Разработка урока по русскому языку (программа "Начальная школа XXI век") на тему "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Учить классифицировать имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным, определять род, число и падеж имен прилагательных.
  2. Учить решать проблемные задачи.
  3. Создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.

Оборудование.

  1. Рисунки для динамической картины: березовый лес, весна, солнце, луч, цветок, скворец.
  2. Таблички для схемы-опоры “Имя прилагательное”.
  3. Таблица с проблемной задачей.
  4. Карточки-рисунки “Подснежник” для рефлексии.
  5. Музыкальные записи П.И Чайковского “Март”, “Подснежник”.
  6. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- Ч.2, (Начальная школа XXI века).

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята! Поднимите на меня свои глазки.

Я посмотрю, все ли у вас в порядке.

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?

А что мы будем исследовать, вы узнаете позже.

II. Минутка чистописания.

Звучит музыкальная запись П.И.Чайковского “Март”.

Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.

- Кто же пришел? (Весна)

- Назовите первый звук? ([в?] )

- Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный,

на письме обозначается буквой "вэ".)

Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

На доске:

В в

Ве Вн Во Вл вм вя вт вп

Дети записывают строчки букв и соединений.

III. Орфографическая минутка.

Весна - замечательное и прекрасное время года.

В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Хотите увидеть?

Дополните предложения, подходящими по смыслу словами, запишите эти слова и объясните орфограммы.

Учитель называет предложение, показывает картинку, прикрепляет на доску, моделирует картину.

Ученики называют слово, записывают в тетрадь и объясняют орфограммы.

Мы отправились в … лес. березовый
Там уже хозяйничает... весна
Все ярче пригревает... солнце
На землю оно послало свой первый... луч
Лучик разбудил душистый … цветок
А вот и первый вестник весны. Мы любуемся... скворцом

Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весною.

IV. Введение в тему урока.

Прочитайте записанные слова и разделите их на две группы.

Зачитайте первую группу.

- По какому признаку вы определили слова в первую группу? (Это имена существительные.)

Докажите. (Слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)

- Какие признаки имен существительных вы еще знаете? (Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.)

Обратимся ко второй группе слов. Зачитайте.

- На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)

Дополните эту группу своими примерами. Ставьте вопросы. (Дети приводят примеры.)

- Как называют такие слова? (Это имена прилагательные)

- Что вы о них знаете? (Имена прилагательные обозначают признак, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Какую часть речи мы сегодня исследуем? (Сегодня на уроке мы будем исследовать имя прилагательное.)

Определите тему урока.

На доске.

Имя прилагательное

Какие бы цели вы поставили к сегодняшнему уроку?

Просмотрите материал 109 урока. (Будем учиться задавать вопросы к именам прилагательным, записывать прилагательные по группам, определять род, число, падеж.)

А еще на уроке вы познакомитесь с начальной формой имени прилагательного.

Прочитайте на стр. 68, что вы еще в 3 классе узнаете о прилагательном. (Узнаем, какие признаки предметов называет имя прилагательное. Что такое качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Как образуются имена прилагательные. Какими членами предложения они обычно бывают.)

V. "Исследование " имени прилагательного.

Приступаем к исследованию имени прилагательного.

Упр. 1. - устно. Прочитайте текст.

- Из какой сказки отрывок? (Русская народная сказка “Царевна-лягушка”.)

Находим прилагательные, задаем к ним вопросы.

Дети выполняют задание.

Брат (какой?) старший.
На двор (чей?) боярский.
Против терема (чьего?) девичьего.
Брат (какой?) средний.
У крыльца (какого?) красного.
Дочь (чья?) купеческая.
Брат (какой?) младший.
В болото (какое?) грязное.

- На какие же вопросы отвечает имя прилагательное? (Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья?)

Учитель дополняет схему - опору.

На доске.

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

- Для чего нужны прилагательные в тексте? (Текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для уточнения.)

2. Классификация имен прилагательных.

Упр.2, стр.69. - Записать слова по группам.

Работаем по вариантам. Дети, работающие по I варианту, выписывают прилагательные, обозначающие цвет, II вариант – размер, III вариант – материал, IV вариант – время, V вариант – принадлежность кому-либо.

Проверим ваши работы.

Учитель открывает запись на доске. Самопроверка.

I в. II в. III в. IV в. V в.
Цвет Размер Материал Время Принадлежность
        кому-либо
белый большой хрустальный осенний бабушкин
желтый длинный каменный майский мамин
  узкий кожаный утренний заячий

- Назовите прилагательные, которые образованы от имен существительных.

