Проектный метод на уроке английского языка. Нескучный английский

Разделы: Иностранные языки


Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки учеников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах, самостоятельно приобретая необходимые знания.

Для успешной адаптации во взрослой жизни сегодняшний выпускник должен

  • самостоятельно критически мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельным, уметь работать сообща.

Одной из общепризнанных ценностей современной культуры является творческое мышление. Его развитие - основная задача современной школы. Как нельзя лучше подходящим к заданным целям является проектный метод обучения. В проектной работе на уроках английского языка учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность, опираясь при этом на уже имеющиеся возможности, способности к творческому мышлению. В ходе выполнения ряда проектных тем, представляется возможность реализации межпредметных связей на уроках английского языка, истории, литературы, психологии и информатики.

Проекты предполагают активизацию учащихся:

они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.

В основном большинство проектов выполняются моими учениками в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оцениваю усвоение учащимися определенного учебного материала. Примером таких работ могут служить проекты, которые мы делали с учащимися 5-9-х классов. Это была коллективная работа Учащиеся 6 класса , закончили изучение темы “Характер и внешность” по учебнику Кузовлева проектной работой “Какой я?”. На мой взгляд, заслуживает внимание работа учащихся 8-го класса “Почему стоит посетить Британию?” Этот проект стал последней страничкой целого ряда учебных тем. Среди них – достопримечательности Британии, люди и работа, места отдыха, проблемы подростков. Еще одним примером работы по проектной методике являются брошюры-отзывы о просмотренных кинофильмах учащимися 9-10-х классов

Интересен и неоднозначен, на мой взгляд, стал проект ученицы 10-го класса “Граффити. Искусство или вандализм?”

Я считаю, что при оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.

В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: составление и комментирование расписания уроков (6-й класс), мини-исследовательские проекты (например рейтинг любимых каналов в г. Калиниграде (9-й класс) Это могут быть графические работы в редакторе XL или информационные бюллетни в PUBLISHER и многие другие.

Говоря о нашей повседневной жизни, мы должны отметить, что английский язык все активнее входит в нее. Он выступает не просто как один из языков, а, прежде всего, как средство познания мира.

Для того, чтобы выучить иностранный язык недостаточно понимания одних грамматических правил. На мой взгляд, нужно понять и принять культуру народа, язык которого ты изучаешь. А для этого как нельзя лучше подходит проектный метод. Необходимо отметить, что метод проектов отлично сочетает в себе труд, отдых и творчество. Метод проектов является мощным стимулом к учебе и здоровье сберегающим методом.

Для того, чтобы результаты работы были интересными, яркими необходимо искать новые, неожиданные темы для проектов, которые заинтересуют ребят. На мой взгляд, самая главная составляющая успеха - увлеченность. Безусловно, хорошее знание языка является необходимым условием работы над проектом, но, поверьте не решающим. В своей работе, особенно в последнее время, я придерживаюсь утверждения – есть желание – есть тысяча возможностей, нет желания – есть тысяча причин.

Вот в таких поисках и родился элективный курс, который помогает понять молодым людям принципы взаимоотношений между полами, готовит их к будущей роли отцов и матерей в увлекательной , новой форме.

Вместе с программой элективного курса предлагаю вам познакомиться с некоторыми фрагментами проектов, которые родились в ходе работы с курсом. Это свадебные традиции мира.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.

Анализируя представленный выше практический опыт использования проектной методики, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

А в заключении, хочу сказать,что выполняя ту или иную проектную работу мы тем самым осуществляем своеобразное проецирование прошедших или будущих событий нашей жизни. Проект помогает смоделировать различные ситуации, примерив их на себя. Т.е. проект, на мой взгляд, это наиболее реалистичный метод обучения.

Элективный курс по английскому языку

“Любовь и брак”

(Этика взаимоотношений)

Для учащихся 10-11-х классов

Место курса в общеобразовательном процессе

Элективный курс “Любовь и брак” выполняет функцию поддержки таких общеобразовательных предметов как “Обществознание”, “Психология”, “Литература”, так же перекликается с некоторыми аспектами такого предмета как “Право”( при рассмотрении брачного контракта, Декларации о правах человека, например). Настоящий курс имеет социальную направленность и ставит одной из целей адаптацию молодого человека в современном обществе, умению видеть и решать проблемы личного и социального характера.

