Студия "Дошколенок" для детей 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Если мы хотим помочь ребёнку успешно учиться, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, - это дать ему возможность чувствовать, что он также способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особенная “искра божья”.

Ш. Амонашвили

Говорят, что все мы родом из детства. Детские годы – важнейший период человеческой жизни, период вполне самостоятельный, самобытный. Это не только подготовка к “настоящей”, взрослой жизни, но и сама жизнь, а точнее - самый чистый и светлый её этап. На младшие классы приходят четыре ярчайших, неповторимых года. Как сделать так, чтобы именно на этом этапе ребёнок почувствовал себя успешным и счастливым?

Последние годы порог школы переступают дети с низким уровнем развития. Это особенно заметно на примере нашего провинциального города Струнино, где невысок социальный уровень населения. Результаты анкетирования говорят о том, что 60 % от всего количества детей, поступающих в первый класс, не являются воспитанниками детских садов. Залогом предупреждения труднообучаемости детей является качественная подготовка будущих первоклассников. Такой работой стала круглогодичная студия “Дошколёнок” для детей 5-6 лет, которой я руковожу уже 6-ой год. Студия помогает школе решать очень важные задачи:

- развитие мыслительных способностей ребенка,

- формирование положительной мотивации для дальнейшего вхождения в мир школы.

Для решения этих задач использую в работе следующую методическую базу:

- для развития мышления детей, привития их интереса к математике выбран учебно-методический комплект “Раз ступенька, два ступенька” под редакцией Л.Г. Петерсон. Данный комплект ориентирован на развитие мышления детей, их интереса к математике. В пособие включён материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума;

- “Домашний букварь” Н.С. Жуковой помогает формировать простейшие навыки чтения, создавать надежный активный словарный запас;

- для развития и подготовки мелких мышц рук к письму используется “Чудо-пропись” для дошкольников кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя Российской Федерации Илюхиной ВА.

   Прекрасно понимаю глубокий смысл слов Ш. Амонашвили “Чем многограннее у ребёнка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества”. За время работы с детьми дошкольного возраста в моей творческой копилке появилась целая серия приёмов и методов, с помощью которых идёт воздействие на развитие познавательных интересов детей, их творческих сил, качеств личности.

Два раза в неделю на 1,5 часа я приглашаю будущих первоклассников в сказочное путешествие с любимыми героями. Малыши любят эти занятия. Они проходят в спокойной непринуждённой обстановке. Чтобы заинтересовать их, очень чётко подхожу к выбору материала и наглядности. Прекрасно понимаю, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным.

Дети 5-6лет очень эмоциональны и впечатлительны. Каждую встречу начинаю с ресурсного круга. . Началом занятия служат слова приветствия:

- Здравствуйте, – слово, какое чудесное.

- Чуточку доброе, чуточку нежное.

- Здравствуйте – скажем, мы этому дню.

- Здравствуйте – скажем, мы всем и всему.

Эти слова произносим мы все вместе, встав в круг, взявшись за руки. С первых минут создаётся атмосфера добра, снимается зажатость. Даже самый неуверенный понимает, что ему здесь рады. Детям нравится, когда у них получается.

И эту радость я должна подарить каждому ребёнку. Самая главная награда- словесное поощрение “Молодец! Умница!” И нередко, когда ребёнок берёт карандаш, можно услышать завораживающий шёпот: “Я очень стараюсь”. Развитие речи детей - важная задача.

На помощь приходит сказка! Это тот мир, в котором дети вместе с героями переживают и радуются. Дошкольники с большим желанием принимают участие в постановке сказок: “Репка”, “Колобок”, “Теремок”. Это способствует воспитанию коллективизма, дружеских взаимоотношений.

Фото 1

Так появляются условия для формирования надёжного словарного запаса. Дети учатся слышать и слушать друг друга. Это важное условие, без которого невозможен в дальнейшем учебный процесс. Часто в гости к детям приходят сказочные герои. С ними малыши приобретают первый опыт знакомства с буквами и звуками. Огромную радость испытывают дети, когда становятся “Книгочеями”, получают дипломы от Домовёнка.

