Рекомендации по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов по русскому зяыку и литературе в традицонной форме и в форме ЕГЭ

Разделы: Администрирование школы


Цели:

  • повысить уровень и качество подготовки выпускников III ступени обучения,
  • провести регулирование и коррекцию образовательной деятельности учителей русского языка и литературы.

Задачи:

  • достижение обязательного образовательного уровня по русскому языку и литературе выпускниками 11-х классов,
  • руководство деятельностью учителей русского языка и литературы по формированию навыков лингвистического и литературоведческого анализа.

Методы: экспертиза, консультирование, информирование, беседа, инструктаж.

Заместителем директора Едренниковой С.И. была выработана и реализована система мер по достижению обязательного образовательного уровня по русскому языку и литературе выпускниками III ступени обучения:

I. Совещания учителей русского языка и литературы при заместителе директора по УВР.

II. Тематические контроли преподавания русского языка и литературы.

III. Критерии достижения обязательного образовательного уровня по русскому языку и литературе выпускниками 11-х классов:

1. Сформированность навыков письменной речи (по итогам экспертизы творческих работ):
а) оценка раскрытия учащимися избранной темы,
б) уровень развития лексических, стилистических, грамматических умений и навыков.
2. Типичные ошибки, обнаруженные в сочинениях выпускников.
3. Рекомендации по обучению литературоведческому анализу.
4. Рекомендации по формированию навыков лингвистического анализа.

IV. Тренировочные тесты по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

I. Совещания при заместителе директора по УВР проводятся с периодичностью один раз в месяц:

1) Инструктивно-информационные:

а) ознакомление с Приказом Минобразования России от 16.03.01 №1022 “О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации”;

б) ознакомление с письмом Минобразования РФ от 18.04.2002 № 13-51-40/13 “О выставлении итоговых отметок по русскому языку”;

в) о ходе эксперимента МО РФ, связанного с проведением Единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;

г) ознакомление с письмом Минобразования РФ от 28.02.2005 №01-81/07-01 “О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации по русскому языку и литературе в традиционной форме в 2004-2005 учебном году”.

2) Методические:

а) рекомендации по проведению лингвистического анализа текста и литературоведческого анализа художественных произведений;

б) требования к заполнению бланка ответов №1, бланка ответов №2, которые используются на Едином государственном экзамене по русскому языку;

в) изучение норм выставления оценок за сочинения и изложения (Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Л.М. Рыбченкова. – 6-е изд. – М.: Дрофа, 2002;

г) критерии достижения обязательного образовательного уровня по русскому языку и литературе выпускниками 11-х классов.

3) Контрольно-аналитические:

а) итоги экспертизы уровня и качества подготовки выпускников 11-х классов по русскому языку и литературе (по результатам пробных экзаменов);

б) реализация требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по русскому языку и литературе;

в) выполнение учителем 11-х классов Ф.И.О. типовой общеобразовательной программы по литературе и реализация практической части Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 (12) классы. / Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002.

II. Тематические контроли преподавания русского языка и литературы в течение года:

1

октябрь

Реализация обязательного минимума содержания образования по русскому языку в процессе преподавания предмета в 5-11-х классах.
2

ноябрь

Уровень и качество овладения лексическими, грамматическими, стилистическими нормами литературного языка учащимися 5-11-х классов в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла.
3

февраль

Уровень сформированности читательской компетенции и развития коммуникативных навыков учащихся 5-11-х классов на уроках литературы. Формирование основных умений учащихся, определенных Программой для общеобразовательных учреждений. 5-11 (12) классы. / Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002.
4

март

Экспертиза выполнения обязательного минимума содержания образовательных программ по русскому языку и литературе в 5-11-х классах.
5

май

Реализация практической части программы по русскому языку и литературе в 5-11-х классах.

