Сохранение физического и духовного здоровья учащихся в программе реализации профильного обучения на базе ГОУ СОШ № 263

Разделы: Администрирование школы


Профильное обучение на современном этапе модернизации Российского образования является одним из приоритетных направлений государственной политики образования. Профильное обучение дает возможности расширения социализации учащихся, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Рисунок 1

В связи с вышесказанным профильное обучение должно способствовать:

Рисунок 2

Рисунок 3

На учащихся профильных классов ложится громадная физическая и эмоциональная нагрузка с переходом их не только на 3 ступень обучения, но и со входом в процесс адаптации к профильности обучения.

В связи с этим возникает задача сохранения физического и духовного здоровья учащихся.

Реализация профильного обучения невозможна без создания здоровьесберегающего подхода к образовательному процессу в данных условиях.

Рисунок 4

Вся система работы по выработке здоровьесберегающих технологий профильного обучения в ГОУ СОШ №263 строится на основе нормативной базы.

Рисунок 5

  • Учебный план профильных классов предусматривает работу по шестидневной учебной неделе;

За счет часов школьного компонента увеличивается количество часов в образовательных областях:

Естествознание - физика 1ч- 10б

                              биология 1,5 ч- 11 кл

Обществознание - экономика 1ч- 11кл

                                экономич. геогр 2ч- 10 кл.

Технология- черчение 2ч- 11кл.

Интеграция Москвоведения

(литература, история, обществознание, география, экономика, биология)

Необходимость данной интеграции доказывается грамотно выстроенным обоснованием и согласуется с ОУМЦ.

Учет санитарно-гигиенических норм при составлении расписания;

Формирование расписания на основе научного подхода:

  • Профильные предметы в расписании середины недели;
  • Равномерный «разброс» профильных дисциплин в течение недели;
  • Чередование предметов естественно- математического цикла с дисциплинами другого направления;
  • Учет деления на группы.

Включение учащихся профильных классов в проведение Дней диагностики регулирования и коррекции (ДРК), которые проходят в рамках школьной программы «Расту здоровым» по темам: «Здоровье ученика в режиме дня школы», «Дозирование домашнего задания учащихся».

Интегрированные уроки по некоторым предметам a осуществление межпредметных и внутрипредметных связей с параллельной экономией часов:

  • Профильная математика - информатика и ИКТ
  • Профильная физика - информатика и ИКТ
  • Профильная математика - профильная физика
  • Профильная математика - черчение.
  • Профильная математика - география

Работа психологической службы:

  • Психологические исследования;
  • Психологические тренинги;
  • Паузы психологической разгрузки;
  • Индивидуальные консультации.

Использование мультимедийных технологий на уроках a мобильность процесса преподавания, сохранение физических, эмоциональных сил учащихся.

Использование в процессе обучения здоровьесберегающих технологий:

  • Тестовая форма проверки знаний учащихся;
  • Подача материала крупными блоками;
  • Опережающее обучение;
  • Организация питания учащихся (включая субботу)

Работа службы социальной защиты ( помощь детям, оставшимся без мамы, папы, детям- сиротам).

Дифференциация и индивидуализация обучения на основе использования в процессе обучения гуманно- личностных технологий.

Совершенствование урока, как формы организации учебной деятельности:

  • Урок-дискуссия
  • Урок-лекция
  • Урок-семинар
  • Урок-конференция
  • Урок-практикум
  • Урок-экскурсия
  • Урок-защита проектов.

Формирование здорового образа жизни - это не только грамотная организация учебной деятельности, но и большая внеурочная. Задача школы - дать возможность каждому ученику проявить себя как личность (факультативы, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, «Бал лицеистов»).

Экспертиза программ- «не навреди»

Внедрение в практику преподавания авторских учебников преподавателей, ведущих профильные дисциплины.

Подготовка педагогических работников, преподающих в профильных классах:

  • Участие преподавателей вузов в работе методических объединений школы- участие учителей школы в мероприятиях вузов.
  • Курсы повышения квалификации
  • Научно-методическая подготовка учителей в школе.
  • Разработка и внедрение различных форм сотрудничества средней и высшей школы:
  • Преподавание профильных дисциплин преподавателями вузов;
  • Олимпиады - «проба сил»;
  • Олимпиады - « набор вступительных баллов» (3 тура)
  • Проектная деятельность учащихся

Это решает проблемы:

o Ранняя адаптация к условиям обучения в вузе;
o Снятие «стресса абитуриента»;
o Активная студенческая позиция (многие учащиеся школы №263 назначаются старостами групп, потоков; некоторые учащиеся возглавляют научные общества в вузе; у некоторых научным руководителем для защиты кандидатского минимума остается преподаватель «школа - вуз»).

Совместная деятельность преподавателей вуза и школы дает возможность решить многие важные вопросы в организации образовательного процесса в школе.

Рисунок 6

Рисунок 7

Начало работы над созданием индивидуального портфолио достижений учащихся профильного класса. Ребенок чувствует себя уверенным и защищенным. Идет учет личных достижений, побед ученика, результаты его проявления профессиональных интересов и склонностей, все виды дополнительных занятий и успехи в них. Все это нужно не только для его успешной адаптации к условиям обучения вуза, но и для создания его конкурентоспособности.