Апробация современных дополнительных учебных пособий издательства "Макмиллан"

Разделы: Иностранные языки


УМК ТЕМРО построен на принципах коммуникативной направленности обучения, дифференцированного и интегрированного обучения всем аспектам языка и видам речевой деятельности с учетом наглядности. Работая по TEMPO, учитель ориентирован на более широкое использование материалов страноведческого и лингвострановедческого характера. Подобный подход предполагает достаточно тесную связь с другими дисциплинами школьного курса (география, история).

Объем знаний и умений по иностранному языку, заложенный в этом УМК, сориентирован на общеевропейский стандарт, в соответствии с которым предполагаются весьма обширные и достаточно глубокие знания в области лексики и грамматики, достаточно высокий уровень владения умениями и навыками аудирования, говорения, чтения и письма.

Комплект УМК “TEMPO” построен в русле единой коммуникативно-когнитивной концепции, охватывает основную школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения иностранному языку. Цели обучения на начальном этапе должны соотноситься с конечными целями обучения. В системе непрерывного систематического образования по предмету обучение в средней школе рассматривается как первая, начальная ступень. Решая проблему соотношения между конечными целями и целями начального этапа, авторы данного УМК рассматривают промежуточные (этапные) цели не как автономные, упрощенные, усеченные варианты конечных, а как ростки, в которых заложено все, что планируется получить на выходе, при условии, что процесс выращивания этих ростков продолжается на протяжении всех лет обучения в школе. Во-вторых, привлекло то, что данный курс целиком построен на сюжетной основе. Известно, что обучение детей младшего школьного возраста легко организовать на непроизвольной основе, так как условия реального общения легче моделируются в игре, которая еще долго является одним из ведущих видов деятельности для детей этого возраста. Такой подход авторов очень способствует развитию мотивации школьников к изучению иностранного языка.

Еще одним из плюсов данного УМК, является, предложенный авторами способ обучения грамматической стороне речи с опорой на сознание учащихся, в отличие от широко используемого в раннем обучении имитативного, подражательного пути, при котором детям не объясняется суть грамматического явления, а предлагаются готовые речевые образцы с последующей их отработкой в речи. Недостаток данного подхода заключается в том, что высказывания учащихся при таком способе обучения грамматической стороне речи, как правило, однотипны, лишены личностной оценки, и любая попытка их изменить или расширить влечет за собой большое количество грамматических ошибок. Предлагаемый авторами УМК прием грамматического моделирования позволяет сформировать у учащихся более прочные и гибкие грамматические навыки, поскольку моделирование в этом возрасте, по мнению психологов, является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям. Практика показывает, что грамматическое моделирование является не только посильным и доступным, но и позволяет более эффективно реализовать личностно-ориентированный подход. Ведь модель, как обобщенный образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением, позволяет ребенку выбрать для своего высказывания ту лексику, которая является наиболее значимой именно для него. Кроме того, ребенок получает возможность самостоятельно конструировать фразы, и даже целые высказывания с опорой на различные грамматические модели по мере их накопления.

Очень импонирует заложенное авторами в основу УМК концептуальное методическое положение о том, что обучение разным видам речевой деятельности на иностранном языке должно быть максимально взаимосвязанным. Я полностью разделяю точку зрения авторов о том, что именно затягивание устного вводного курса приводит к тому, что уже на раннем этапе обучения теряется интерес тех учащихся, у которых зрительная память развита лучше слуховой. Откладывать обучение чтению и письму не следует, поскольку это помогает детям узнать достаточное количество опор для запоминания иноязычного материала, создать ситуацию взаимоподкрепления и согласованности в овладении разными видами речевой деятельности. Ранее уже говорилось о скрытом контроле сформированности лексико-грамматических навыков, вплетенном в сюжетную канву урока. Каждый этап или фрагмент урока сделан эмоционально насыщенным, стимулируя интерес школьников к предмету и поддерживая в них чувство успешности.

В данном комплекте используется принцип избыточности, предоставляя возможность учителю вариативно и избирательно использовать предлагаемые в УМК материалы. Многие упражнения носят творческий, развивающий характер. Учитель может предложить учащимся разнообразные виды работ с упражнениями, текстами, что мотивирует их к изучению английского языка, повышает их познавательную активность и даже готовит учащихся к исследовательской работе.

Довольно успешно УМК увязывает материал на повторение с вкраплением новых моментов в уже известные учащимся явления языка. Доля страноведческого материала занимает существенное место.

Словарь состоит из двух частей. Первая, находится в самом учебнике и включает лишь новые слова, которые изучаются в течение года, и их транскрипцию. Вторая часть, находится в рабочей тетради, включает в себя слова, транскрипцию и место для перевода, куда учащиеся вписывают его самостоятельно по мере изучения. Хотелось бы отметить, что словарь помогает в запоминании лексики т.к. работает моторная память, ведь учащиеся таким словарем пользуются очень активно.

