Интегрированный обобщающий урок по теме "Зима в природе" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Место в учебном плане: итоговый урок по теме

Форма проведения: урок-отчет из серии уроков по временам года

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить знания детей об изменениях в природе зимой.
  2. Воспитывать любовь к родной природе, к Родине, к народному творчеству.
  3. Развивать логическое мышление.
  4. Прививать любовь к поэзии и произведениям русских писателей.

Оборудование:

  1. Костюм Зимы
  2. Кроссворды по числу групп
  3. 09.01.2007 с записью произведений П.И.Чайковского “Февраль”, “Январь”.
  4. Презентация “Зима” (приложение 1)
  5. Мультимедиа проектор
  6. Компьютер
  7. “Книги Зимы”. (проектные работы уч-ся, приложение 2)
  8. Рассказ Н.Сладкова “Как медведя переворачивали”
  9. Карточки с номерами для аукциона

Методы:

  1. Метод защиты проектов
  2. Работа в группах постоянного состава
  3. Театрализация

Ход урока

1. Организация урока.

2.Тема урока.

Учитель: Ребята, ответьте, какое время года заканчивается?

В течение зимы вы хорошо потрудились, и пришло время обобщить наши знания. Вы создали свои книги “Зимы”.

Поэтому первое слово мы представим старшей сестре из 4 времен года - Зиме.

(приложение 1, слайд 1)

3.Театрализация.

Зима: Любит русский народ Зимушку-Зиму. И на санках покататься

можно, и в снежки поиграть, а длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказку послушать. А что вы обо мне знаете?

(Чтение учащимися своих сочинений-описаний).

4.Аукцион.

Учитель: А сейчас проведем аукцион стихотворений на тему “ЗИМА”.

Та команда, которая прочитает свое стихотворение последней, и будет считаться победителем.

(У каждой команды на столе лежит карточка с порядковым номером. Ученики показывают карточку и читают стихи из своих “Книг Зимы”)

Зима: Давайте попросим моих месяцев рассказать нам о своих делах.

(приложение 1, слайд 2,3)

Декабрь: Я самый старший месяц. Хоть и открываю Зиму, зато год заканчиваю.

Стынет воздух, остывает земля. Время тянется еле-еле. Льды закрыли озера, снега окутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени все длинней и длинней. И день короче воробьиного носа. Не зря декабрь называют “сумерками” года. Самая длинная ночь, самый короткий день. Когда это происходит? (22 декабря). И вдруг что-то случилось! Солнце все выше и выше, тени короче и короче. День хоть на воробьиный скок, а прибавился. Значит, солнце повернуло на лето. Пришел рассвет нового года.

5.Чтение и обсуждение рассказа Н.Сладкова.

Учитель: А вы знаете, как происходил поворот солнца на лето. Это медведь в берлоге перевернулся. Послушайте об этом рассказ. (Читают уч-ся по ролям).

6.Кроссворд

Но что это?

Стихи:

На снегу следы - как книжка
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мышка
Пляшут все. А ты читай!

На столах у учащихся кроссворды. Работа осуществляется в группах.

    1.          
2.              
  3.            
  4.            
5.              
  6.            

Задание изображено на слайде (приложение 1, слайд 4)

(Во время работы звучит музыка П.И.Чайковского “Январь.У камелька”)

Учитель: Какой месяц получился? (Январь)

(приложение 1, слайд 5)

Январь: Я - Январь, середина Зимы, самый холодный месяц в году.

Я году начало - зиме середина. Самый холодный месяц в году.

Стоят лютые морозы, вокруг глубокий снег, на реках лежит толстый лед. По цвету небо синее. И месяц назвали в народе “просинец” по цвету неба.

7.Физминутка.

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
А потом покажем маме.

(Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.

(Потягивание рук в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)

8.Обобщение знаний о жизни животных.

А как же живут звери в зимнем лесу?

