Влияние функциональной асимметрии мозга на развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Разделы: Школьная психологическая служба


Функциональная асимметрия мозга – это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушарием.

Изучение межполушарных различий имеет большое значение для решения проблемы в образовании. По утверждению Джозефа Богена нынешний упор в системе образования на приобретение вербальных навыков и развитие аналитического мышления обуславливает пренебрежение к развитию важных невербальных способностей. А в таких условиях одна половина мозга ''голодает'' и ее потенциальный вклад в развитие личности в целом игнорируется.

По мнению Спрингера и Дейча исследование латеральности должно быть в тех направлениях, которые касаются ловкости и ориентировки в пространстве, оно должно быть непременным фактором при оценке школьной зрелости ребенка при поступлении в школу. Оно важно во всех случаях: воспитательных затруднениях, нарушениях в поведении. Следует тщательно изучить состояние здоровья ребенка, функции органов, моторики – здесь и возникает проблема латеральности – проявления действия и взаимодействия мозговых гемисфер.

Исследования асимметрии мозга вызвали интерес к общей проблеме неравнозначности правой и левой рук и показали различие между лево - и праворукими в отношении организации мозга, что позволяет задать ряд вопросов: каково значение этих различий, если таковые имеются, для интеллекта, творческих способностей?

Какие факторы в первую очередь обуславливают леворукость (гены, жизненный опыт, небольшие повреждения мозга)?

Проблема функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга является очень сложной т.к. различия в работе левой и правой гемисферы маскируются избыточностью мозговой деятельности обеспечивающей дублирование и повышающей ее надежность.

Иванова Е.Н. говорит о том, что ''латерализация функций оказывается доступной точному исследованию, прежде всего в условиях клиники или при применении пока еще малораспространенных методов изучения здоровых испытуемых''.

Вследствие этого проблема асимметрии в общем, психологическом плане остается пока недостаточно изученной, а по многим аспектам существуют противоречивые мнения. В связи с этим, целью нашего исследования было:

  1. Проанализировать и апробировать методики диагностики функциональной асимметрии.
  2. Изучить микровозростные особенности становления функциональной асимметрии в преддошкольный и начальный школьный периоды.
  3. Определить влияние доминирующего полушария на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
  4. Определить роль механизмов асимметрии в формировании школьной зрелости.

Поставленные задачи были выполнены в ходе экспериментального исследования.

В качестве объекта исследования были взяты две группы детей:

1 группа – дети, поступающие в первый класс.

2 группа – учащиеся, заканчивающие обучение в 1 классе.

Исследование проводилось с помощью методик на определение типа латеральности:

- 8 тестовых ситуаций, предложенных чешскими авторами.

- методика Озерецкого (круги).

- динамометрия (статическая мышечная сила обеих рук).

- теппинг-тест Ильина (динамическая сила обеих рук, сила нервной системы).

Интеллектуальная сфера изучалась при помощи следующих методик:

- методика исследования интеллекта Д. Векслера (8 субтестов: 1,2,5,6,7,9,10,11);

- корректурная проба (таблицы Бурдона и кольца Ландольта);

- словесно-логическое мышление (методом исключения).

- графический диктант.

Анализ экспериментальных данных позволил сделать следующие выводы:

1.При изучении микровозрастных особенностей становления функциональной асимметрии в преддошкольный и начальный школьный периоды выяснилось, что у дошкольников психические процессы протекают на фоне более выраженной асимметрии.

При анализе типа латеральности у испытуемых 1 и 2 групп, оказалось, что существует широкий спектр индивидуальных типов латерализаций в коре головного мозга, что проявляется в разном соответствии ведущих руки, ноги, глаза, уха. Нам удалось выявить 6 типов латерализации:

1. РР (100 – 90%) сходящаяся доминантность правой руки и правого глаза.
2. РР (89 – 80%) сходящаяся, менее определившаяся доминантность правой руки, глаз правый.
3. РхL (100 – 90%) перекрестная доминантность правой руки и левого глаза.
4. РхL (89 – 80%) перекрестная доминантность правой руки и левого глаза, доминантность правой руки менее определившаяся.
5. А/Р (74 – 50%) неопределенная доминантность правой руки, глаз правый.
6. LL (49 – 50%) сходящаяся, менее определившаяся доминантность правой руки, глаз левый.

