Интегрированный урок по литературному чтению и трудовому обучению в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Построение собственной мысли о понятии “хокку”, “хайку”, “оригами”.
  • Сравнение своего понимания с другими “Я”.
  • Развитие умения доказывать собственную мысль с опорой на трехстишия, схемы.

Форма организации: учебный диалог.

Средства: учебник, проектор, экран, толковый словарь, схема, образец готового изделия.

Ход урока.

Организационный момент.

Звучит японская музыка.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

На доске карточки с фамилиями Барто, Михалков, Иссё, Заходер, Кикаку, Басё, Пушкин, Ранран.

- На какие две группы можно разделить эти фамилии?

- Обоснуйте свои действия?

- Какая тема сегодняшнего урока?

Весь строй японской жизни, протекавший в замкнутых географических условиях, вызвал стремление японцев к малым формам в культуре.

Это и складной веер, который как считается, изобрели японцы и непрочный легкий дом, лишенный какого-то внутреннего убранства.

Черно-белый сухой сад состоит только из камней и гальки. Живопись, которая состоит лишь из белой бумаги, кисти и черной туши.

Японская культура довольно часто причисляется к “закрытым” культурам. Не сразу, не с первого знакомства открываются европейцу своеобразие японской эстетики, непривычное очарование японских обычаев и красота памятников японского искусства.

Всего три строчки, несколько слов, а воображение читателя уже нарисовало картину.

Лодка.

Хокку или хайку, как вам угодно. Родина Япония. Дата рождения – средние века. Открыв один раз сборник хокку, вы навсегда останетесь пленником японской поэзии. (Использование толкового словаря). В чем же тайна этого необычного жанра?

- Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела…
О, с какой неохотой! Басё

Вот так чутко японцы относятся к природе, трепетно наслаждаясь ее красотой, впитывая ее.

Современный японец, как маленький ребенок, будет любоваться цветущей сакурой, вишней , осенними кленами, полыхающим огнем.

- От людских голосов
Пугливо вздрагивают по вечерам
Красавицы вишни. Исса

Цветы.

В Японии очень любят цветы, причем, предпочитают простые, полевые с их робкой и неброской красотой.

Кузнечик – скрипач. Не ешь его лягушка.

Семейные торжества приурочиваются к цветению сакуры, к осеннему полнолунию. Весна на островах не совсем похожа на нашу, европейскую, с таянием снегов, ледоходами, разливами. Она начинается с буйного цветения. Розовые соцветия сакуры восхищают японцев не только своим множеством, но и недолговечностью. Лепестки настолько недолговечны и непрочно держатся, что при малейшем дуновении ветерка на землю струится розовый поток. В эти дни все стремятся выехать в парк, за город.

Вслушайтесь, как лирический герой казнит себя за то, что сломал ветку цветущего дерева:

Камнем бросьте в меня,
Ветку цветущей сливы
Я сейчас обломил! Кикаку

Первый снег – тоже праздник. В Японии он тоже выпадает не часто. И все же первый снег – праздник. Открываются окна и японец любуется снежными хлопьями, которые ложатся на лапы сосен, на кусты в саду.

- Первый снег.
Я бы насыпал его на поднос
Все бы глядел и глядел. Кикаку

Заполыхали осенней листвой клены. В Японии праздник любования багряной листвой кленов.

- О, кленовые листья.
Крылья вы обжигаете.
Пролетающим птицам. Сико

Все хокку – обращения. К кому? К листьям. Почему именно к кленовым листьям обращается поэт? Он любит их яркие краски: красные, желтые – обжигающие даже крылья птицам.

В классическом трехстишие должно быть отражено какое-то время года.

Вот Исса заговорил об осени:

- Крестьянин в поле.
И дорогу мне указал
Сорванной редькой! Исса

О скоротечности печального зимнего дня Исса скажет:

- Клюв свой раскрыв.
Запеть не успел крапивник.
Кончился день.

А здесь вы, без сомнения, вспомните знойное лето:

- Дружно слетелись
К спящему комары.
Время обеда. Исса

На середину марта приходится замечательный праздник – цветения сакуры. А вот в этом году цветение сакуры запоздало из-за природных условий и к празднику на веточках расцвело всего лишь по 2 – 3 цветочка. (Из вестей).

- Еще с одним из видов японского искусства вас познакомит Вера Николаевна.

Постановка проблемы.

В Японии много разных искусств, вы уже познакомились с искусством “Хокку” или “Хайку”. Многие в Японии занимаются искусством “Икибана” - это составление букетов из веточек, коряг, цветов, листиков . Есть еще в Японии искусство, которое называется “Банзай” - это выращивание маленьких деревьев. А вот чем мы сегодня займемся, вы узнаете ответив на мой вопрос.

“Какое искусство появилось в Японии с изобретением бумаги в Китае?” (ответы детей).

А что такое “Оригами”? (ответы детей).

Давайте посмотрим как толкуется это слово в толковом словаре (зачитать).

Кто был точнее всех? (ответы детей).

С появлением бумаги в Китае, в Японии появились ширмы, вееры . И сегодня в Японии многие занимаются “Оригами”. Фигурки, выполненные методом “Оригами” используются в повседневной жизни и во время праздников. Бумажный журавлик давно известен как символ мира и талисман счастья . Его изображают на открытках с пожеланиями здоровья.

5 мая в Японии объявлен днем мальчиков, в этот день всем мальчикам дарят бумажного карпа, как символ силы и мужества .

А мы сейчас с вами прикоснемся к древности и выполним старинное японское изделие “Сундучок Санбо” .

Такие коробочки Санбо японские монахи ставили в древних храмах на алтари, оставляя в них рыбу, овощи, как символическое подношение Божеству.

Решение проблемы.

С чего мы начнем выполнять сундучок? (ответы детей). Давайте рассмотрим схему. Какие условные обозначения вам не понятны? (ответы детей). В схеме вы встретили новые условные обозначения:

Раскрыть.

Повторить сзади, сбоку.

Увеличить изображение.

Какие инструменты и приспособления нам понадобятся для выполнения работы? (ответы детей).

Что нужно помнить при работе с ножницами? (ответы детей).

Самостоятельная работа.

Выполнение японского изделия “Сундучок Санбо”.

Выполнить данную коробочку вам поможет схема на стр. 18 учебн. Т.Н. Проснякова “Уроки мастерства”. Кто выполнит эту работу, тот может принять участие в конкурсе на самый маленький “Сундучок Санбо”.

Рефлексия.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Кого бы вы хотели похвалить за этот урок?
  • За что бы вы хотели похвалить?
  • Как вы думаете, где мы можем использовать данную коробочку?
  • Кому бы хотели сказать спасибо за урок?