Использование нестандартных уроков в системе профильного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Сегодня в России происходит очередная реформа системы образования. Ничего неординарного в этом нет: образование – та область человеческой деятельности, где реформы обязательны и неизбежны. Меняется общество, и соответственно необходимы изменения в системе обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Основная идея модернизации современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одной из приоритетных задач “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” стала разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы.

Профильное обучение – особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными интересами.

В концепции профильного обучения ясна выражена мысль том, что система специализированной подготовки (профильного обучения) – это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и запросами.

Профильное обучение вводится в режиме личностно ориентированного подхода.

Из дидактики известно, что обучение – это целостный процесс, в котором сливаются в органическом единстве два неоднозначных процесса – преподавание и учение, которые призваны “перерасти” в сотворчество учителя и ученика; это процесс духовно-нравственных, умственных, эмоциональных и физических взаимодействий, необходимых для реализации образовательных и воспитательных задач.

Преподавание в системе профильного обучения – это ценностное отношение к старшекласснику, к культуре, к творчеству, это забота о здоровье обучающегося; внимательное отношение к его жизнедеятельности; это создание и постоянное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей образовательной среды; это признание личностно ориентированной, развивающей и творческой направленности содержания и технологии обучения; это забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика.

Кроме того, преподавание в системе профильного обучения – это процесс мотивированного, опосредованного управления учением обучающегося в целях перевода его из состояния пассивного исполнителя в положение активного субъекта самообучения, саморазвития, самосовершенствования.

На наш взгляд, одним из средств достижения этой цели являются нестандартные уроки. Главная цель нестандартных уроков в системе профильного обучения – возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Естественен вопрос: “Чем вызваны эти творческие поиски, что побудило к ним?” Причин несколько. Во-первых, безразличие учащихся, которое является производной индифферентности, охватившей значительную часть нашего общества. Во-вторых, в стране резко упал престиж образования и знаний, в том. В-третьих, введение всеобщего среднего образования и попытка обучения всех всему одинаково в одном классе привели к тому, что уровень преподавания для хороших и средних по знаниям учащихся был сильно занижен, следствием чего стала потеря интереса этой довольно многочисленной группы к занятиям. В-четвертых, непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление благодаря средствам массовой информации; поэтому занятия с ней методами, базирующимися на авторитарном нажиме, приказе, сегодня неприемлемы. Все это вместе взятое и вынуждает творчески мыслящих педагогов энергично искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и занятиям, соответствующие особенности контингента нынешних учеников, помогающие слабым учиться, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возрастную самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным, следовательно, они позволяют посмотреть на ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании.

В настоящее время известно огромное число нестандартных уроков. Назовем некоторые из них: урок-инициатива, урок-соревнование, урок-аукцион, урок-дидактическая игра, урок-сочинение, урок-изобретательства, выпуск “живой газеты”, комплексно-творческий урок, урок, творческий отчет, осмотр самодельной выставки, урок-КВН, урок-путешествие, устный журнал, семинар, конференция, урок-диалог, урок-дискуссия, учебная встреча, урок-суд, урок-лекция, урок-презентация.

Исходя из практики, считаем, что нестандартные уроки, выполняют несколько функций:

- развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности;

- позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;

- развивают творческие способности учащихся;

- способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;

- являются хорошим средством от информационной перегрузки.

Потребность в таком уроке ощущают и сами ученики. Но необычность формы, по нашему мнению, не может быть самоцелью, она должна быть подчинена главному – обучать, воспитывать, развивать.

Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для ребят праздником, взлетом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа подростка словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес.

Большинство нестандартных уроков требует активного участия учеников и выполнения двух обязательных, с нашей точки зрения, условия. Во-первых, так или иначе, готовиться к уроку должны все. Во-вторых, никто из школьников не должен знать всей окончательной программы, чтобы всем этот урок дал ощущение неожиданности, радости, чуда.

Безусловно, нельзя считать нестандартные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Мы выступаем за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.