III. Критерии достижения обязательного образовательного уровня по русскому языку и литературе выпускниками 11-х классов.

1. Сформированность навыков письменной речи (по итогам экспертизы творческих работ):

Изложения и сочинения – это контрольные работы, с помощью которых проверяется:

а) коммуникативные умения, а именно: раскрыть тему и основную мысль, излагать материал последовательно и связно, находить соответствующую жанру и замыслу автора композиционную и языковую форму;

б) языковые навыки, или соблюдение в речи норм литературного языка;

в) орфографические и пунктуационные навыки.

Оценка раскрытия учащимися избранной темы:

- тема понята, полно и целенаправленно раскрыта (% учащихся);

- тема понята, полно и подробно раскрыта, но имеются незначительные отклонения в раскрытии темы (%);

- тема понята, но в работе допущены существенные отклонения от темы (%).

- соблюдают идейно-тематическое единство (% учащихся),

- правильно и последовательно излагают содержание, соблюдая логику, (% учащихся),

Уровень развития лексических, стилистических, грамматических умений и навыков:

- выражают мысль в соответствии с нормами литературного языка:

- лексическими (%);

- стилистическими (%);

- грамматическими (%);

- соблюдают стилевое единство (%);

- практически владеют орфографической и пунктуационной грамотностью %.

2. Типичные ошибки, обнаруженные в сочинениях выпускников:

- отступление от авторской идеи либо неполное ее раскрытие;

- нарушение логики повествования или рассуждения;

- вступление и заключение не содержат основной мысли, утверждаемой в сочинении;

- вступление далеко от темы, включает лишнюю информацию;

- основная часть содержит лишний материал, не входящий в тему;

- перегруженность сочинения второстепенными деталями (биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);

- основная мысль выражается только в заключительной части;

- заключение работы не является выводом по сказанному;

- в последнем предложении заключительной части содержится новая тема;

- отсутствие эстетического восприятия произведения, анализа художественной формы;

- отсутствие авторского отношения к раскрываемой проблеме;

- сочинение не отличается самостоятельностью учащегося;

- наличие речевых (лексических, стилистических) и грамматических ошибок.

3. Рекомендации по обучению литературоведческому анализу.

Литературоведческий анализ художественного текста предполагает:

а) определение:

- родовой и жанровой принадлежности произведения;

- тематики, а также этической, социально-исторической и нравственной, философской проблематики произведений;

- авторской идеи;

- жанрового своеобразия;

- особенностей основного конфликта;

- группировки действующих лиц вокруг главного конфликта;

- взаимосвязи развития конфликта и сюжета;

- сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;

- композиции художественного произведения;

- подчинения композиции жанру;

- взаимосвязи главных и второстепенных действующих лиц;

- эстетической функции языковых средств и художественных деталей произведения;

- соответствия изобразительно-выразительных средств языка жанру и авторской идее;

- авторского отношения к героям и событиям, к читателю;

- авторской концепции и творческого метода писателя;

- историко-культурных и литературных традиций и новаторства.

в) умение:

- объяснить субъективное нравственно-эмоциональное переживание, читательские впечатления;

- дать нравственно-эмоциональную оценку прочитанному;

- передать сюжет, особенности взаимоотношений героев;

- обосновать отношение к героям и событиям;

- интерпретировать произведение в контексте художественной культуры и традиции, т.е. соотносить произведения одного или различных авторов на основе проблемно-тематического и историко-литературного подходов.

4. Рекомендации по формированию лингвистических умений и навыков.

Необходимо выработать у старшеклассников умения:

- применять лингвистические знания к анализу текста;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

- различать разговорный, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- композицию функционально-смыслового типа речи;

- применять лингвистические знания в работе с языковым материалом;

- решать орфографические задачи;

- применять морфологические знания к решению орфографических задач;

- владеть нормами литературного языка, синтаксическими нормами;

- применять синтаксические знания при решении пунктуационных задач;

- развивать выразительность речи.