2. Подтвердили литературные данные о том, что многие виды деятельности у девочек протекают на фоне большей асимметрии, чем у мальчиков, особенно это касается дошкольного возраста.

3. Возрастной анализ психического и физического развития детей показал, что сила правой и левой рук возрастает от дошкольного к школьному возрасту.

Половозрастной анализ умственной работоспособности показал, что у дошкольников более высокая устойчивость и точность произвольного внимания. При этом, девочки опережают мальчиков по показателям точности, а мальчики – по скорости при достоверности различий и при р=0,05 и р= 0,001.

4. Корреляционный анализ позволил выявить связи КА (коэффициента асимметрии) с умственной и физической работоспособностью, а также с возрастом. Так в рамках возраста от 6 лет 5 месяцев до 8 лет 7 месяцев имеется прямая связь возраста и степени выраженности асимметрии, т. е. в дошкольном возрасте асимметрия установилась, а в школьном возрасте начинает развиваться в сторону увеличения и оказывает положительное влияние на кратковременную память, на характеристики невербального мышления.

Таким образом, механизм асимметрии выполняет регулирующую функцию в формировании школьной зрелости, механизмов познавательной деятельности. И это проявляется в высокой индивидуализации асимметрии и их зависимости от возрастных и половых особенностей.

Кроме того, использование данных об индивидуальном латеральном профиле ребёнка, рекомендаций Сиротюк А.Л., Семенович А.В. по организации учебной деятельности с учётом психофизиологических особенностей, показывает положительное влияние на усвоение учебного материала учащимися.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Список литературы.

  1. Ананьев Б. Г., Беккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. АПН РСФСР, 1959.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968.
  3. Бодалев А. А. “Личность и общение”. М., 1983.
  4. Вернадский В. И. “О правизне и левизне”. АН СССР, 1940.
  5. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А. Н. М. “Просвещение”, 1973.
  6. Выгодский Л. С. “Собрание сочинений в 6-ти томах”, Т.6,М. “Педагогика”, 1984.
  7. Головей Л. А. “Опыт изучения психомоторной организации человека”. Кандидатская диссертация. ЛГУ. 1973.
  8. Диагностика умственного развития дошкольников. М.1978.
  9. Еремеева В. Д. Тип латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости. Ж.-л. “Вопросы психологии”, 1989, №6.
  10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х томах, М.1986.
  11. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М, 1961.
  12. Зинченко П. И. О формировании непроизвольного и произвольного запоминания. Советская педагогика, 1954, №4.
  13. Иванова Е. Н. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга человека при зрительном опознании. Кандидатская диссертация, ЛГУ, 1979.
  14. Кураев Г. А. Функциональная асимметрия коры головного мозга и обучение. Ростовский университет, 1982.
  15. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. Проблемы развития психики. АПН РСФСР, 1959.
  16. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. МГУ. 1962 г.
  17. Мозг и разум. Под ред. Дубровского Д. И. М. “Наука”, 1994.
  18. Мухина В. С. Психология дошкольника. Л.1986.
  19. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина, Венгера Л. А., 1988.
  20. Оценка возрастных и индивидуальных различий в развитии интеллектуальных функций. Методическое пособие. Л, 1990.
  21. Пенфилд В., Робертс Л. Речь и мозговые функции. Л. “Медицина”, 1964.
  22. Пейпер А. “Особенности деятельности мозга”. Л.1962.
  23. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  24. Психологический словарь. Под ред. Петровского А. Н. М.1983.
  25. Розенгарт - Пупко В. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М., 1948.
  26. Руднев В. И. О произвольной деятельности правого и левого полушарий в связи с вопросами о воле. Казань, 1914.
  27. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ, М., 1990.
  28. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  29. Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
  30. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга М., 1960.
  31. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.