круг лиц, к которым могла, перейти императорская корона, состоял всего из нескольких человек.

    Вот и давайте допишем незаконченную фразу

    Примечание. До урока ученики получили опережающее задание: выбрать одного из наследников и подготовить аргументы “за” и “против”.

  3. Работа в группах и выступление учащихся.
  4. Слово учителя:
  5. Круг возможных претендентов исчерпан, а тайна последнего слова в записке так и осталась.

    Занятие 4. Самозванство в XVIII веке

    План семинара

  1. Самозванство на Руси в XVII веке. Причины явления.
  2. Самозванство в XVIII веке
    а) Княжна Тараканова. Кто она?
    б) Емельян Пугачев – царь Петр III?
  3. Самозванцы и судьба страны.

Занятие 5. Почему была распущена Уложенная комиссия?

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя о том, что Екатерина II, считавшая себя ученицей великого Вольтера решила проводить политику “ просвещенного абсолютизма”
  2. Ученик делает сообщение о том, что такое “ просвещенный абсолютизм”
  3. Учитель: Первым шагом в осуществлении этой идеи было учреждение Уложенной комиссии. Проработав короткое время, комиссия была распущена. Почему?
  4. Класс работает с источниками и дает ответы на вопросы:
  5. а) Дайте краткую характеристику убеждениям Екатерины II (5 – 7 простых распространенных предложений.).
    б) Причины созыва Уложенной комиссии.
    в) Основные документы, принятые комиссией.
    г) Какую роль на деятельность комиссии оказали взгляды Екатерины II, крестьянская война под руководством Ем. Пугачева и русско-турецкая война?

  6. Домашнее задание: На основании этого исследования написать сочинение от имени Екатерины II “Почему была распущена Уложенная комиссия?”

Занятие 6. Где архив М.В.Ломоносова?

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Учитель предлагает учащимся узнать оком идет речь?
  3. Он уверял: “ Науки юношей питают,
    Отраду старцам подают…”

В его произведениях порой переплетались многочисленные увлечения. Одно из своих стихотворений он назвал, например, “ Письмо в пользе стекла” Говорят, что до того как он сочинил это стихотворение, он провел 4 тыс. опытов, изучая секрет производства рубинового стекла. Он стал первым русским профессиональным академиком. Он писал:

“ может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”.

Да, это М.В. Ломоносов. О нем и том, что случилось с его архивом после его смерти и пойдет сегодня речь.

Для начала давайте познакомимся с его биографией (сообщение учащегося)

А сейчас слушайте задание 1: “ Великий математик Эйлер назвал Ломоносова гениальным человеком, который своими познаниями делает честь, как академикам, так и всей науке. Послушайте сообщение и подтвердите эту характеристику фактами.

Задание 2: Как вы считаете, был ли М.В.Ломоносов типичным явлением эпохи?

Задание 3: М.В.Ломоносов любил афоризмы. Среди них есть такие: “Дерзайте отчизну мужеством прославить”, “Ежели ты, что хорошее сделаешь с трудом, труд лишится, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение лишится, а худое останется”, “Кто малого не может, тому и большое невозможно”. Как вы считаете, злободневны ли эти изречения, не устарели ли они?

Задание 4: Пушкин о Ломоносове сказал так: “Он создал университет. Он сам был нашим первым университетом” Что имел в виду поэт? Чем Московский университет отличался от европейских университетов тех лет?

Учитель: Теперь, когда вы познакомились с жизнью и научной деятельностью М.В.Ломоносова, переходим к тайне, которая связана с его архивом. 4 апреля 1765 года Ломоносов умер. Ещё гроб с телом Ломоносова стоял в его доме, а его кабинет с книгами, рукописями, перепиской был опечатан фаворитом Екатерины II Григорием Орловым. А затем он их забрал во дворец. Зачем? (Учащиеся предлагают свои версии.)

Учитель обобщает и сообщает другие версии.

