Уроки русского

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Желание обратиться к теме преподавания русского языка и литературы в Лицее вызвано несколькими обстоятельствами. Во-первых, нетипичностью создания самого Лицея как учебного заведения классического типа. Во-вторых, постоянное обращение к учебно-воспитательному опыту Царскосельского Лицея. В-третьих, преподавание русского языка в Лицее не есть только уроки, скорее это система создания поликультурного пространства, где русский язык является основой для успешного развития других языков – государственного (казахского), иностранных (английского, немецкого, французского) и интеграции культур в единое развивающее пространство.

Есть видимые, заметные всем признаки этого духовно насыщенного пространства. Но есть скрытое содержание, которое обычно не обсуждается, оно становится внутренним стержнем лицеистов и их преподавателей. Но именно оно отражает глубину влияния языка обучения на жизнь и деятельность Лицея, так что здесь для описания можно использовать принятую мной метафору – “поликультурный айсберг”. “Надводная” часть – это формальная система, а “подводная”, гораздо большая, - не формальная. Первая обычно является объектом образовательного процесса или управленческого воздействия. Однако именно вторая обеспечивает наиболее яркое проявление эффективности первой и в конечном счете ее потенциал. Понятие – поликультурное пространство – интегрирует эти две части и позволяет искать и находить модели разносторонней деятельности лицеистов, обращенной к различным сторонам их психики – интеллектуальной, физической, сенсорной, художественно-эстетической.

Государственный учебный план по русскому языку и литературе с 1-го по 11-й классы предусматривает 47 часов в неделю, в Лицее на эти предметы отводится 77 часов, не считая внеклассной работы, что дает возможность с 1-го класс развивать вкус к литературному русскому языку, вкус к слову, которое является способом донесения до педагогов, учащихся, сотрудников системы ценностей и моделей поведения, которые они должны принимать во внимание в своей деятельности, чтобы максимально эффективно достигать тех или иных целей, в том числе и в обучении.

Сложившаяся система планирования учебной нагрузки по русскому языку и литературе на протяжении десяти лет деятельности Лицея позволяет развивать внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Более того, способствует формированию качественно новой системы – интегрального образовательного пространства, не противостоящего, а надстраивающегося над предметной системой и полностью сохраняющего ее в качестве своего функционального основания. Это особенно важно, учитывая, что в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной и информационной интеграции. И уроки русского языка и литературы – важнейшее звено этой работы. Воспринимая и осмысливая слово, ученик преобразовывает его на основе личного опыта. К содержанию этого опыта можно отнести предметы, понятия, приемы и правила выполнения действий, интеллектуальных и физических, уже освоенных ребенком, эмоциональные коды (личностные системы, установки, стереотипы), которые он вкладывает или “проигрывает” в новых объектах изучения, учатся видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем.

Интегративная функция русского языка весьма привлекательно реализуются на уровне совместных праздников, например, Дне рождения Лицея – 5 декабря. К нему готовятся задолго до праздника. Пространство Лицея – комнаты, залы, коридоры заполняются историей жизни Лицея, его детей и сотрудников в прозе, стихах, рисунках, фотографиях. Каждый класс-группа, учителя, родители готовят свою программу – поздравление Дому, друг другу. Темы праздника не повторяются. Вот некоторые из них: “Все начинается с любви …”, “Опять мы на лицейский праздник соединились в круг родной”, “Встречаем праздник свой прекрасный в кругу любимых и друзей”, “Из века в век”, “Звезды XXI века”, “С Днем рождения, милый Дом”. К этому дню подводятся итоги конкурсов по номинациям “Учитель года”, “Поступок года”, “Человек года”, “Событие года”, “Сочинение года”, “Премьера года”, “Класс года”, “Грация года”, “Русская коса – девичья краса”.

“Речевое поведение” - термин, взятый мной из современной лингвистики, в дни подготовки к Дню рождения и во время его проведения становится не только главным инструментом деятельности, но и образцом, который сознательно или бессознательно, но всегда в той или иной степени воспринимается лицеистами и сотрудниками, а значит, неизбежно тиражируется и распространяется. Программа Лицея включает в себя не только традиционные учебные предметы, но и углубленную физическую подготовку, прогулки, танцы, работу художественной и музыкальной школ, всемерно поощряется литературное и художественное творчество лицеистов. В Лицее работает литературное объединение, театральная студия, выпускается газета “Лицеист” и литературное приложение к ней. Журналистский корпус газеты состоит из сорока двух собственных и специальных корреспондентов. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина газета “Лицеист” на городском конкурсе получила Диплом I степени. Дипломами I степени были удостоены скульптурная работа, иллюстрации (живопись) к сказкам А.С. Пушкина, лучшие сочинения.