IV. Предлагаю составление и проведение тренировочных тестов по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

Цели:

- контроль сформированности орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков;

- контроль развития умения производить комплексный анализ текста.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А32) поставьте знак “? ” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

А1

В каком слове произносится гласный [ а ]?

1) заскрипеть

2) счастье

3) частичка

4) звездочка

А2

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) замедленно

2) учительница

3) перевозчики

4) вынырнуть

А3

Какое из перечисленных слов имеет значение “способствующий успешному развитию”?

1) успешный

2) преуспевающий

3) удачный

4) плодотворный

А4

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) на блестящ..й плоскост.., в будущем времен..

2) смиривш..мся течени..м, интереснейш..м комментари..м

3) без главнейш..й задач.., о появивш..ся гордост..

4) в трепещущ..м зарев.., созревающ..й пшениц..

А5

В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

А. упал навзнич.., не смог удержат..ся, лиш… чуть-чуть

Б. слышиш…, доч…, ветер могуч…, уж… рассвет

В. гоняет стаи туч…, сплош… , камыш…, печ…

Г. отреж…те, убереч..ся от болез..ни, телепередач…

1) А 2) А, Б 3) В 4) Г

А6

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ант..патия, аббр..виатура, сд..рет

2) план..метрия, пр..оритет, хамел..он

3) одухотв..ренный, р..стовщик, пл..вец

4) про..ьба, бе..церемонно, дер..кий

А7

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..смысленно, и..чезать, бе..печно, ра..гадать

2) непр..одолимый, пр..возмочь, инт..ллект, соб..рётся

3) меж..нститутский, прим..риться, зам..реть

4) в..южный, с..емка, об..явление, л..ётся

А8

В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1) они просмотр..т, дремл..щий щенок

2) бор..щиеся отряды, они догон..т

3) та..щий снег, травы стел..тся

4) они кол..т дрова, стро..щийся дом

А9

В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква И?

А. гор..вать

Б. замораж..вать

В. кресл..це

Г. заносч..вый

1) Б, В, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А10

На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Я решил идти дальше н(1)взирая на н(2)погоду. Н(3) ветер, н(4) град колосьям н(5) страшны.

1) 1, 3, 5 2) 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 3

А11

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (время)препровождение, (молочно)кислый, (контр)предложение

2) (вице)премьер, (пол)света, (как)будто

3) (пол)лодки, едва(ли), кого(то), (кое)где

4) (пол)утра, (пол)Новосибирска, одет (по)весеннему

А12

Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё после шипящих).

1) дешЁвый – в суффиксе прилагательного под ударением

2) освежЁнный - в суффиксе причастия

3) общО - в суффиксе наречия под ударением

4) свечОй – в окончании существительного под ударением

Прочитайте текст и выполните задания А13, А14, А15, А16.

 

А. Человек должен уметь с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента.

Б. Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника.

В. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.

Г Прежде всего он внимательно выслушает своего собеседника, не соглашающегося с его мнением, задаст ему дополнительные вопросы.

А13

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Г, А, Б, В 2) В, Г, Б, А 3) А, В, Г, Б 4) А, В, Б, Г

А14

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

1) проявляет воспитанность

2) выслушивает

3) человек должен уметь принять

4) нет

А15

Укажите сложноподчиненное предложение.

1) А 2) Б 3) В 4) Г

А16

В каком слове ударение на третьем слоге?

1) августовская

2) несказанно

3) приподняла

4) красивее

А17

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) директора заводов

2) к сорока сантиметрам

3) несколько граммов

4) пара туфлей

А18

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Отправляя телеграмму,

1) требуется обратный адрес.

2) обязательно укажите обратный адрес.

3) без обратного адреса её не примут.

4) мне не хватило денег.

А19

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Журнал “Юность” опубликовал новую повесть Ф. Искандера.

2) На обед мы заказали салат из помидоров, овощной суп и гуляш.

3) Согласно приказу рота переправилась на левый берег.