Якобы он ценил и увлекался опытами. Другие считают, Орлов купил рукописи у вдовы. Но согласитесь, опечатание кабинета сейчас же после смерти Ломоносова – весьма странная форма проявления любви; что же касается покупки, то эта версия уж очень надуманна. Всесильный фаворит “уговаривает” что – то ему уступить. Да и сама вдова, отвечая Академии, которая пыталась получить от нее книги, писала, что эти книги забраны вместе с бумагами графом Орловым Может быть Г. Орлов так бы, и фигурировал в роли бескорыстного почитателя ученого, если бы не дошли до нас частные письма И. Тауберта, который работал в академической канцелярии и был близок ко двору, объясняя причину опечатывания кабинета, он пишет: “ Без сомнения, в нем должны находится бумаги, которые не желают выпускать в чужие руки” Как вы думаете, что это за бумаги? (Слушаем версии)

Ясно, что это не труды по физике, химии. Тогда что же? Несколько клочков бумаги подобраны дочерью Ломоносова Еленой, а затем, переданы в Академию. На них наброски 8 основных и 6 дополнительных статей по жгучим социальным вопросам жизни и развития страны. Одна из статей дошла до нас. Понимая, что без поддержки опубликовать не удастся, Ломоносов решил действовать через И. Шувалова,1 ноября 1761 года он преподнес Шувалову рукопись “ О сохранении и размножении российского народа” Эта статья была обнаружена много лет спустя и в 1819 году опубликована с большими цензурными купюрами. Цензор, допустивший её к печати, был уволен. Министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын заявил, что эта работа содержит мысли предосудительные, несправедливые, противные православной церкви и оскорбляющие наше духовенство, а потому она не должна была печататься. Лишь после крестьянской реформы и только на страницах специального научного журнала она была опубликована. Зная содержание первой статьи, мы видим, что у Екатерины и её окружения были все основания опасаться, что все бумаги попадут в чужие руки. А если вчитаемся в другой чудом, сохранившийся листочек, на котором Ломоносов набросал план своей так и не состоявшейся беседы с Екатериной II, то почувствуем горе, гнев и возмущение: “ Да все? И места нет. Нет нигде места и в чужих краях… многое принял молча, многое снес, во многом уступил. За что терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…” И далее грозная строка: “ Ежели не перечтете, великая буря восстанет”

Тайну исчезновения рукописи мы можем если не раскрыть, то приоткрыть. И верится дойди они до нас, совсем иным выглядел бы этот великий Сын народа. Ломоносов писал Шувалову: “ Мои манускрипты могут ныне больше служить, нежели я сам, не имея от моих недоброжелателей покоя”. Эти бесценные Ломоносовские манускрипты и погубили Екатерина II и ее приближенные. Мы знаем великого Ломоносова – ученого и поэта. Ломоносова публициста у нас украли.

Домашнее задание: пользуясь памяткой для характеристики исторической личности, расскажите о Ломоносове или его современниках.

Занятие 7 Архитектор В. Баженов и загадки его судьбы.

Ход урока

I Блиц – разминка

  1. Кто из выдающихся зарубежных математиков долго работал в России, являлся членом Петербургской Академии наук? ( Л. Эйлер)
  2. Писатель и одновременно основоположник отечественной агрономической науки. ( Болотов А.Т.)
  3. Кто заслужил титул “ отца русского театра”? ( Волков Ф.Г.)
  4. Назовите единственную за всю историю женщину – президента Российской академии наук. (Княгиня Дашкова Е.Р.)
  5. Назовите крупнейшего русского историка XVIII века. ( Татищев В.Н.)
  6. Назовите архитектора Зимнего дворца в Петербурге (Б. Растрелли)

II Теперь после разминки можно отправляться на экскурсию по творчеству Баженова..

1 экскурсовод - биография Баженова

2 экскурсовод – руководитель работ Кремлевского дворца

3 экскурсовод – парковый ансамбль в Царицыно.

4 экскурсовод – дом Пашкова (старое здание Российской библиотеки)

5 экскурсовод – Михайловский замок в Петербурге

Материалы к уроку №7

Вопросы к экскурсоводам

  1. Получил ли Баженов звание профессора и работу в академии после возвращения из – за границы?
  2. Кто был заказчиком у В. Баженова?
  3. Почему Екатерина II приказала прекратить работы в Кремле?
  4. Как объяснить, почему Екатерина II распорядилась разрушить дворец в Царицыне?
  5. Что вы знаете о последних годах жизни В.Баженова? Где он похоронен?