Данный курс посвящен проблемам создания семьи и института брака. Курс рассчитан на 17 часов, теоретический раздел посвящен выявлению мнений обучающихся относительно мыслей, содержащихся в пословицах и высказываниях известных поэтов о взаимоотношениях , формах общения, романтических чувствах. В данном разделе так же рассматривается институт брака (на правовой основе) России и Британии.

В увлекательной форме учащиеся могут познакомиться с суевериями, традициями и обычаями вступления в брак в нашей стране и англоговорящих странах. Слушателям будет предоставлена возможность обсудить проблем, подискутировать на тему этики взаимоотношений между юношей и девушкой.

Вторая часть элективного курса – практическая. В этой части курса учащиеся научаться самопрезентации, рассмотрят варианты составления брачного контракта . В ходе семинарских и практических занятий с использованием компьютера научатся представлять и отстаивать свою точку зрения, проявлять толерантность по отношению к собеседнику, аргументировать и убеждать.

Как первая, так и вторая часть курса носят информативный и проблемный характер и призваны служить базой для построения беседы.

Текстовые упражнения направлены на понимание прочитанного, запоминание и частичную активизацию лексических единиц. Особое значение имеет включение в программу курса спорных положений, которые стимулируют аргументированное монологическое высказывание, диалог, ролевые игры.

Цели и задачи курса

 

Основной целью курса является формирование установки и накопление соответсвующих ресурсов для продуктивного сотрудничества в обществе.

В задачи курса входит:

  • овладение основными навыками продуктивного взаимодействия;
  • подготовка к социальной адаптации;
  • оснащение учащихся основными ресурсами для выбора наиболее адекватных и продуктивных способов взаимопонимания и взаимодействия
  • способность принимать решения и нести за них ответственность
  • совершенствование не только устной, но и письменной речи, что предполагает так называемый “свободный перевод”, написание писем, эссе, поэтический перевод;
  • активизация использования компьютера для решения проблем личного характера.

Образовательные результаты:

  • знакомятся с основными терминами и понятиями социального характера, посвященных институту семьи и брака;
  • высказывают и аргументируют свою точку зрения по проблеме;
  • пишут Эссе, письма личного характера, открытки, занимаются поэтическим переводом
  • участвуют в чатах, используя навыки по этике общения;
  • создают мультимедийный проект

Методы преподавания

Объекты контроля

Подход к обучению можно охарактеризовать как коммуникативно-когнитивный.

Коммуникативность избранного метода проявляется в том, что курс представляет собой цепочку специально выстроенных ситуаций, требующих от учащихся вступления в речевую коммуникацию. При этом ситуации ранжированы по сложности.

Когниктивность метода заключается в том, что:

  • языковые явления представляются всегда в контексте;
  • все языковые явления подлежат сопоставлению или сравнению с родным языком;
  • способы презентации языковых явлений предполагают, что учащиеся сами “открывают”;
  • учебные материалы и задания поощряют стремления учащихся рассматривать иностранный язык, как объект исследования, экспериментировать с ним, а так же рефлексию собственного опыта овладения языком.

Основной формой организации занятий является классно-урочная, вместе с тем большое количество заданий проектного типа позволяет использовать разнообразные формы (лекция, семинар, дискуссия, конференция)

В качестве объектов контроля выделяются:

  • лингвистическая компетентность (знание лексики, грамматики, произносительные навыки);
  • речевая компетентность (владение навыками говорения, аудирования, говорения письма перевода).

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

История возникновения института семьи

2

2

Понятие “семья” в литературе

1

3

Моя семья. Родословное дерево

2

4

Этика взаимоотношений

1

5

Твой характер

1

6

Конфликт и его решение

1

7

Любовь в песнях и стихотворениях

3

8

Свадебные традиции в разных уголках мира

2

9

История свадебного наряда

1

 

Знаменитые семьи мира

3

 

ИТОГО

17

ЛИТЕРАТУРА

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000. Некоторые статьи из журналов “Иностранные языки в школе”

  3. ИЯШ, 1991, №3 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. “Проектная  методика обучения ИЯ” 

  4. ИЯШ, 1992, №2 Борисова Е.М. “ Проект на уроках немецкого  языка”

  5. ИЯШ, 1997, №3 Барменкова О.И. “О работе над проектом по учебнику Happy English 2”

  6. Журнал “Speak out”, 2000-2005гг

  7. Приложение к газете “1сентября” “English”

Презентация