- Каким способом они образованы?

Упр. 3, стр.69 - работаем в парах.

Найдите лишнее слово из каждой группы.

У вас должна получиться новая группа имен прилагательных.

Подумайте, как можно ее назвать.

Дети работают в парах.

Проверка.

овальный

кривой

квадратный

круглый

- Как вы назвали эту группу? (Форма)

- Какие признаки предметов называет имя прилагательное? (Ответы детей.)

Учитель дополняет схему - опору.

На доске.

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

называет признаки предметов

3. Решение проблемной задачи.

Прочитайте словосочетания.

На доске таблица с проблемной задачей.

нежный подснежник

ранняя весна

солнечный день

Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? (Выслушиваются предположения учащихся.)

Подумаем вместе.

Сравните два предложения.

На доске.

Раскрылся нежный подснежник.

Раскрылся нежный.

- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

- Какой вывод можно сделать? (Главное слово - существительное.)

- Согласимся мы теперь с Дашей?

4. Прочитайте рубрику 'Тайны русского языка" стр.70.

- От чего зависит имя прилагательное? (Имя прилагательное зависит от существительного)

- Как изменяется форма имени прилагательного? (В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.)

- Как называется такая связь? (Такая связь называется согласованием.)

- Во множественном числе род имен прилагательных не определяется.

Учитель дополняет схему - опору.

На доске.

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

называет признаки предметов

изменяется по родам, числам и падежам

Форма единственного числа мужского рода именительного падежа имени прилагательного называется начальной формой.

Согласуем существительное подснежник с прилагательным нежный. (Подснежник (какой?) нежный - м.р., ед.ч., Им.п.)

Нежный (подснежник) – начальная форма.

Учитель дополняет схему - опору.

На доске.

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

называет признаки предметов

изменяется по родам, числам и падежам

начальная форма – м. р., ед. ч., и. п.

Прочитайте рубрику " Это важно знать'' стр. 71.

VI. Физминутка.

Подснежник - самый храбрый из первоцветов.

Древнерусская легенда рассказывает: “ Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне”.

У П.И.Чайковского есть пьеса "Подснежник" из цикла "Времена года". Давайте послушаем ее и отдохнем.

Звучит пьеса "Подснежник" П. И. Чайковского. Дети выполняют соответствующие движения.

- Что вы услышали? (Дети делятся своими впечатлениями.)

- Какую часть речи вы использовали в своем описании?

VII. Продолжение "исследования" имени прилагательного.

Учимся определять род, число и падеж прилагательных.

Упр.5, стр.71.

Лесных шорохов - мн.ч., Р.п.
С душистыми ландышами - мн.ч., Т.п. - у доски
Спелую землянику - ж.р., ед.ч., В.п.
Березовый лес - м.р., ед.ч., И.п.
В беличьем дупле - с.р., ед.ч., П.п. - с комментированием
Пушистому хвосту - м.р., ед.ч., Д.п.
Соловьиным пением - с.р., ед.ч., Т.п.
У глубокой норы - ж.р., ед.ч., Р.п. - самостоятельно
О дубовой роще - ж.р., ед.ч., П.п.
Красивыми озерами - мн.ч., Т.п.

Два ученика выполняют самостоятельную работу за "шторками".

Учитель работает индивидуально с учащимися группы В (слабые).

Проверьте свою запись с записью товарищей. Исправьте ошибки, недочеты, если они имеются.

Самопроверка.

Молодцы! Умеете контролировать товарища и самого себя.

Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание.

Стр. 70-71, прочитаете рубрики " Тайны русского языка", "Это важно знать", выполните упр. 4.

IX. Рефлексия.

Подведем итоги исследовательской работы. Просмотрите схему-опору. Возьмите карточки-рисунки “Подснежники” и ответьте на вопросы.

Учитель закрывает схему-опору.

На партах у детей лежат карточки.

Что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Как изменяется имя прилагательное?

Какую форму имени прилагательного называют начальной?

И заключительный разговор нашего урока-исследования.

Давайте поговорим о ваших впечатлениях и чувствах.

Закончите предложения.

На магнитной доске.

Я испытывал затруднения, когда…

Я обращусь за помощью к ….

Я работал с…настроением.

Я…доволен собой.

(Ответы детей.)

Молодцы! Урок окончен.