Общественный смотр знаний "Кислотно-щелочные истории" по теме "Основные классы неорганических соединений"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Обобщить и закрепить знания о важнейших классах неорганических веществ на примере кислот и оснований, их составе, строении, свойствах, применении.

  2. Показать причинно-следственные связи между химическими свойствами и строением, генетическую взаимосвязь веществ.

  3. Развивать экспериментальные умения.

  4. Воспитывать ответственность за результаты своей работы.

Цели для учащихся:

  1. Учиться применять знания при обобщении материала об основных классах веществ.

  2. Определить значение кислот и оснований в жизни человека.

  3. Восхитимся вашими знаниями и покажем достижения.

Оборудование:

  • Лист учета знаний.

  • Задания для самостоятельной работы.

  • Карточки для проведения эксперимента. Лотки с реактивами.

  • Коллекция: применение оснований (аммиак, раствор извести, мыло, шампунь, стеклоочиститель, краска, гуашь), кислоты (аспирин, уксусная, муравьиная, никотиновая, фолиевая, аскорбиновая, лимонная, аминокапроновая, щавелевая, газированная вода, кефир).

  • Видеозагадка. Компьютер, проектор.

  • Проверочный лист для жюри (родителей и старшеклассников).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Цель работы

1

Разминка для ума: “Назвать вещества”

(на доске: СаО, Н24, Р2О5, КОН, Cu, CuSО4, Zn, NaCl, Na2СО3,, Н2О

Называют (правильный ответ-1 балл), считают баллы и выставляют в лист контроля

Показать умение определять принадлежность вещества к классу и называть

2

Определение—шаг в познании. На доске:

  1. оксиды, их классификация;

  2. основания;

  3. кислоты;

  4. соли

Вспомнить признаки классов, дать определения

3

Родственные связи: назвать по три вещества, относящихся к данному классу, определить сходные и отличительные свойства веществ

Работа по карточкам индивидуально, затем сдают жюри и выставляют названные жюри баллы

Умение составлять формулы веществ. Показать связь между строением и свойствами

4

Подумай—выбери. “С какими из перечисленных веществ будет реагировать ваше вещество (бумага, фломастер)

Работа в парах

Вспомнить химические свойства. Показать связь между строением и свойствами

5

Эстафета: осуществить превращения

Р---Р2О5---Н3РО4---- К3РО4

Са --- СаО---- Са(ОН)2------ Са3 (РО4)2.

Работа в группах (соревнование по рядам)

Уметь осуществлять переходы между классами. Показать генетическую взаимосвязь. Развивать навыки написания уравнений реакций

6

Эксперимент.

  1. Проделать реакции, характерные для Са(ОН)2.

  2. Проделать реакции, характерные для СаО.

  3. Проделать реакции, характерные для НCl.

  4. Получить сульфат натрия реакцией нейтрализации

Работа в парах.
Работа в тетрадях

Уметь осуществлять реакции, доказывающие свойства вещества.
Развивать экспериментальные умения

7

Видеозагадка. Кислотно-щелочные истории

Сообщения учащихся об использовании кислот и оснований

Определение значения кислот и оснований в природе и для человека

8.

Подведение итогов. Состав—строение—свойства—применение. Эту зависимость и тесную взаимосвязь мы сегодня подтверждали

Подсчет баллов. Выставление оценок

Формирование способности к адекватному самоконтролю и самооценке

 Лист контроля знаний Ф.И.________________________________

Задания

Количество баллов

1. Разминка для ума “Назвать вещества”

             

2. Определение—шаг в познании

             

3. Родственные связи

             

4. Подумай—выбери

             

5. Эстафета

             

6. Эксперимент

             

7. Кислотно-щелочные истории

             

Общее количество баллов:

Оценка ____

3. Родственные связи. Назвать по три представителя данных классов. Вариант 1.

Ф.И.___________________________________

Определите сходные и отличительные свойства веществ и запишите их цифрами в таблицу

Отличия

Сходство

СаО

Р2О5

 
   
  1. Сложное вещество.

  2. В состав входят атомы металла.

  3. Взаимодействует с водой с образованием гидроксида.

  4. Кислотный оксид.

  5. Взаимодействует с кислотами.

  6. Взаимодействует с щелочами.

  7. Основный оксид.

  8. Вещество можно получить по реакции соединения с кислородом.

  9. В состав входит кислород.

  10. В состав входит неметалл.

3. Родственные связи. Назвать по три представителя данных классов. Вариант 2.

