Тема урока: "Маленькие секреты большой работы" (выступление на методическом объединении классных руководителей ПК № 1)

Разделы: Классное руководство


В работе каждого преподавателя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Добрая память остаётся о том педагоге, который помогал в решении личностных проблем, наставлял на правильный жизненный путь, был неравнодушен к окружающим. Чаще всего, такой педагог – это классный руководитель.

Значимость роли классного руководителя с течением времени не снижается.

На сегодняшний день он решает 3 взаимосвязанные задачи:

  • организует разнообразную деятельность,
  • заботится о развитии личности каждого воспитанника,
  • помогает в решении возникающих проблем.

В своем выступлении я бы хотела поделиться небольшим опытом работы в качестве классного руководителя группы 3 курса отделения “Преподавание в начальных классах” на базе 9-летки ПК № 1 им. К.Д.Ушинского.

В конце XIX века П.Ф. Каптерев дал следующее определение образованию: “это сочетание двух основных процессов: обучение и воспитание”. Именно процессу воспитания классный руководитель уделяет максимум внимания. Как на сегодняшний день он может реализовать своё главное предназначение – воспитывая руководить? Например, через элементы самоуправления. В нашей группе есть своя администрация. Мы её называем “Кабинет министров”. Один раз в месяц наши “министры” во главе с “премьер-министром” собираются на заседания с целью отчёта о выполненной работе, решения проблем и определения перспектив на ближайшее будущее.

Стало хорошей традицией раз в месяц проводить тематические классные часы. В прошлом году темы исходили из интересов самих студентов, а в этом учебном году мы поставили другую цель: проводить классные часы, которые в дальнейшем они смогут проводить как на педагогической практике, так и в качестве классных руководителей начальной школы. В октябре мы провели первый такой классный час – “Праздник осени”, в ноябре - “Мы не дрогнем в бою за столицу свою”. Каждая творческая группа разрабатывает сценарий с учётом психологии возраста воспитанников и основных педагогических принципов: наглядность, доступность, научность.

Вот уже третий год подряд мы ведём летопись жизни группы – это наши фотоальбомы. Давайте перелистаем их страницы и остановимся на самом интересном.

  • Турслёт - первое серьёзное мероприятие, к которому мы готовились две недели: сочиняли название команды, девиз, речёвку, разучивали песни, морально готовились к предстоящим физическим испытаниям.
  • “Презентация профессии”. Если в прошлом году мы перевоплотились в древних учителей-греков, живущих и воспитывающих детей на педагогическом Олимпе, то в этом году попали на “Фабрику учителей”.
  • Конкурс Новогодней сказки. Мы до сих пор вспоминаем нашу “Золушку”, которая покорила сердца не только наших студентов, преподавателей, но и учащихся школы № 498 ЦАО города Москвы. А в этом году студенты сами написали сценарий сказки “Новогоднее приключение Питера Пэна в России”. С этой сказкой мы собираемся выступить перед детьми-сиротами, воспитывающимися в “Деревне SOS” Томилино.
  • Новогодние огоньки, которые мы стараемся проводить интересно, весело и … вкусно!

Помимо фотографий в наших альбомах хранятся грамоты, благодарности и выпуски “Нашей газеты”, в которых мы стараемся описывать главные события группы в прошедшем месяце. В этом учебном году мы решили представлять вниманию читателей еще и результаты социологического опроса по разным проблемам, например: “Моя жизнь состоится, если …” или “Что вызывает у меня тревогу?”. Сначала газета вывешивается на наш информационный стенд “Эдельвейс”, с ней могут познакомиться студенты из других групп, а уже потом она отправляется в наш фотоальбом.

Кстати, информация о результатах деятельности и группы, и самого классного руководителя хранится так же в папке классного руководителя.

Студенты нашего педагогического колледжа пишут курсовые работы на разные темы, в том числе, и по данной. Они пытаются с научной точки зрения проанализировать деятельность классного руководителя. Тема актуальна и значима для каждого студента этого отделения, поскольку им в недалёком будущем предстоит не только учить детей счёту и письму, но и реализовывать свой творческий потенциал в воспитательной работе класса.

Я очень надеюсь на то, что моим воспитанникам, будущим воспитателям нового поколения, пригодятся те идеи, которые помогают мне сегодня сделать из них настоящих профессионалов: красивых, умных, неравнодушных. “Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передаёт свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению”. Так в своё время говорил Антон Семёнович Макаренко.

… И собрались мудрецы, и стали рассуждать: кто пойдёт в баню – грязный или чистый?

И сказал философ: “Знаете, всё относительно: может пойти грязный, а может и чистый”.

И сказал математик: “Никто не пойдёт, потому что плюс на минус даёт в результате минус. Они поругаются, а ещё хуже – подерутся”.

И сказал логик: “Конечно, туда пойдёт грязный, потому что баня – это то место, где грязный станет чистым. И это логично”.

И сказал психолог: “Конечно, чистый, потому что у него есть потребности, мотивы и установки быть чистым”.

А педагог подошёл и сказал: “Они пойдут в баню вместе, причём чистый вымоет грязного”.

Классный руководитель - это и философ, потому, что он постоянно в поиске истины, смысла жизни. Что есть истина? А в чём смысл жизни? Пока я не могу ответить на этот вопрос – я в поиске, я философствую. Математик, так как должен хорошо анализировать свою деятельность, складывать успехи группы, вычитать промахи и ошибки, с математической точностью делать расчёты в воспитательном процессе, уметь делиться своею радостью; и логик, потому что может логично, умело соединить разные микрогруппы для получения единого целого. Психолог, потому что нужно уметь разбираться в их потребностях, мотивах, установках. Психология – наука о душе, поэтому с первых дней, как только абитуриенты становятся нашими студентами, мы “отмываем” их души. И, конечно же, педагог. Нельзя не согласиться с высказыванием К.Д. Ушинского: “Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться – в нём умирает учитель”.

Самое главное в профессиональной деятельности любого педагога, классного руководителя – видеть блеск в глазах своих воспитанников. Ради этого стоит творить. Может быть, в этом и заключён смысл жизни?