Понимаю, что для практического владения языком недостаточно запомнить определённое количество слов. Учу детей с этими словами составлять предложения, показываю, как можно использовать их в речи. Провожу занятия- концерты, на которых дети загадывают загадки, читают стихи, поют песни, танцуют. При такой работе они лучше усваивают значение слов, их произношение, улавливают ритм русской речи. Это возбуждает интерес к русскому слову, его звучанию.

Устраиваем парад игрушек.

Фото 2

Каждый ребёнок приносит самую любимую игрушку и рассказывает о ней. Близкая атмосфера игры позволяет им раскрыть свои внутренние качества.

Формированию у детей активности, умению выполнять точно и последовательно любое указание, способствует фольклорная игра “Ручеёк”. Наполняю её новым содержанием. Выбирая друга, дети называют “волшебное слово”, и ручеёк становится “волшебным”.

- Будь любезен, Саша.

- Доброго здоровья, Инна.

Атмосфера доброты помогает детям усвоить правила этикета.

Для закрепления образовательных навыков меняю условия игры. Играя, дети, называют геометрические фигуры, фамилии авторов детских книг и т.д.

Фантазия у детей неисчерпаема. Главное не упустить прекрасную возможность воспользоваться этим. Знакомлю малышей с детскими произведениями. В рисунках дети отражают своё настроение, отношение к героям произведений.

В гостях у сказки.

Дети 5-6 лет очень устают, поэтому каждые 10 минут провожу музыкальные паузы. Мы танцуем с новой буквой, придумываем истории, декламируем забавные четверостишия:

- Хомка, Хомка, хомячок,
- Полосатенький бочок.
- Хомка рано встаёт,
- Детям спать не даёт.
- И выходит на зарядку.
- Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
- Хочет Хомка сильным стать.

- Давайте, люди, дружить друг с другом,
- Как птица с небом, как травы с лугом.

- Подтянулись! Улыбнулись! Топнем! Хлопнем!
- Встанем в ряд!
- Мы ребята- дошколята.
- Дошколёнку каждый рад.

С целью активизации внимания и снижения физической усталости 5-6-летних детей разработала ряд музыкальных физкультминуток, которые успешно применяю и в младших классах.

Опираясь на большой интерес детей дошкольного возраста к рисованию, разработала серию карточек, которые способствуют развитию пространственных навыков, вниманию, интереса к учению, умению ориентироваться в тетради в клетку.

Ставлю на рисунке точку. Это есть пункт отправления. По аналогии, считая клетки, точно такая работа выполняется детьми в тетради. Обязательно спрашиваю:

“Тебе посложнее задание или попроще?” Таких карточек очень много. Дети учатся путешествовать по клеткам. Превращаясь в капитанов кораблей, точно изображают траекторию полёта.

Для счёта использую “помощницу” - натуральный ряд чисел.

Такое пособие помогает детям усвоить значение слов “ прибавить” и “ вычесть”, формирует простейшие вычислительные навыки. Часть ребят трудно запоминают обратный счёт. Рассказала историю, как Буратино спел обратный счёт, шагая по лесенке сверху вниз. И дети сразу запомнили, легко напевая его.

Для развития мелких мышц рук, рисую в альбоме схематичные рисунки.

Дети обводят их, наносят штриховку. Это способствует подготовке руки к письму в школе, формирует аккуратность, развивает глазомер. Оформляю выставку детских работ. Дети радуются за свои успехи.

Так через “дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, через познавательный интерес” происходит духовное обогащение мира ребёнка. Готовность ребёнка к обучению в школе отражают результаты психологических тестов, они дают мне возможность заглянуть в душу малыша. Их цель не поиск патологии, а скорее проверка психологического климата, в котором живёт ребёнок. Зная его индивидуальные особенности, важно суметь создать благоприятные психологические условия для дальнейшего вхождения в мир школы.

За пять лет, с 2001 по 2006 год, подготовку в студии “Дошколенок” прошли более 200 воспитанников.

Дети, прошедшие круглогодичную подготовку, с желанием приходят в школу. Учителя начальных классов отмечают их организованность и аккуратность, хороший настрой и работоспособность.

Встречаю детей 1сентября, вижу их радостные глаза и слышу слова приветствия:

“Здравствуйте, Нина Дмитриевна, я пришёл в первый класс! Я буду очень стараться!” Ведь действительно, просто так, с открытой душой дети к нам не приходят. А если пришли – значит, мы этого заслужили. Это те счастливые минуты, которые многого стоят.