4) На кубке были изображены трое юношей, играющими в мяч.

А20

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С востока надвигались тучи ( ) и оттуда потягивало влагой.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Легкие облака (1) облитые золотистыми лучами (2) заходящего солнца (3) плыли (4) по синеющему небу.

1) 1, 2, 3 – выделяются два причастных оборота.

2) 1, 4 – выделяются два причастных оборота.

3) 1, 3 – выделяется причастный оборот.

4) 2, 3 – выделяется деепричастный оборот.

А22

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Дождь лил с раннего утра беспрестанно, и это (1) казалось (2) совершенно невыносимым.

Миновал январь (3) кажется (4) самый суровый месяц зимы.

1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 2, 3

А23

Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Отзвенели капели и подсохла земля и грачи полетели на родные поля.

2) Надулся он и негодуя поклялся Ленского взбесить.

3) Месяца не было звезды тоже не светили.

4) На полках стояли книги и лежали журналы.

А24

В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

1) Самое трудное познать самого себя.

2) Северное солнце неяркое.

3) Люблю я землю тень её лесов и моря рокоты и звезд узоры и странные строенья облаков.

4) Все просматривалось с небольшого пригорка поле ложбина за лесом соломенные крыши домов.

А25

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:

Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого осуществилась так очевидно (3) который достиг цели в жизни (4) который был доволен своею судьбой и самим собой.

1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 2, 4

А26

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:

Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика (3) то уж (4) впоследствии (5) трудно мне будет освободиться от его опеки.

1) 1, 2, 4 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 3

Прочитайте текст и выполните задания А27, А28, А29, А30,
В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8.

 

Орел и воробьи.

(1) Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. (2) Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. (3) И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. (4) Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (5) Тогда вышел вперед один воробей и сказал: “Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах”.

(6) Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, хрюкающие животные. (7) Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, чавкали и визжали.

(8) И сказал тогда Орел воробьям:

- Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (9) Но нашел я, к сожалению, не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться. (10) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней. (11) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце.

(12) Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (13) Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: “Короткое крыло – низкий полет”…

(14) А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.

(15) Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (16) Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

(Сказка-притча)

А27

Какая проблема затрагивается в сказке-притче?

1) В чем цель и смысл жизни?

2) Обывательская, мещанская жизнь – это настоящая жизнь.

3) Столкновение двух крайних точек зрения на цель и смысл жизни.

4) Жизнь, наполненная смыслом, есть подлинная, достойная жизнь.

А28

Определите стиль и тип речи:

1) научно-популярный стиль; повествование;

2) публицистический стиль; рассуждение;

3) художественный стиль; повествование и рассуждение;

4) научный стиль; описание и рассуждение.

А29

Укажите, в каких предложениях используются контекстуальные антонимы.

1) 2, 3 2) 4, 5 3) 9, 10, 4) 15, 16

А30

В каком предложении использована метафора?

1) 5 2) 6 3) 9 4) 13

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв (не более 17 знаков! ). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами ставьте запятую.
В1

Из предложений 11-12 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

В2

Среди предложений 5-7 найдите такое, в котором употребляется определительное местоимение. Напишите номер этого предложения.

В3

Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В4

Среди предложений 12-15 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

В5

Среди предложений 5-10 найдите предложение с вводной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

В6

Среди предложений 2-8 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных.

В7

Какие из предложений 11-16 связаны параллельной связью и анафорой?

В8

Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в последних четырех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств:

1) инверсия

2) ряды однородных членов

3) аллегория

4) публицистическая фразеология

5) перифраза

Часть 3 (С1)

Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию или эссе) по прочитанному тексту. Выразите свое отношение к проблеме, затронутой в сказке-притче. Считаете ли вы её актуальной, важной в наше время? Выскажите свое мнение о содержании текста, аргументируйте свою позицию.

Оцените речевое оформление текста: отметьте 3-4 наиболее характерных языковых средства, позволивших автору точно и выразительно передать свои мысли.