Неизменно, на протяжении 10-ти лет, лицеисты становятся призерами городской и областной олимпиад школьников. Становится традицией проведение городских грибоедовских и пушкинских балов для старшеклассников. На городском Празднике русской словесности 5 – 8-х классов из четырех призовых мест у лицеистов было три первых и первое командное место. Особым днем для Лицея является день 19 октября, когда Лицей и его дети (а по возможности и семьи) живут по режиму и расписанию Царскосельского Лицея. К этому дню готовятся спектакли, встречи в литературных гостиных, выпускаются сборники стихов, газета “Лицеист”, готовится открытие сезона в интеллектуальном клубе “ВУНДЭР”. Учащихся первых классов принимают в лицеисты.

19 октября – стало символом неувядаемости лучших традиций лицейской дружбы и товарищества. Дружба эта возникла на плодотворной, богатой почве творческого сотрудничества первых лицеистов и создателей Лицея. Примечательная черта лицейской дружбы – сохранение отношений в постлицейском пространстве, вне зависимости в каком году лицеист закончил лицей.

Центром творчества детей является обширная библиотека, снабжающая лицеистов разнообразной литературой и информацией. Ежегодная подписка на периодические издания (в т.ч. и российские) составляет 72 наименования. Имеются книги, изданные в XIX, начале XX веков, например, А.С. Пушкин, А.В. Кольцов, энциклопедии, учебники русской словесности. Фонд библиотеки более 40 тысяч, имеется своя фонотека, видеотека, возможность работы в Интернете. Бесспорным результатом “уроков русского” является и то, что лицеисты 9-11-х классов традиционно на выпускных экзаменах пишут сочинения, хотя в Республике до 2000 года писался диктант, при поступлении в высшие учебные заведения самый высокий балл на тестировании выпускники получают по русскому языку.

Если прав был великий французский просветитель Дидро, которому принадлежит знаменитое изречение: “Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты такой”, то правомерно будет, перефразировав это изречение, утверждать: “Скажи, кто твой учитель, и я скажу, кто ты”. Лицеистам в этом отношении повезло. Их окружают, учат, с ними общаются люди в основном с четко выраженной прогрессивной общественной позицией, отстаивающие идеи добра, справедливости, свободы. Они не только прекрасно знают свой предмет, но и творчески увлеченные люди, пишут статьи, печатаются в научных сборниках, участвуют в педагогических чтениях всех уровней, издают свои методические пособия. Обширные знания и увлеченность предметом передаются лицеистам, стимулируя их интерес, любознательность, творческие поиски. Учителя русской словесности не просто педагоги высокого класса, но и весь их облик и поведение служат лицеистам образцом высокой нравственности и служения обществу и народу.

Уроки русского – это высокочтимость к слову, это цель и средство, это духовность, без которой не возможно возрождение и развитие. Это лекарство, оберег, надежда. Это продолжение нас.

И вряд ли об этом я напишу лучше, чем выпускница Лицея Анна Топильская.

Напутствие выпускников Царскосельского Лицея своим духовным последователям Первого Темиртауского Классического Лицея

Уходят покровители искусства,
Заметив, что слабеет свет свечей,
Но остаетесь вы, и ваши чувства,
И дух, что воспитает в вас Лицей.
Лицей не кончился, и мы лишь первый выпуск,
Мы в прошлом, этот век теперь ждет вас.
Дела твои, лицея славный отпрыск,
Оценит мир, быть может и не раз.
Внесите лепту в жизнь, что ждет вас вскоре.
Запомнят люди ваши имена.
И вспомнят композиторов, поэтов,
Художников, хранителей пера.
Служа отечеству душой и сердцем чистым,
Мы не желали легкого пути.
Вошли в историю герои-лицеисты,
Мы верим в вас, у вас все впереди.

* * *

Когда-то пушкинский Лицей
В сени садов, в уединеньи
Благословлял своих детей.
И святы были те мгновенья.
И своенравные сыны
В сердцах несли тот дух пречистый,
Запомнили Лицей они.
Россия помнит декабристов.
Воспитанники светлых чувств,
Они не ведали покоя,
И был священным их союз,
Скрепленный дружбою и болью.
Лицей был крепкою семьей.
Об атмосфере неземной,
Что сохранилась в каждом сердце.
И наш классический Лицей
Тебя продолжит, Царскосельский!