Классный час "И мужество, как знамя, пронесли"

Разделы: Классное руководство


Цели и задачи:

  • развитие нравственно-патриотического воспитания студентов;
  • воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам;
  • привитие священного чувства любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите;
  • показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа, акцентируя внимание на своих земляках – ишимбайцах.

Оборудование:

  • компьютер;
  • видеопроектор;
  • проекционный экран;
  • приложение (Презентация Microsoft PowerPoint). (см. приложение).

Музыкальное оформление:

  • аудиозапись песни “Священная война” (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедя-Кумача);
  • аудиозапись песни “Богатырская сила” (муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова);
  • музыка из кинофильма “Семнадцать мгновений весны”;
  • музыка из кинофильма “9 рота”.

Оформление зала:

  • слова эпиграфа: Есть в голосе моём звучание металла.

Я в жизнь вошёл тяжелым и прямым
Не всё умрет. Не всё войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.

  • плакат “И мужество, как знамя, пронесли”;
  • плакат “С праздником”;
  • экспонаты музея Ишимбайского нефтяного колледжа (материалы о ветеранах колледжа – участников ВОВ, выпускниках колледжа – воинах-интернационалистах);
  • цветы, воздушные шары.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Звучит музыка из кинофильма “Семнадцать мгновений весны” (приглушенно), на экране проецируется слайд №1 (см. приложение).

Ведущий: (на фоне песни) Все может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

Ведущая: Сегодня, накануне Дня Защитника Отечества, мы собрались, чтобы поговорить о русской воинской доблести. В самом названии этого дня – День Защитника Отечества – заложено благородное призвание и обязанность – защищать Родину и свой народ. Солдат Отечества, воин России.

Ведущий: На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.

Ведущая: Обратимся к истории России и нашего государства.

Вопрос 1. В каком году был принят Закон о праздновании Дня Защитника Отечества? (1995 год).

Вопрос 2. Кто главный герой русских былин? (Богатырь).

Вопрос 3. Назовите самые известные имена былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

Вопрос 4. Назовите старинное название русского войска. (Рать).

Вопрос 5. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 года. (Бородинское сражение).

Ведущая:

Тебе не раз враги грозили.
Тебя сметали – не смели.
Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не могли.
Тебя топтали – не стоптали.
Тебя сжигали – не сожгли.
Мы все с тобою испытали
И даже больше, чем могли.

Звучит аудиозапись песни “Богатырская сила” (приглушенно).

Ведущий: (на фоне музыки) Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.

(На экране проецируется картина “Три богатыря” см. приложение, слайд №2).

Ведущая: В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине, как о самом мужественном бесстрашном, честном, преданном Отечеству, и верном в дружбе. О русском князе Игоре Святославовиче и храбрости воинов его дружины сохранено и рассказано в русском эпосе “Слово о полку Игореве”.

(На экране проецируется репродукция картины “Слово о полку Игореве” см. приложение, слайд №3).

Ведущий: И вновь в 1830 году войско великого князя Дмитрия Донского разбило татаро-монгольские полчища на Куликовом поле.

Ведущая: О подвиге солдат и русского дворянства во время Отечественной войны 1812 года рассказал великий русский писатель Лев Толстой в романе “Война и мир”.

(На экране проецируется репродукция картины “Война и мир” см. приложение, слайды №4, 5).

Ведущий: Но не долго отдыхали от ратных дел русские солдаты.

Звучит аудиозапись песни “Священная война”. (На экране проецируется слайд №6, см. приложение).

Ведущая:

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималсь страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачевые звезды
На полотнах знамен унося.

Звучит, приглушенно, аудиозапись песни “Эх, дороги”. (На экране проецируется слайды №7-10 о ВОВ, см. приложение).

Ведущий:

Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано…
Может быть, увидено в кино,
Может быть, в романе вычитано.

Ведущий: Вы помните этот день?

Ведущая: А вы?

Ведущий: Я не помню, я родился в 87-м

Ведущая: Война, 60 лет прошло…

Ведущий: Война… от Москвы о Берлина – две тысячи шестьсот километров.

Ведущая: Так мало, правда? Это, если поездом, то менее двух суток, самолетом – три часа.

Ведущий: Перебежками и по-пластунски – четыре года…

Ведущая: Четыре года…

Ведущий: Тысяча четыресто восемнадцать дней!

Ведущая: Тридцать четыре тысячи часов!

Ведущий: И двадцать семь миллионов погибших советских людей…

(На экране проецируется слайд №11, см. приложение).

Ведущий: Двадцать семь миллионов погибших на две с половиной тысячи километров. Это значит: десять тысяч восемьсот убитых на километр, двадцать два человека на каждые два метра земли!

Ведущая: Двадцать семь миллионов погибших за тысячу четыресто восемнадцать дней. Это значит: девятнадцать тысяч убитых ежедневно, восемьсот человек в час, тридцать человек каждую минуту…

Ведущий: Двадцать семь миллионов погибших в соотношнии ко всему населению тех лет. Это значит: каждый шестой… вдумайтесь! Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.

