Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепить знание таблицы сложения и умение выполнять вычитание чисел в пределах десяти; повторить состав чисел первого десятка (7,8,9,10) .
  • Проверить умение учащихся выбирать нужное арифметическое действие (сложение, вычитание) для решения задач.
  • Проверить знания чисел от 10 до 20 и умение их называть.
  • Развивать интерес к изучению предмета.
  • Формировать у детей потребности общения с природой и навыков поведения в ней.

Оборудование урока:

  • Загадки, ребусы, таблицы с числами от 10 до 20, веера с числами (обратная связь) для устного счёта.
  • Карточки с изображением птиц.
  • Карточки с задачами.
  • Демонстрационный материал для повторения состава чисел.
  • Индивидуальные магнитные доски.

“ПОЧЕМУЧКА” - это вопрос или проблема экологии, на который необходимо найти ответ.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Вот мы с вами на уроке,
А за окном, друзья – зима.
Там воробей стучит по стёклам,
А вот синица у окна.
Чтоб в мир природы окунуться,
Поможет нам сейчас урок.
И мы отправимся все вместе
В зимний лес на часок.

(Учитель открывает доску)

“ПОЧЕМУЧКА” Посмотрите, какие пушистые ёлочки! Ребята, как вы думаете, что будет на нашей планете, если вдруг исчезнут все деревья?

В нашем лесу ёлочки необычные, они “математические”. Давайте вместе повторим состав чисел. Вы хором читаете, а ответ показываете с помощью разрезных цифр, которые лежат у вас на партах.

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О СОСТАВЕ ЧИСЕЛ 7, 8, 9, 10.

Состав чисел 7, 8, 9, 10..

Зимой птицам и животным приходится очень трудно, многие погибают от холода и голода.

“ПОЧЕМУЧКА” - Как мы с вами можем помочь птицам перезимовать?

На уроке, решая примеры и задачи, мы будем помогать птицам. А весной они будут радовать нас своим пением.

Весёлый попугай принёс нам задания. Давайте посмотрим, что он нам приготовил.

3. УСТНЫЙ СЧЁТ.

А) Отгадав первый ребус, вы узнаете задание.

Ребус: С 3 Ж

Стриж – птица, которая очень быстро летает, развивает скорость до 170 км/ч. Стрижи предлагают нам быстро и правильно назвать числа.

Реализация задания:

Дети, глядя на карточку, должны назвать числа в правильном порядке.

На карточках записаны числа: 9…13, 13…19, 16…20, 20…15, 14…10.

Ребус: 40 А

Сорока – хитрая птица, она решила перепутать все числа. Посмотрите внимательно и назовите числа в порядке возрастания.

Запись на доске: 2, 10, 8, 4, 6

Реализация задания:

  • -Назовите числа.
  • -Назовите самое маленькое число.
  • -Назовите самое большое число. Какие цифры используем в записи этого числа?
  • -Какое число “лишнее” и почему?
  • -Запишите числа в тетрадь.
  • -Прочитайте свою запись.
  • -Используя эти числа, запишите неравенства в два столбика. Кто больше составит неравенств, к тому прилетит на парту сорока. Будьте внимательны!

Б) Решение задач.

1. Кормушку повесили

Дети для птиц,

Туда прилетело 5 синиц,

1 ворона и 2 сороки.

Кто же нам здесь побыстрее ответит,

Сколько же птичек увидели дети? 5+1+2=8 (п.)

Реализация задания:

У каждого ученика на парте есть индивидуальная магнитная доска. Ребята слушают задачу, самостоятельно записывают решение.

Поверка задания:

-Прочитайте решение задачи.

-Что обозначает число 5? 1? 2?

-Почему вы решили задачу с помощь сложения?

2. А в суровые метели
К дому птицы прилетели.
3 воробья и 4 синички
Сколько будет птичек? 3+4=7(п.)

Ребята слушают задачу, самостоятельно записывают решение.

Поверка задания:

-Прочитайте решение задачи.

-Что обозначает число 7? Как вы его получили?

