Конспект открытого урока по развитию речи в 3-м классе на тему: "Слово одно, а значений несколько"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Способствовать более прочному и сознательному усвоению представлений о многозначности слов; содействовать развитию речи детей, повышать уровень языкового развития.
  • Развивать пытливость, любознательность, интерес к познавательной деятельности, к изучаемому предмету.

Ход урока

I. Организация класса.

- Улыбнитесь друг другу.

II. Встреча с Напоминайкиным.

- Ребята, наш урок мы начнем со встречи с Напоминайкиным (показываю рисунок). Он хочет вам сказать следующее:

- Вы уже повзрослели, и занятия наши стали серьезнее. Вы узнали, что у каждого слова есть свое значение. По значению мы всегда узнаем слово. Но оно разрушится, потеряет смысл, если мы изменим в нем порядок букв.

В русском языке много слов. И чем больше вы будете знать их, тем богаче будет ваша речь.

- А сейчас задание от Напоминайкина.

Разгадайте ребус.

1. Сумка школьника, которую носят на спине. /ранец/

2. Занавеска на окне. /штора/

3. Рабочий столик ученика в школе. /парта/

4. Дикая полосатая лошадка. /зебра/

III. Работа над новым материалом.

(1). Сообщение темы урока.

- Ребята, многие слова русского языка могут иметь не одно, а два и несколько значений. Такое явление называется многозначностью слов. Многозначность слов является одним из свойств, свидетельствующих о богатстве, яркости и выразительности русского языка. Вот сегодня мы с вами и будем говорить о многозначности слов.

(2). - Ребята, напомню вам о том, что слово имеет значение. Попробуйте объяснить смысл следующих слов: карандаш, огурец, диван.

- А сейчас определите слово по его значению:

  • первый месяц года;
  • шестой день недели;
  • мебель для лежания.

- Послушайте стихотворение И. Токмаковой “В чудной стране”.

В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?

- Что обозначают слова язычком, глазком, горлышко, ножка, употребленные в этом стихотворении?

- Какие еще значения имеют эти слова?

Итак, слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называются многозначными.

Попытайтесь найти такие слова в стихотворении А. Шибаева:

- Не жалейте пятачка, -
Говорит корова. –
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке! –
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…

- Какое значение имеет слово пятачок? /монета и нос поросенка/

- Чем похожи пятачок-монета и пятачок поросенка? /произношением, написанием, внешним видом (формой) – оба круглые/

Затем ученица читает стих “Про мишку”.

- Какие слова имеют несколько значений?

Физминутка.

(3). - Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предметов.

- Какие, по-вашему, вещи бывают острыми?

Проверьте себя, верно ли вы объяснили.

Читаем рассказ Б.Рябинина “Острые вещи”.

- Гриша, не бери нож. Обрежешься!

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх, ты! Разве горчица – острая? Она – горькая. Я еще вчера лизал.

- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Грища, который сказал, что она горькая?

- Что из этих предметов можно назвать острым:

Сабля, перец, ножницы, лампа?

- В каких случаях слово острый можно заменить словом горький?

- А теперь разгадайте загадку С.Я. Маршака:

Он всюду – в поле и в саду,
Но в дом не попадет.
Но никуда я не иду,
Покуда он идет. /Дождь/

- На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идет?

Запишите столбиком:

  • Мальчик идет.
  • Дождь идет.
  • Машина идет.

- Напишите рядом со словом идет слова, подходящие по смыслу – едет, шагает, льет.

(4). И снова задание от Напоминайкина.

Творческая работа.

Выставляю картинки с изображением зимнего пейзажа и детских игр и забав в зимнее время.

На доске написаны слова:

Сне…, м…роз, р…бята, шу…ка, ша…ка, к…ньки, к…ток, х…р…шо, скова, л…теть, ск…льзить.

- Составьте рассказ на тему “Зимние забавы детей”, “Зима”.

Вот примерный вариант рассказа.

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Мороз сковал реки. Ребята надели шапки и шубки. Они взяли коньки и побежали на каток. Хорошо лететь на коньках и скользить по люду.

(5). Итог.

- Что нового вы узнали о словах?

 Список использованной литературы

  1. Н.Н. Ушаков “Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах”.
  2. Н.М. Шанский “Лексикология современного русского языка”.
  3. Л.А. Булаховский “Введение в языкознание”.
  4. И. Токмакова “В чудной стране”.
  5. Б. Рябинин “Острые вещи”.