Технология природосообразной педагогики — одно из направлений качественного обучения чтению и письму младших школьников

Разделы: Начальная школа


Технология природосообразной педагогики - одно из направлений качественного обучения чтению и письму младших школьников

Вопросы, вопросы, вопросы…

Они возникают перед учителем с того момента, когда он отважился шагнуть в эту заманчивую и таинственную науку - педагогику. Они не оставляют его в покое ни на день, ни на час. Он пытается найти на них ответы, но вопросы возникают вновь, еще более сложные, чем прежде. И вновь поиски. А вопрос: "Как трудный процесс чтения сделать интересным и полезным?" - волновал и волнует всех учителей начальной школы. Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить читать? Что нужно сделать, чтобы дети полюбили книгу, научились красиво и грамотно писать? Вопросы, вопросы, вопросы…

И попробовала я найти ответы с помощью природосообразной технологии Алексея Михайловича Кушнира, главного редактора журналов “Народное образование”, “Школьные технологии”, кандидата психологических наук.

Прослушала курс лекций, изучила теоретические материалы по данной технологии. По авторским рекомендациям разработала серию уроков, согласовала их с научным руководителем и, получив добро, приступила к работе.

Для внедрения данной технологии, как и для любой другой, в первую очередь необходима материальная база, создание которой вполне реально. Это аудио и видеокассеты, компакт-диски, художественная литература, книги под редакцией автора.

На уроках открываются широкие возможности использования технических средств. Каждый из уроков создает ситуацию успеха. Интересный сюжет, магнитофон, постоянно поддерживают ритм работы. Проверка восприятия текста идет ненавязчиво - с помощью экспресс-опроса. Это ложные и истинные высказывания, вопросы, отвечая на которые, дети в тетрадях ставят плюс или минус, что вырабатывает внимание к мельчайшим деталям текста.

Чтение про себя на время и оценивание с позиции сравнения с самим собой, отрыв только от собственных достижений, а не от достижений других - активизирует читательскую самостоятельность учащихся, а музыкальные паузы, чтение текста песен с напечатанного, "караоке" точно реализуют задачи обучения чтению.

О необходимости межпредметной связи говорили педагоги разных эпох. Технология А. М. Кушнира открывает большие возможности интеграции уроков. Ориентация на 2-3 минутные сообщения по всем предметам помогает детям уже во втором классе обрабатывать объемные информационные массивы, готовясь к выступлениям. Сообщения могут быть различными как по форме, так и по содержанию: чтение с листа, дикламирование, рассказ, доклад по конспекту, пение, инсценирование, пантомима. Содержание может быть связано с читаемыми книгами, изучаемой темой по математике, окружающему миру или просто с праздником. Еженедельные уроки устного слова предполагают использование звукового ориентира, но уже в особом режиме, рассчитанном на развитие эмоциональной экспрессии. Это прослушивание драматических произведений в исполнении профессиональных актеров и поэтов. Возможный вариант дальнейшей работы – продолжение чтения произведения по образцу.

Очень полюбили дети минутки чистописания с использованием кальки. Эти упражнения помогают не только научиться красиво писать, но и развивают орфографическую зоркость, память, эстетические чувства, так как хорошая музыка всегда вызывает положительные эмоции. Работа из урока в урок захватывает ребят. Даже первоклассники, не умея писать, с удовольствием копируют новую страницу, одновременно заучивая текст новой песни. Тренировка на кальке даёт свои результаты довольно быстро. Получив графический ориентир, рука приобретает уверенность. Появляется беглость при письме, после чего возможен переход на следующий вид деятельности – списывание, узнавание в тексте знакомых орфограмм.

Проведенные, совместно с психологом, мониторинги уровня тревожности на уроках чтения показывают, что дети чувствуют себя комфортно, легко идут на общение, свободно высказывают свое мнение. Это способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся. В связи с этим повышается мотивация обучения.

Тревожность на уроках чтения учащихся на конец эксперимента

Мотивация обучения на начало эксперимента

Мотивация обучения учащихся на конец первого года эксперимента

Мотивация обучения учащихся на конец второго года эксперимента

Данная технология дает возможность создать условия, при которых дети с разными способностями добиваются успеха в учении на максимально возможном для них уровне, помогает избежать перегрузок и сохранить здоровье детей. Эти уроки являются открытым для каждого ребенка пространством приобщения к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное личное переживание.

Внедрение данной технологии успешно решает проблему техники чтения, повышает качество образования, развивает творческие способности учащихся, активизирует их познавательную деятельность.

Приложение