Ф.И.____________________________

Определите отличительные свойства веществ и запишите их цифрами в таблицу

Отличия

Сходство

NаОН

Н24

 
   
  1. Относится к классу оснований.

  2. Относится к классу кислот.

  3. Взаимодействует с кислотами.

  4. Взаимодействует с основаниями.

  5. Взаимодействует с кислотными оксидами.

  6. Окрашивает лакмус в синий цвет.

  7. В состав вещества входит гидроксильная группа.

  8. Окрашивает лакмус в красный цвет.

4. Подумай—выбери. С какими из данных веществ: СаО, Н24, Р2О5, Cu, CuSО4, NaCl, будет реагировать КОН? Сделать рисунок и показать жюри. Например:

6. Эксперимент
Группа № 1.
Используя выданные реактивы, осуществите реакции, характерные для Са(ОН)2.

Дано: соляная кислота, стеклянная трубка для выдыхания углекислого газа, сульфат меди.

Сделайте вывод о свойствах вашего вещества:

“Гидроксид кальция относится к классу……………, поэтому действительно реагирует с…………………………  Общие свойства основаниям придает……………….

6. Эксперимент
Группа № 2.
Используя выданные реактивы, осуществите реакции, характерные для СаО.

Дано: соляная кислота, вода.

Сделайте вывод о свойствах вашего вещества:

“Оксид кальция относится к классу……………, поэтому действительно реагирует с…………………………

6. Эксперимент
Группа № 3.
Используя выданные реактивы, осуществите реакции, характерные для НCl.

Дано: кусочек металла лития, оксид кальция в виде порошка, гидроксид натрия.

Сделайте вывод о свойствах вашего вещества:

“Соляная кислота относится к классу……………, поэтому действительно реагирует с…………………………  Общие свойства всем кислотам придает………………..

6. Эксперимент
Группа № 4.
Получить сульфат натрия реакцией нейтрализации.

Дано: Гидроксид натрия и серная кислота, фенолфталеин.

Вывод: Реакцией нейтрализации называются реакции…………………………

Видеозагадка

На экране ученик достает из рюкзака кефир, мыло, уксус, аспирин, стеклоочиститель со словами: “Мы с отцом взяли все это на рыбалку. Какое отношение имеют эти вещества к теме вашего урока? Распределите их на две группы.

Кислотно-щелочные истории (сообщения учащихся сопровождаются компьютерной презентацией)

Значение кислот в жизни человека.

С кислотами нам приходится сталкиваться ежедневно. Например, дождевая вода только на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ. Углекислый газ из атмосферы растворяется в водяных парах и выпадает слабым раствором угольной кислоты.
Этот слабокислый раствор попадает в грунт, растворяет карбонат кальция в почве. Поэтому вода рек и озер жесткая. А из выхлопных газов автомобилей оксид серы добавляет серную кислоту.
Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, приправы поставляют нам лимонную, уксусную, винную, щавелевую, яблочную кислоты. Все молочнокислые продукты содержат молочную кислоту. Угольная кислота—это газировка и шипучие напитки.
Кислоты нас лечат, например, аскорбиновая кислота—витамин С, ацетилсалициловая—аспирин, фолиевая и никотиновая кислоты, аминокапроновую кислоту вводят капельно в вену как кровоостанавливающее средство. В муравьях и крапиве содержится муравьиная кислота, которую используют при заболевании суставов. Аминокислота глицин применяется как средство, улучшающее память и мозговые функции. Из аминокислот строятся в организме белки.
Соляная кислота в нашем желудке активизирует пищеварительные ферменты, помогает расщеплять белки и убивает бактерии, попавшие в организм с пищей.

Значение оснований в жизни человека.

Все моющие средства, мыло, шампунь представляют собой слабощелочные растворы. Именно щелочная среда создает эффект мылкости, растворяет жир и смывает грязь.
Щелочи обладают и дезинфицирующим свойством. Поэтому совершенно верно показывают в рекламе после применения мыла “Сейфгард” уменьшение бактерий.
Раствор аммиака и стеклоочиститель – это также основания. Щелочной раствор гидроксида кальция Са(ОН)2 (гашеная известь) мы наносим на стены при побелке.
На основе нерастворимых в воде оснований – гидроксидов хрома, железа, кобальта, марганца, меди изготавливают малярные и художественные краски.
А из гидроксида никеля прессуют пластины щелочных аккумуляторов.
Щелочные батарейки мы используем как источники питания для приборов.

Литература:

  1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. М.: АСТ, 1995.

  2. Химическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1988.

  3. Аликберова Л. Занимательная химия. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  4. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. Ярославль.: Академия К, 2000.