Учебник состоит из 6 модулей. В начале предлагается 0 модуль, в котором даны несколько уроков на повторение лексики и грамматики. Затем идут основные 5 модулей, каждый состоит из двух UNITов. В конце каждого модуля предлагается урок на проверку изученной лексики и грамматики в форме тестовых заданий и задания с использованием приема грамматического моделирования.

Каждый UNIT состоит из нескольких уроков, которые построены по определенной системе. Первые несколько уроков – это введение и отработка новой лексики и грамматики. Затем урок закрепления лексики в форме игровых упражнений, страноведческий урок и урок обобщения изученного материала с использованием творческой активности учащихся (PORTFOLIO). Образцы для выполнения предложены в конце учебника, а сами задания выполняются в рабочей тетради.

Каждый UNIT включает в себя тексты на аудирование и упражнения к ним. Надо отметить, что развитию навыков и умений аудирования уделяется достаточно внимания. Для аудирования предлагаются недлинные тексты со временем звучания 2-3 минуты с заданиями “Pre-listening” и “Post-listening”. В каждом уроке присутствуют задания на развитие всех навыков.

Одной из особенностей является то, что в каждом уроке на введение нового материала предложены таблицы с кратким содержанием и целями урока, а также таблицы с грамматическими опорами.

Рабочая тетрадь - ACTIVITY BOOK содержит разнообразные интересные упражнения на закрепление лексико-грамматического материала. Большим плюсом данного компонента является отсутствие ключей в конце рабочей тетради, что позволяет в достаточной мере проконтролировать знания учащихся и поставить реально заработанную оценку.

В рабочей тетради каждый UNIT начинается с грамматического файла, в котором кратко изложены грамматические правила, изучаемые в данном UNITе, с примерами и пояснениями. Затем предлагаются упражнения на отработку лексики и грамматики, не разделенные по урокам, т.е. учитель сам может выбирать упражнения. Но затем задания разделены по занятиям: страноведческий урок, портфолио, урок чтения с заданиями “pre-reading”, урок проверки знаний. В конце каждого модуля предложены дополнительные упражнения на закрепление.

Рассмотрим некоторые особенности УМК на примерах раздела 3.

Первый урок—введение новой лексики, в котором представлена ключевая лексика в картинках или фотографиях. После работы с учебником можно предложить упражнения из рабочей тетради:

Следующий урок – введение нового грамматического материала. Основное преимущество урока в том, что в нём отрабатываются все учебные навыки: аудирование, чтение, письмо, диалогическая и монологическая речь.

В начале таких уроков даны небольшие рамки, в которых перечислены краткие и четко сформулированные цели раздела. Первое упражнение – диалог, в котором представлены основные языковые формы, изучаемые на уроке, направленное на развитие навыков аудирования и чтения. Второе упражнение “Comprehension” ставит своей целью проверку понимания текста, предложенного в первом упражнении. На подобных уроках обязательно содержатся таблицы с правилами к грамматическим структурам, представленным в диалоге упражнения 1 “Grammar focus”. Упражнения 3 и 5 отрабатывают новые грамматические правила, 4 и 7 упражнения даны на развитие монологической и диалогической речи, а 6 упражнение на развитие письма. Часто в конце урока даны упражнения со значком “Extra” - это дополнительные упражнения для тех учеников , которые закончили работу раньше остальных.

После уроков на введение отработку нового материала предлагается урок на закрепление лексики с заданиями в игровой форме: игры, викторины, головоломки и песни. Здесь показаны уроки третьего и четвёртого разделов.

В каждом разделе предложены страноведческие уроки, которые помимо заданий в учебнике содержат и упражнения в рабочей тетради. На таких страницах предложена страноведческая информация об аспектах жизни молодого поколения в англо-говорящих странах.

Урок на отработку навыков чтения находится в рабочей тетради и содержит задания к тексту, некоторые из которых необходимо выполнить до чтения, что способствует формированию уверенного чтения.

В конце каждого раздела и каждого модуля предложены уроки на проверку усвоенного материала. В них содержатся задания на проверку усвоения лексики и грамматики изучаемой в данном разделе/модуле, которые отличаются большим разнообразием.

В рабочей тетради каждый раздел начинается с грамматического файла, который служит опорой для выполнения заданий.

Подводя итоги, хочется отметить, что на настоящий момент вряд ли существует более удачный и подходящий вариант УМК для преподавания английского языка. В. К тому же данный УМК в полной мере помогает организации личностно-ориентированного урока, что является особо актуальным в последнее время.

Итак, УМК TEMPO способствует тому, чтобы:

1. Найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности;

2. Создать благожелательную творческую атмосферу на уроке;

3. Постоянно обращаться к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности;

4. Искать и находить наиболее эффективные пути усвоения знаний;

5. Раскрыть и реализовать личностные особенности и ученика и учителя.