Ведущая: Двадцать семь миллионов погибших… А сколько же это неродившихся детей? А сколько осталось вдов и сирот? Каким счетом измерить человеческое горе?

Ведущий: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. Обратиимся к истории.

Вопрос 1. Кто был Верховным главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны? (И.Сталин).

Вопрос 2. Кто командовал Парадом Победы на Красной площади в Москве? (Г.Жуков).

Ведущий: И ни при каких обстоятельствах русские люди не пали духом. Сегодня у нас в гостях ветеран ВОВ. Слово предоставляется Ивану Максимовичу Шкода.

(После выступления ветерана студенты задают вопросы).

Звучит песня “Журавли” (муз. Я.Френкеля, сл. Я.Гамзатова) в исполнении студента колледжа Ядгарова Вадима.

Ведущая: Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Ведущая: В нашем колледже открыт мемориал памяти погибших преподавателей и учащихся техникума, где высечены имена 30 погибших. Среди них 2 Героя Советского Союза.

(На экране проецируется фотография мемориала. См. приложение, слайд №12).

Ведущая: В музее колледжа собран большой материал о Великой Отечественной войне. Руководит этой работой преподаватель истории Малик Исхакович Загидуллин.

(На экране проецируются материалы музея. См. приложение, слайд №13). Звучит музыка из кинофильма “9 рота”.

Ведущий: (на фоне музыки) Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. Официально это называлось “выполнение интернационального долга”.

(На экране проецируются кадры из кинофильма “9 рота”. См. приложение, слайды №14-21).

Ведущий: Все мы знаем, сколько наших ребят полегло на афганской земле. Они свой долг выполнили с честью, а вот выполнили ли долг перед ними те, кто посылал их на эту войну?

В нашем городе создан Союз ветеранов Афганистана. Слово предоставляется участнику войны в Афганистане Ильдусу Фаритовичу Хабибуллину.

(После выступления воина-интернационалиста студенты задают вопросы). Звучит песня “Есть только миг” (муз. А.Зацепина, сл. Л.Дербенева) в исполнении студента колледжа Курбакова Ильи.

Ведущая: Закончилась война в Афганистане, но вновь не спят матери, провожая своих сыновей на службу в армию. Все новые и новые “горячие точки” вспыхивают на карте нашей страны, и среди них ставшее для многих страшным слово “Чечня”.

Чтец: Посвящается двадцатилетним!

Прожившим так мало,
Прожившим так много!
Я, словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Таджикистан,
Как в сорок третьем горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам всего двадцать лет?
Захватили житейские хлопоты,
Мы идем навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому не известно,
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть, через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить,
Оценить, так чего ж я достиг,
Разграничить – что было и стало.
Разделить – темноту и свет.
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет?
Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда еще выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу,
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
Тишина. Перебор гитарный.
Не за эту ли тишину
Погибают росссийские парни,
Не по песням узнав про войну?
Да возможно ль такое, возможно ли?
Да! Возможно! Сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет?

Ведущий: Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского долга.

Слово участнику чеченской войны Ильшату Хазиеву.

(После выступления участника чеченской войны студенты задают вопросы).

Звучит песня “Давай за…” в исполнении студентов колледжа Ядгарова Вадима, Мухамадеева Эдика.

Ведущая: Пройдут года. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие нынешние дискусссии об “афганцах”, “чеченцах” и попреки, так больно их задевающие. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны остануться в народе ничем не изгладимой трагической меткой. Остануться стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись – тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вертуться домой. А кто вернулся – помнит. Помнит о подвигах, о боевых друзьях. Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Звучит музыка из к\ф “9 рота”. Минута молчания.

Ведущий: Миллионы человек погибли, чтобы на Земле был мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, пусть и региональных.

Ведущий:

Помните, через века, через года,
Поините, о тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните.
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

(На экран проецируется слайд №22. См. приложение).

Ведущий: Мы поздравляем всех ветеранов, всех мужчин и студентов нашего колледжа с праздником – Днем Защитника Отечества.

Вручение цветов и подарков.

Ведущий: Спасибо, всем!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Колеватова Т.К. Русская воинская доблесть. Газета “Последний звонок” - 2004. – Вып. 10.
  2. Смирнова Н.В. Подвигу народа – жить в веках! Газета “Последний звонок” - 2004. – Вып. 1.
  3. Час мужества: Поэзия периода Отечественной войны. – М., Просвещение, 1990.
  4. 100 вопросов – 100 ответов: Все об армии. Сб. Вып. 8 – М.: Молодая гвардия, 1982.
  5. Энциклопедия для мужчин – М.: Издательская фирма “Идеал”, 1992.
  6. Я познаю мир: История России. – М.: АСТ, 2002.
  7. Из собрания государственной Третьяковской галереи. М. “Изобразительное искусство”. 1984.