Урок изобразительного искусства по теме "Пятно как средство выражения". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Цель:

  • освоить приемы построения декоративной композиции в графике с применением ахроматических цветов.

Задачи:

  • формирование взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
  • учить анализировать произведения художников, проявляя самостоятельность мышления; творчески включаться в индивидуальную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся;
  • учить ритмической организации в декоративной композиции, применяя стилизацию средствами художественной выразительности рисунка (линия, пятно, тон).

Задание: декоративная композиция с изображением морских камешков или ракушек.

Материалы для учащихся:

  1. гуашь,
  2. кисти,
  3. бумага,
  4. палитра.

Зрительный ряд:

  1. В.Серов «Похищение Европы»;
  2. Н.Рерих «Заморские гости»;
  3. примеры передачи движения;
  4. К.Коровин «Зимой».
  5. Иллюстрация «Примеры стилизации»;
  6. тональная шкала;
  7. натуральные морские ракушки и камушки,
  8. иллюстрации ракушек.

Раздаточный материал: графические изображения ракушек.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Композиция.

Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Порой словом «композиция» называют картину как таковую – единое целое, т.е. рисунок, цвет, сюжет объединяются, в таком случае не важно к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция».

В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится, оценивается произведение искусства.

Ритм во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости. Ощущение движения можно создать:

  • если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;
  • свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним. (Рисунок 1, рисунок 2).

Ощущение покоя можно создать:

  • если не использовать диагональные направления;
  • если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
  • если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
  • если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник). (Рисунок 3).

В V классе вы работали над темой «Декоративно-прикладное искусство». Декор – украшение. И в декоративной композиции художник выделяет главное и типичное, отказывается от второстепенных деталей и в то же время старается приукрасить свою идею.

Существует два способа организации композиции:

  1. сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;
  2. видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.

В процессе работы мы применим стилизацию.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Рисунок 4).

Однако упростись форму, вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.

Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки.

Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка.

Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа.

Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему.

Демонстрируются морские камешки.

Ракушки имеют еще более богатую форму и рисунок, которые можно лишь переносить на бумагу языком графики: пятно, линия, точка, тон.

Демонстрируются морские ракушки, иллюстрации ракушек. (Рисунок 5). Демонстрируется раздаточный материал «Декоративное изображение морских ракушек». (Рисунок 6).

Демонстрируется применение декора в стилизованном изображении камешков и ракушек. (Рисунок 7).

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрим изображения, обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений. (Рисунок 8).

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, снег или вода. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем. (Рисунок 9).

Наша декоративная композиция будет выполняться гуашью и кистью, ахроматическими цветами: белый, черный и несколько тонов серого цвета.

3. Демонстрация этапов работы над декоративной композицией.

  • Работа выполняется на листе, который содержит три маленьких квадрата (5Х5) для упражнений и большой квадрат (15Х15) для творческого задания.
  • Идет совместная работа учитель-ученик над упражнениями.
  • Затем учитель демонстрирует основные моменты работы над композицией.

Демонстрация тональной шкалы. (Рисунок 10).

Работа с палитрой начинается с белого цвета с постепенным добавлением черного. Возьмем три тона серого: светло-серый, темно-серый и средний. В своей декоративной композиции старайтесь чистые белый и черный цвета брать совсем немного, обращая больше внимания на нюансы серого цвета. В работе акцент сделать на пятно, пластику линий. Нанесение декора следует ограничить. Работа, выполненная в данной технике, выглядит лаконичной и упрошенно-стилизованной.

4. Демонстрация примера итоговой работы. (Рисунок 11).

5. Практическая работа учащихся.

6.Подведение итогов урока. (Рисунок 12, рисунок 13).

Список литературы:

[1]. Н.М. Сокольникова «Основы композиции», «Основы рисунка». Обнинск. Издательство «Титул». 1996.

[2]. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005.