(Ответы детей, основанные на материале курса “Мир вокруг нас”, автор А.А.Плешаков)

Учитель: Смотрите, третий зимний месяц спешит к нам. Какой это месяц?

(приложение 1, слайд 5, 6)

Февраль: Февраль- перевал зимы на весну.

Стоят последние морозы с колючими февральскими метелями.

Как в народе издавна называют этот месяц? (Лютень)

А почему?

Но солнце уже на весну работает.

В феврале начинается небольшое оживление среди животных.

Учитель: Раскричались зимующие птицы около дома.

Каких птиц называют зимующими? Почему они не улетают в теплые края? Назовите их. (приложение 1, слайд 7)

Расскажите, как вы помогаете птицам выжить в это трудное для

них время? (Ответы детей)

Давайте заглянем в зимний лес. (приложение 1, слайд 8)

Голодно в зимнем лесу. Особенно птицам.

Расскажите, птички, как вы живете?

(приложение 1, слайд 9)

Щегол: Однажды на белом снегу Николай Сладков увидел необычный цветок. Он полыхал то желтым, то красным, то коричневым цветом. Писатель взмахнул рукой и зимний цветок разом осыпался. Лепестки его ожили и … полетели. И вдруг зазвучали переливчатые трели. Это щеглы. Они грациозны и ярки. Щеки у щегла белые, крылья черные с желтой искрой. Спинка темно-коричневая. Хвост черный. “Недаром нарядно одетого человека щеголем называют”,- подумал писатель.

(приложение 1, слайд 10)

Клест: В конце февраля отбушевала последняя вьюга. Лес стоял нарядный, было очень тихо. Вдруг безмолвие нарушила задорная песенка:

“Цок-цок-цок… кле-кле-кле…”. На вершине ели пировала стайка ярких птиц. Птицы лазили по веткам, как обезьяны. Это клест. А что вы о них знаете? (Ответы учащихся).

(приложение 1, слайд 11)

Снегирь:

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона.
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.

Учитель: Что вы знаете об этих птицах?

Опишите их.

Снегири – кочующие птицы. С наступлением оттепелей они улетают в северные леса.

Дятел: А вот раздается в лесу какой–то звук. Кто это? (приложение 1, слайд 12)

Расскажите о нем.

(приложение 1, слайд 13)

Свиристель: Посмотрите на эту красавицу – птицу. Свиристелей можно увидеть в Москве в начале февраля. Какой пир на весь мир они устраивают на рябинах. Это их любимое лакомство. В конце февраля свиристели улетают в более холодные края. Они живут там, где холодно.

(приложение 1, слайд 14)

Королек: А вот эта птичка поет, как будто комар пищит. Среди ели копошатся крохотные птички. Один певец отделился от стаи и полетел золотой хохолок. По хохолку, точно по короне, ему и название дали – королек! Королек – самая маленькая птичка в нашем лесу. Он весит всего 5 граммов. А какой проворный ! Ни секунды на месте не посидит, везде сует свой клюв. На севере его прозвали лесной гвоздик.

(приложение 1, слайд 15)

Учитель: А вот и еще одна птица. Это кедровка. Очень любит она кедровые орешки.Отсюда и название птицы.

(приложение 1, слайд 16)

9. Соревнование на лучшего знатока устного народного творчества.

Учитель: А теперь расскажите, какие приметы, пословицы и загадки о зиме и зимних месяцах вы знаете.

10.Сочинение стихотворных строк по заданной рифме.

Учитель: А теперь игра в рифмы на листочке.

Зима, метель -, снежок -, снежки -

Попробуйте составить стихи.

Звучит музыка Чайковского “Февраль. Масленица”

А какая музыка звучала?

А что это за праздник “Масленица”? (Проводы зимы).

(приложение 1, слайд 17)

11. Подведение итогов урока

Учитель: До свидания, зима. Пусть скорее приходит весна.