Как снять напряжение у дошкольников при поступлении в школу

Разделы: Начальная школа


В последние годы остро встала проблема адаптации первоклассников к школьной жизни, так как в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20-25%. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья, поэтому вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Успешность начального периода адаптации к школе во многом определяет весь дальнейший процесс обучения и развития организма, поэтому очень важно учитывать в этот период особенности психического и физического развития ребенка и состояние его здоровья.

Обратимся к теории. Ряд авторов [1] выделяет три основных этапа физиологической адаптации.

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка отвечает бурной реакцией и значительным напряжением. По моим наблюдениям, маленькие ученики начинают жаловаться на головную боль, на боли в животе, отсутствие аппетита, слабость, вялость, часто отвлекаются на уроке, в определенный момент им вдруг не нравится учиться, трудно утром вставать. Эта физиологическая буря длится достаточно долго (2-3 недели)

Второй этап – период неустойчивого приспособления. На данном этапе организм ребенка ищет оптимальные или близкие к ним варианты реакций на новообразования.

Многие дети уже способны достаточное время работать на уроке, не отвлекаясь, им начинает нравиться учиться. В этом же периоде я наблюдала всплеск простудных заболеваний.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, то есть этот период продолжается, по мнению нижеперечисленных авторов [1], до 10-15 октября, а наиболее сложными являются первые 4 недели. В первые недели обучения изменения, происходящие в организме ребенка, по интенсивности и напряженности можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный, организм экстремальных нагрузок. Этот пример убедительно показывает, насколько труден для ребенка процесс физиологической адаптации к школе.

Считается, что только на 5-6 неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показателями работоспособности, снижается напряжение организма, наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.

Период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделях обучения, но по моим наблюдениям, наблюдениям многих учителей, весь первый год можно считать для большинства детей периодом неустойчивого и напряженного состояния организма, то есть периодом адаптации к школе.

Не менее важным оказывается процесс адаптации и для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение, отсюда возникают различные проблемы:

  1. За какую парту посадить ребенка?
  2. Что он знает и умеет?
  3. Каков его режим дня?
  4. Какая у него семья?
  5. Какие проблемы в семье, как эти проблемы влияют на здоровье ребенка?
  6. Как реагировать учителю на поведение, настроение ребенка?
  7. Какая нужна помощь ребенку?
  8. Как ребенок реагирует на предложения, замечания учителя?

Вот неполный перечень проблем, которые возникают в первый день и все сразу. Эти трудности отмечают учителя в конце первого дня с новым классом, я также столкнулась с ними. Поэтому, для снятия острого напряжения в первые дни пребывания ребенка в школе, я предлагаю следующий ряд мероприятий:

  1. Учитель будущих первоклассников выходит в ДОУ сначала для знакомства с коллективом родителей. На первом родительском собрании рассказывает о себе, о школе, о сложном периоде адаптации. Для снятия вышеперечисленных проблем предлагает родителям курс “Психологическая подготовка родителей и ребенка к школе”, который включает в себя 10 игровых занятий с детьми и занятий с родителями.
  2. На базе образовательного учреждения проводится День открытых дверей для родителей будущих первоклассников, где они могут познакомиться со школой, с администрацией, с организацией учебного процесса в начальной школе, задать вопросы. Будущих первоклассников приглашают на игровую экскурсию по школе, игровое занятие. (Приложение №1).
  3. Родителям будущих первоклассников предлагаем следующий курс лекций:

1) Роль родительских собраний для учителя и родителя.
2) Родители – первые учителя детей.
3) Физиологические особенности шестилетних, семилетних детей.
4) Особенности восприятия, мышления, памяти, эмоций шестилетних, семилетних детей.
5) Позитивная и негативная оценка ребенка.
6) Отличия в функциональной организации мозга взрослого и ребенка.
7) Десять заповедей для родителей будущего первоклассника.
8) Режим дня первоклассника.

Все эти мероприятия помогают будущим ученикам и учителю прожить первые учебные дни (1-2 неделя) без особого напряжения. Об этом свидетельствуют высказывания родителей первоклассников 2004-2005 учебного года, которые отметили в анкетах, что в организации режима дня, в помощи детям – ученикам им помогли занятия на курсах, а также из 28 опрошенных, 25 учащихся идут в школу с радостью, 23 ученика начинают приспосабливаться к школьному режиму, о школе у ребенка в основном положительное впечатление – 24 ученика, практически не жалуются, что их обижают одноклассники - 23 человека, на уроке отстают – 5 человек.

Примечания:

[1] 1. Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н. Управление современной школой. Ростов-на-Дону, “Учитель”, 2005

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы. Москва, “Вако”, 2004

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Москва, “Аркти”, 2003.