-Почему вы решили задачу с помощь сложения?

-Каких птиц на кормушке было больше? На сколько?

3.Девять ворон на крышу сели,
Две потом улетели.

Сколько ворон осталось на крыше? 9-2=7(в.)

Поверка задания:

-Прочитайте решение задачи.

-Почему на крыше осталось 7 ворон? Как вы это узнали?

-Почему вы решили задачу с помощью действия вычитания?

Обобщение:

Что надо знать, чтобы решить задачу правильно? Где пригодятся знания и умения решать задачи?

“ПОЧЕМУЧКА” Что произойдёт с нами, если не будет леса?

4. ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА.

А) Решение выражений.

На дереве висит кормушка. Ночью шёл снег и засыпал всё зерно. Давайте принесём птичкам пшено.

Реализация и проверка задания:

На партах лежат кружки, на которых написаны примеры (сложение и вычитание чисел первого десятка)

Ученики берут кружок с примером, читают, используя математические термины, а другие ученики, с помощью сигнальных карточек, сигнализируют, если была допущена ошибка.

Б) Самостоятельная работа.

На нашу кормушку прилетел ещё один гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю,
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый….воробей!

Посмотрите, какой весёлый воробей! Но он рассыпал все примеры.

Реализация задания

Используя числа от 1 до 9, составьте, запишите и найдите значения выражений.

Допускается составление примеров разной степени сложности.

1 уровень сложности: - решение примеров без перехода через десяток.

2 уровень сложности: - решение примеров с переходом через десяток.

Поверка задания:

Проверяю правильность выполнения задания во время проверки тетрадей, делаю выводы об уровне развития вычислительных навыков учеников.

ФИЗМИНУТКА

5.САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

Реализация задания:

Ученики получают карточки с текстами задач разного уровня, ребёнок выбирает ту задачу, с которой, по его мнению, он справится сам.

Задачи на карточках:

  • На кормушку прилетели 3 голубя и 4 снегиря. Сколько всего птиц было на кормушке?
  • На ветке рябины было 5 синиц и столько же воробьёв. Сколько всего птиц на ветке?
  • Ваня посадил 9 деревьев, а Петя на 3 дерева больше. Сколько деревьев посадил Петя?

Поверка задания:

Проверяю правильность выполнения задания во время проверки тетрадей, что впоследствии помогает уделить больше внимания на отстающих учеников.

“ПОЧЕМУЧКА” Какую роль в жизни леса играют птицы? Что вы сделаете, если в лесу увидите гнездо птицы? Почему?

ФИЗМИНУТКА

6.ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.

Ребята, а кого называют лесным доктором?

Дети смотрят на иллюстрацию с изображением дятла на стволе дерева. Как вы думаете, почему у дятла такой большой клюв? А вы знаете, что язык у дятла длиной 15 см. А зачем ему такой длинный язык?

“ПОЧЕМУЧКА” Что произойдёт с деревом, если дятел навсегда улетит из леса?

Дятел приготовил для нас своё задание:

Реализация задания:

На листе ученика изображён дятел, на котором записаны примеры. Ребята должны решить и раскрасить дятла, используя таблицу цветов.

На доске таблица цветов:

Белый 6
Чёрный 8
Красный 9
Коричневый 7
Жёлтый 10

 Поверка задания:

После выполнения задания учитель показывает правильно раскрашенную птицу. Дети выполняют проверку самостоятельно.

7. ИТОГ УРОКА.

Подведём итог урока.

Где пригодились знания состава чисел 7,8,9,10?

Из каких частей состоит задача? Что надо сделать, чтобы решить задачу правильно?

О чём вы будете помнить, уходя с урока?

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Ребята, которые сидят на первом ряду, дома нарисуют в альбоме зимний лес.

Ребята, которые сидят на втором ряду, нарисуют птиц, которые были у нас в гостях.

Ребята, которые сидят на третьем ряду, нарисуют веточку рябины, на которой сидят снегири.

Завтра, используя ваши рисунки, мы будем составлять задачи.